Тема 5. Законность и правопорядок. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание
I. Задания для самостоятельной работы
1) Заполните пробелы в схеме:
|
|
2) Соотнесите содержание колонок по проблеме «содержание принципов законности и их сущность»:
Принцип верховенства закона | Понимание и применение нормативно-правовых актов на территории всей страны должно быть одинаковым | ||
Принцип единства законности | В процессе реализации правовых норм все субъекты права в равной степени должны соблюдать законы и нести юридическую ответственность за их нарушение | ||
Принцип равенства перед законом | Отступление от требований закона по мотивам целесообразности, пользы, выгоды является недопустимым | ||
Принцип недопустимости подмены законности целесообразностью | В процессе правотворчества ни один из его субъектов не может издать нормативно-правовые акты, противоречащие закону; если в процессе реализации права правоприменительный орган сталкивается с ситуацией, когда нормативно-правовой акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение на основе последнего |
Приведите аргументы за и против точки зрения видного российского юриста А.Ф. Черданцева, который писал: «Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность».
4) Соотнесите содержание колонок по проблеме «принципы правопорядка и их содержание»:
Законность | Соответствие правопорядка представлениям общества о добре, зле, чести, достоинстве, одобряемым с общественной точки зрения | ||
Конституционность | Обеспеченность принудительной силой | ||
Справедливость | Реальное действие права в государстве, соответствие конституции, законов правовым идеалам, их правовой характер, соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права | ||
Гарантированность | Подчинение правопорядка конституции |
Рекомендуемая литература:
Основная
Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. – М., 2004.
Правоведение. / Под ред. Н.И. Архиповой, Н.И. Косяковой. – М., 2004.
Правоведение. / Под ред. О. Е. Кутафина. – М., 2004.
Правоведение. / Под ред. М.Б. Смоленского. – Ростов-на-Дону, 2004.
Дополнительная
Батуркин В.Г. Понятие и структура правового сознания. // История государства и права. – 2004. - № 5.
Борисов В.В. Правовой порядок. / Общая теория государства и права: академический курс. В 2 тт. / Под ред. М.Н. Марченко. - Т.2. - М., 1998.
Виноградов Н.А., Пиджаков А.Ю. Правосознание и национальная идея. // История государства и права. – 2005. - № 4.
Дашин А.В., Ломакина И.Б. Особенности этнического правосознания в генезисе традиционной правовой культуры. // История государства и права. – 2005. - № 9.
Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993.
Кирсанов И.В. Природа правового воспитания. // История государства и права. – 2007. - № 9.
Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние. // Журнал российского права. - 1998. - №1.
Львов А.Г., Фролов В.В. Проблемы обеспечения законности в России. // История государства и права. – 2005. - № 2.
II. Рекомендации по выполнению заданий
Задания по содержательной линии «Законность и правопорядок» определяют уровень владения основными понятиями: «законность», «целесообразность», «правовой режим», «конституционная законность», «гарантии», «правоохранительная система», «деформация», «правопорядок», «общественный порядок» и др.
Для выполнения заданий определитесь с основными понятиями указанной проблематики, соотнесите понятие или правовой термин с конкретным правовым явлением, с возможной деятельностью и др. Для решения некоторых заданий используйте логическое мышление.
При рассмотрении данной проблемы, помните, что в настоящее время одним из приоритетных направлений в правоведении является изучение вопросов реализации законности в России.
Данные исследования представляются чрезвычайно важными, даже не столько с их теоретической направленности, сколько с практической точки зрения, связанной с необходимостью претворения в жизнь провозглашенных в Российской Федерации принципов построения правового государства, гражданского общества, признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изучение данной темы следует начать с анализа понятия «законность». Особое внимание обратите на материал учебников по правоведению и уяснить, что законность – это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом. Учтите, что в современной юридической литературе существует несколько точек зрения относительно субъектов законности (лиц, на которых распространяются ее требования) и сферы ее действия (Н.В. Витрук, В.В. Лазарев, А.Ф. Черданцев и др.).
Значительное внимание уделите категории «правопорядок», который представляет собой фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, возникшее в результате воплощения в жизнь правовых предписаний. Уясните для себя, как соотносятся правопорядок и законность.
При изучении категории «правосознание», помните, что форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регулируемом им поведении. Выясните, какими существенными особенностями характеризуется правовое сознание. Уясните содержание основных функций и структурных элементов правосознания. Учтите, что в зависимости от того или иного критерия (субъекты, уровень отражения правовой действительности) правосознание может быть: индивидуальным, групповым и общественным; обыденным, профессиональным, научным).
Особое внимание уделите понятию, структуре и видам правовой культуры. Детально проанализируйте понятие и формы правового воспитания.
После изучения данной темы ответьте на предложенные ниже вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое законность? На каких принципах она базируется?
2. Перечислите общие гарантии законности и раскройте их содержание.
3. В чем состоит особенность специально - юридических гарантий законности?
4. Что в юридической науке понимается под конституционной законностью? Из каких элементов состоит конституционная законность?
5. Как соотносятся между собой законность и правопорядок?
6. Что такое дисциплина? Какие виды дисциплины вы знаете? Приведите примеры нарушения дисциплины каждого вида.
7. Что такое правосознание? В чем особенности правосознания как формы общественного сознания?
8. Какие виды правосознания существуют? Чем профессиональное правосознание отличается от научного?