Тема 10. Возникновение и развитие советского права (октябрь 1917-1920 гг.)

1. Характеристика источников советского права в период его становления: законотворчество, революционное правосознание, отношение к дооктябрьскому законодательству. Законодательные органы. Формы законодательных актов.

2. Создание основ трудового, брачно-семейного, гражданского и уголовного права, характеристика законодательных актов.

3. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года.

4. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года.

5. Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию 1919 года.

6. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года.

Методические указания

В период становления Советской власти законодательство отражало особенности этого периода, с его помощью решались принципиально важные задачи. Поэтому в первом вопросе следует начать с перечисления таких задач и их краткой характеристики, а уже потом перейти непосредственно к законодательным органам и характеристике форм законодательных актов. Формы законодательных актов следует раскрывать по их юридической силе.

Раскрывая второй вопрос, следует дать краткую характеристику основных декретов, принятых по вопросам трудового, брачно-семейного, гражданского и уголовного права. Говоря об основах трудового права, обязательно раскройте положения декретов «О восьмичасовом рабочем дне», «О биржах труда», «О страховании на случай болезни», «О трудовых книжках» и т.д. Раскройте правовой статус бирж труда, их функции. При характеристике основ гражданского права отметьте, что в период «военного коммунизма» оно не могло получить развития в связи с сужением сферы товарно-денежных отношений, введением государственной монополии на торговлю хлебом и многими другими товарами, продразверстку, отмену оплаты услуг, распределение продуктов по карточкам. При характеристике уголовного права, обратите внимание на то, как регулировались вопросы уголовной ответственности ввиду отсутствия единого Уголовного закона. Остановитесь, прежде всего, на «революционном правосознании», выясните причины, которые препятствовали кодификации этой отрасли права. Обязательно изучите и приведите примеры актов, в которых содержались составы отдельных преступлений, например, декрет «О взяточничестве» 1918 г.

По третьему вопросу следует сказать, что в изучаемый период создается советское семейное право, основой для его развития становится Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Проанализируйте его основные положения. Дайте характеристику кодекса законов об актах гражданского состояния 1918 года как первого в истории России семейного кодекса и первого Советского Кодекса. Начните работу с изучения предпосылок создания Кодекса, истории его подготовки и принятия. Разберитесь в содержании главного принципа, отраженного в Кодексе – принципе гражданского брака. Обратите внимание на: судьбу церковного брака как юридического института, порядок заключения и расторжения брака, органы регистрации актов гражданского состояния, последствия упрощения процедуры развода. Раскройте личные и имущественные права и обязанности супругов. Уделите внимание вопросу установления отцовства и материнства.

Требуют внимательного изучения и основные положения Кодекса законов о труде 1918 г., в особенности те его нормы, в которых закреплялись права трудящихся. Постарайтесь объяснить, почему КЗоТ 1918 г. устанавливал социальное обеспечение, а не социальное страхование.

Особо обратите внимание на Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию 1919 года. Расскажите, какие земли и кому отводились, в каких целях организовывались советские хозяйства, на каких принципах и в каких формах.

Говоря о значении «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР», надо остановиться на понятии преступления и наказания, целях и видах наказания в этот период.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем проявлялось значение Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве для раскрепощения женщины?

2. Как сказалась отмена церковного брака на представителях других конфессий? Почему до революции семейное право не выделялось в отдельную отрасль?

3. Какую роль играли проблемы собственности в семейном праве до 1917 г.? Какое место имущественные вопросы занимали в Кодексе и почему?

4. Каковы личные права и обязанности детей и родителей? Раскройте имущественные права и обязанности детей и родителей.

5. Какие органы осуществляли опеку?

6. Каков порядок установления и снятия опеки и попечительства. Кто может быть опекуном? Как защищались права лиц, находящихся под опекой? Ответственность органов опеки?

7. Как вы поняли, что такое «трудовая повинность»?

8. Назовите основные формы труда по КЗоТу 1918 г.?

9. Каково значение КЗоТ 1918 г. для современности?

10. Что такое социализация земли?

11. Назовите и охарактеризуйте основные формы сельскохозяйственного производства.

12. Мог ли считаться безработным по «Положению о страховании на случай безработицы» от 11 декабря 1917 г. любой человек, не имеющий работы?

Практические задания:

Задачи по тексту Руководящих начал по уголовному праву РСФСР (12 декабря 1919 г.):

Задача 1.Сахаров поздно вечером возвращался домой через пустырь, где на него напали хулиганы. Защищаясь, Сахаров ударил одного из нападавших и сломал ему нос, остальные убежали. Спустя несколько дней, пострадавший пожаловался на Сахарова, обвиняя его в нанесении тяжкого вреда здоровью. Понесет ли Сахаров наказание?

Задача 2. Кузькин уговорил своих приятелей Хорькова и Мишкина ограбить ночью кассу в продуктовом магазине, но сам на «дело» не пошел. Хорькова и Мишкина задержали на месте преступления. Чтобы оправдать себя, они указали на то, что идея ограбления принадлежит Кузькину. Кто же понесет наказание?

Задача 3. Матушкин, находясь в тяжелом материальном положении, был вынужден украсть у соседа из сарая мешок картошки, и при этом попался с поличным. Какое наказание ему определит суд?

Задача 4. Гражданин Китая Ли Си Мин совершил тяжкое преступление у себя на родине. Под видом китайского товарища, поддерживающего советскую власть, он прибыл в РСФСР, будучи абсолютно уверен в безнаказанности своего деяния. Имеет ли право уголовный суд РСФСР судить гражданина Ли Си Мина за это преступление?

Задача 5. Десятилетний Коля Мушкин был пойман кондитером, когда пытался украсть из магазина пакетик со сливочными тянучками. Позже выяснилось, что Коля ежедневно добывает себе еду таким образом. Привлекут ли мальчика к уголовной ответственности?

Задача 6. 13-летний Вася Сидоров увел у соседей со двора корову, при этом сильно напугав маленькую дочь владельцев коровы. При попытке продать корову Вася был пойман односельчанами. Какое наказание он понесет?

Задача 7. Гражданин Смирнов, сбежав из психиатрической больницы, решил отомстить отцу, который его туда определил. Пробравшись к своему дому он поджег сарай и напал на отца, пытаясь нанести ему увечье. Соседи потребовали строго наказать Смирнова, так как от его действий на улице начался пожар. Какое наказание понесет Смирнов?

Задача 8. Силкин, сам являясь человеком не очень физически сильным, в краже мешков с зерном участвовать не мог, но помог разработать план хищения, поддавшись уговорам товарищей, что ему за это ничего не будет, так как он непосредственно не крал. Так ли это? Как можно определить роль Силкина в данном деянии?

Задача 9. Гражданка Сафронкина, оказавшись без средств к существованию, совершила, чтобы накормить своего ребенка, в первый раз преступление – кражу продуктов в магазине. Ее поймали. Какое наказание ей будет определено?

Задача по КоБС 1918 г.: Студенты Казанского университета Станислав и Наташа в 1918 г. заключили брак по религиозным обрядам. Но затем, встретившись с материальными трудностями и не видя путей их преодоления, Станислав решил разорвать брачный союз и обратился в местный суд с просьбой о расторжении брака, не получив соглашения Наташи. Какое постановление должен был принять местный суд?

Источники

  1. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (1917-1991 гг.) / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Зерцало, 1997. – 592с.
  2. Активно используйте материалы справочной системы Консультант Плюс (http//www/vrn/ru/ic/syst/html Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс»).

Специальная литература

1. История государства и права СССР / под ред. О.И. Чистякова, Ю.С. Кукушкина. – М. : Юридическая литература, 1971. – 432с.

2. История государства и права СССР. Т I / под ред. Калинина, Гончарова. – М. : Юридическая литература, 1971. – 430с.

3. Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. – М. : Норма, 2001. – 384с.

4. Нечаева А.М. Семейное право. – М. : Юристъ, 2005. – 336с.

5. Сырых В.М. История государства и права: советский период. – М. : Юристъ, 1999. – 488с.

Тема 11. Кодификация советского законодательства в период НЭПа.

1. Необходимость кодификации законодательства при переходе к НЭПу. Разработка и принятие кодексов РСФСР.

2. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года.

3. Основные положения трудового и земельного кодексов РСФСР 1922 года.

4. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года, его содержание.

5. Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР 1923 года, их роль в совершенствовании правосудия.

6. Общая характеристика исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 года.

7. Принятие нового уголовного кодекса РСФСР 1926 года, его характеристика и основные нововведения.

8. Общая характеристика кодекса о браке, семье и опеке 1926 года, его нововведения.

Методические указания

Необходимо выяснить, в чем состояла необхо­димость кодификации советского права с переходом к но­вой экономической политике, на чем концентрировались проблемы укрепления революционной законности и право­вых гарантий, направленных против «злоупотребления НЭПом».

Покажите ход разра­ботки и принятия Гражданского кодекса. На основе анализа текста, следует рас­крыть основные институты и особенности гражданского права: формы собственности, положение государственной собственности, ограничение частной собственности, а также принципы реализации частного предпринимательства. В заключение следует охарактеризовать значение Гра­жданского кодекса 1922 г. для развития советского права, отметить, до какого времени он сохранял силу.

Покажите ход разработки и принятия Уголовного ко­декса 1922 г. На основе анализа текста следует рас­крыть основные институты и особенности уголовного права: понятие преступления, состав преступления, принципы на­значения наказания, виды преступлений и наказаний. Осо­бое внимание следует уделить хозяйственным преступлени­ям, нарушениям законности в частнопредпринимательской деятельности. В заключение следует охарактеризовать значение Уго­ловного кодекса 1922 г. для развития советского права, от­метить, до какого времени он сохранял силу.

По такой же схеме проанализируйте и другие, выносимые на изучение, законодательные акты.

Практические задания:

Задание 1. Найдите в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. статьи, регулировавшие использование земель сельскохозяйственного назначения, и покажите, каким из них отдавалось предпочтение. Допускалась ли аренда земли и использование наемного труда в земледельческих хозяйствах? На решение, каких задач было направлено аграрное законодательство 1920-х гг.?

Задание 2. Сопоставьте Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. с аналогичным Кодексом 1918 г., проанализируйте его содержание и раскройте суть его новых положений.

Задание 3. Задачи по тексту Уголовного кодекса РСФСР (26 мая 1922 г.):

Задача 1. Гражданин Ивашкин случайно увидел, как его сосед Мирный выронил ключи от квартиры и подобрал их, решив вечером вернуть владельцу. Однако из-за любопытства Ивашкин проник в квартиру Мирного. Не удержавшись от соблазна, он взял золотые часы и десять рублей. Через час мучений совести он вернул все вещи обратно в квартиру, а ключи отдал соседу. Можно ли квалифицировать действия Мирного как преступные?

Задача 2. Уезжая в командировку, Фролов попросил Никитина присматривать за автомобилем в гараже, тем более, что сам гараж очень старый и требует капитального ремонта. После отъезда Фролова, Никитин перегнал машину в свой гараж для большей безопасности. Наутро оказалось, что гараж обокрали. Вернувшись, Фролов обвинил Никитина в незаконном использовании автомобиля, и в том, что гараж обокрали из-за плохого присмотра. Согласится ли суд с подобной квалификацией действий Никитина?

Задача 3. Галкина решением суда признали причастным к организации банды, орудовавшей в селе Сосновка. Банда совершала неоднократные разбойные нападения на дома жителей села. Суд постановил выслать Галкина из Сосновки сроком на 5 лет с конфискацией имущества как социально опасного для этой местности элемента. Правомерно ли решение суда?

Задача 4. Став случайной свидетельницей разговора возле кабинета начальника оборонного завода, Сушкина, даже не подозревая, что эти сведения являются государственной тайной, за ужином рассказала о них соседке. Определите, есть ли в действиях Сушкиной состав преступления?

Задача 5. Миша Сомов на войне потерял отца и остался сиротой. Чтобы выжить, он прибился к группе людей, которая нарушала движение поездов. Миша неоднократно с приятелями разбирал железнодорожные пути, останавливал поезда, что приводило к тяжелым последствиям. К какому наказанию приговорит суд Мишу Сомова?

Задача 6. Гражданин Краскин, портной, в приближении майских праздников решил сшить себе красивую рубашку. Подходящей материи для этого не нашлось, и Краскин использовал флаг РСФСР. Можно ли усмотреть состав преступления в его действиях?

Задача 7. Андреев попросил своего знакомого художника Соснова нарисовать «из интереса» несколько денежных знаков государственного образца. Потом Андреев отпечатал их на работе другого своего знакомого – Голубева. Этими банкнотами он расплатился за обед в ресторане. Работники ресторана обратились в милицию. Кто и в какой мере понесет наказание за изготовление фальшивых денежных знаков?

Задача 8. Заключенный Зыкин совершил побег из тюрьмы, взломав замок и задушив при этом охранника. Через месяц Зыкина поймали. Какое наказание его ждет?

Задача 9. Матушкин, позарившись на добро скрипача Петрова, который проживал возле мельницы, убил его. У Петрова остался сын Арсений. Опасаясь Матушкина, мальчик сбежал в город и через неделю вернулся с группой товарищей, решив отомстить. Они стали играть на скрипке по ночам возле мельницы, чем ввергали в суеверный ужас жителей окрестных деревень. Можно ли усмотреть в действиях детей состав преступления?

Задача 10. Доктор Семенов поругался со своим соседом Пуховым. Через некоторое время доктор был вызван для оказания помощи жене Пухова, но отказался лечить больную, ссылаясь на ссору. В результате жена Пухова скончалась. Какое наказание понесет Семенов?

Задача 11. Гражданин Рыков, в результате драки искалечивший своего товарища, на суде утверждал, что его не должны подвергнуть наказанию, так как из-за состояния опьянения он не мог отдавать отчет в своих действиях, что по данному УК является причиной освобождения от наказания. Согласится ли с его доводом суд?

Задача 12. В 1924 г. случайно выяснилось, что в 1921 г. лошадь, пропавшая из хозяйства крестьянина Сидоркина, была украдена гражданином Фединым. Федин факт кражи не отрицал, но заявлял, что за давностью, за преступление наказан судом не будет. Прав ли он?

Задача 13. Гражданка Борина, которую регулярно избивал муж, задумала наказать его. Однажды он вернулся пьяным, оскорбил ее и лег спать, а она несколько раз ударила спящего мужа скалкой, в результате чего у того оказалось сотрясение мозга. Борин требовал строго наказать супругу, а дети считали, что мать следует оправдать. Какое решение может принять суд?

Задача 14. Гражданин Кукин, приговоренный к денежному штрафу, в течении 3-х месяцев его не выплачивал, заявляя, что с суммой штрафа он не согласен. Своим друзьям он регулярно рассказывал, что за неуплату штрафа ему ничего не будет. Суд, вернувшись к этому делу, в назидание другим и за отказ от выплаты штрафа заменил Кукину наказание на 6 месяцев лишения свободы. Кукин с данным решением не согласился. Как должно решиться это дело?

Задача 15. Торговец Милов с целью получения большей прибыли при продаже семенного зерна смешивал его с негодным семенным материалом. Осенью преступление Милова открылось. Какое основное и дополнительное наказание определит ему суд?

Задача 16. Крестьянин Рыбкин, узнав, что он должен выполнить перевозку бойцов Красной Армии на своей лошади в соседний населенный пункт категорически отказался это делать, мотивируя свой отказ уборочными работами. Суд приговорил Рыбкина к лишению свободы сроком на 6 месяцев. Рыбкин начал приговор оспаривать. Прав ли он?

Задача 17. Крестьянин Нуйкин на базарной площади при односельчанах начал оскорблять милиционера Шубина, наблюдающего за соблюдением правил торговли. При попытке арестовать Нуйкина тот оказал сопротивление, несколько раз милиционера ударив. По каким статьям будет определяться наказание Нуйкину, какова продолжительность срока наказания?

Задача 18. Гражданин Цыпин сообщил, что он дал взятку милиционеру Котову, чтобы последний отпустил из-под стражи его брата. Котов брата отпустил, но потребовал у Цыпина еще денег. Какое наказание понесут взяткодатель и взяточник?

Задача 19. Крестьянин Сомов, осужденный за кражу скота у частного лица, за примерное поведение через год был досрочно освобожден и вернулся в сове село. Через 2 месяца он был пойман при попытке кражи лошади. Какой срок наказания определит ему суд?

Задача 20. Гражданин Ревякин считал, что жена ему изменяет, не имея к этому никаких доказательств. В результате он убил супругу, заявив на суде, что сделал это в состоянии крайнего душевного волнения. Какое решение примет суд?

Задача 21. Гражданин Диков, возвращаясь поздно вечером домой увидел, что двое неизвестных избивают его соседа. Подбежав к месту драки Диков нанес одному из них удар по затылку железным прутом, от чего тот скончался. Какое решение примет суд?

Задача 22. Скончался долго и тяжело болевший гражданин Петровский, а через некоторое время выяснилось, что его отравила медицинская сестра, пожалевшая мучившегося больного и выполняя его просьбу. Жена Петровского требовала сурово наказать медсестру. Какое решение примет суд?

Задача 23. Трое друзей договорились совершить кражу инструментов со склада государственного предприятия, но были пойманы. При вынесении приговора они начали оспаривать отнесение их деяния к квалифицированной краже. Почему суд определил кражу как квалифицированную и какая мера наказания будет определена?

Задача 24. Рядовой Красной Армии Игумнов, узнав о болезни жены, покинул часть и поехал в свое село. Командир потребовал для Игумнова наказания в виде лишения свободы сроком на 5 лет. Прав ли он?

Задание 4. Задачи по тексту Гражданского кодекса РСФСР (31 октября 1922 г.):

Задача 1. 20 мая 1919 года гражданин Иванов заключил договор на изготовление и последующую покупку стульев у столяра Морозова. Стулья должны были быть готовы через 2 месяца, но обязательства не были исполнены должным образом из-за пожара в мастерской. Имеют ли стороны право на защиту своих прав?

Задача 2. Гражданин Смирнов вынудил гражданку Звереву путем угроз продать ему дом с примыкающими постройками. Сделка состоялась, а через месяц Зверева обратилась в суд с требованием признать сделку недействительной. Какое решение примет суд?

Задача 3. 1 июля 1925 года между коммунальным отделом и гражданами Петровым, Власовым и Сомовым был заключен договор о праве застройки подсобными помещениями прилегающего к территории коммунального отдела пустыря. В сентябре 1926 года застройщики к работе еще не приступили, ссылаясь на то, что в договоре не установлено ни срока приступа к постройке, ни срока окончания работ. Как разрешит это дело суд?

Задача 4. Гражданин Волков взял в долг деньги у Мальцева под залог своего дома, но отдать нужную сумму он не смог, вследствие чего были назначены публичные торги. Однако вырученная путем публичной продажи сумма оказалась недостаточна для покрытия требования. Сможет ли Мальцев вернуть свои деньги? Если да, то каким образом?

Задача 5. Коньков подарил своему родственнику Федорову старинные часы работы известного мастера. Будет ли эта сделка действительной, если учесть, стоимость таких часов составляет 1500 рублей золотом?

Задача 6. Гражданка Пронина сдала половину своего дома Самойлову, инвалиду войны с двумя детьми, через 2 года Пронина внезапно отказалась сдавать помещение, ссылаясь на скорый приезд родственников. Самойлов обратился в суд с требованием не допустить выселение. Как решит дело суд? Изменится ли ситуация, если причина для выселения заключалась в систематическом нарушении порядка уплаты за пользование жилым помещением со стороны нанимателя?

Задача 7. Три друга – Иванов, Петров и Сидоров заключили договор товарищества с различными видами вкладов. Иванов вложил деньги, Петров – имущество, а Сидоров – услуги. В договоре не было оговорено процентное разделение вкладов. При получении прибыли встал вопрос о ее разделении. Иванов потребовал себе больший процент, на том основании, что он вносил деньги, которые стали основой договора. В связи с этим Петров и Сидоров обратились в суд с иском о разделении доходов поровну между всеми участниками товарищества. Какое решение примет суд?

Задача 8. Умер Веткин. У него осталась беременная жена. Все наследство было разделено на 3 части – жене, престарелой матери и нетрудоспособному брату умершего, длительное время находящегося на иждивении Веткина. Когда родился ребенок, вдова Веткина потребовала передела наследства. Имеет ли она на это право?

Источники

1. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (1917-1991 гг.) / под ред. О.И. Чистякова. – М. : Зерцало, 1997. – 592с.

2. Активно используйте материалы справочной системы Консультант Плюс (http//www/vrn/ru/ic/syst/html Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс»).

Специальная литература

  1. История государства и права СССР / под ред. О.И. Чистякова, Ю.С. Кукушкина. – М. : Юридическая литература, 1971. – 432с.
  2. История государства и права СССР. Т I / под ред. Калинина, Гончарова. – М. : Юридическая литература, 1971. – 430с.
  3. Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. – М. : Норма, 2001. – 384с.
  4. Нечаева А.М. Семейное право. – М. : Юристъ, 2005. – 336с.
  5. Сырых В.М. История государства и права: советский период. – М. : Юристъ, 1999. – 488с.

Тема 12. Образование СССР и его последующее конституирование.

1. Взаимоотношения независимых советских республик до образования СССР. Создание союзного государства.

2. Разработка, принятие, введение в действие и утверждение Конституции СССР 1924 г. Закрепление основ союзного государства.

3. Конституция СССР 1936 г.:

А) Форма правления и механизм государства;

Б) Права и обязанности граждан по Конституции 1936 г.;

В) Избирательное право;

Г) Верховный Суд и прокуратура.

4. Конституция СССР 1977 г.:

А) Политическая система и общественный строй по Конституции 1977 г.;

Б) Демократические права и свободы;

В) Изменения в механизме государства. Избирательное право.

Г) Судебная система.

Методические указания

Изучение этого вопроса начните с выяснения основ национально-государственной политики Советского государства, сформулированных в «Декларации прав народов России» от 2 ноября 1917 года. Дальнейшее развитие проблем государственного единства в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и Конституции РСФСР 1918 года. Расскажите об образование в годы гражданской войны независимых социалистических республик и других национально-государственных образований на территории бывшей Российской империи. Их взаимоотношение с РСФСР.

Раскройте предпосылки и причины образования СССР. Сущность дискуссий в РКП (б) о форме национально-государственного единства.

Раскройте основные этапы и ход объединения советских республик в союзное государство. Охарактеризуйте содержание Декларации и Договора об образовании СССР, принятых I Всесоюзным съездом Советов. Значение образования СССР. Разъясните в чем, выражалась необходимость принятия Конституции СССР 1924 года, роль Декларации и Договора об образовании СССР (1922 г.) в создании Конституции СССР. Найдите в специальной литературе информацию о проходимых дискуссиях, связанных с устройством высших органов власти СССР. Расскажите о деятельности Конституционной комиссии, ее составе. Далее переходите к структуре Конституции. Охарактеризуйте структуру и компетенцию государственных органов власти и управления по Конституции СССР 1924 года. Высшие органы: Всесоюзный съезд Советов, ЦИК Союза, его конструкция, Президиум ЦИК, Совет Народных Комиссаров Союза, наркоматы: общесоюзные, объединенные и республиканские; цель подразделения наркоматов. Органы власти и управления союзных республик, их структура. Верховный суд Союза, его основные функции. Прокуратура Верховного Суда, ОГПУ. Разберитесь в понятии «суверенитет». Как решалась проблема суверенитета в Конституции СССР 1924 года? Отразите в своем ответе: субъекты суверенитета в Основном законе, разграничение компетенций Союза и республик, гарантии суверенных прав СССР и союзных республик.

Расскажите о принятии Конституции СССР VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 года. Дайте ее общую характеристику. Объясните ее отличие от Конституции СССР 1924 года. В докладе постарайтесь дать ответы на следующие вопросы: Какие изменения в экономике, культуре, социальном строе СССР произошли к середине 30-х годов. Что характерно для политического строя? Направления и сущность изменений? Насколько правомерно называть ее сталинской? Как Конституция 1936 года определяла политическую основу СССР? Назовите экономическую основу СССР? В каких формах существовала социалистическая собственность в СССР; личная собственность? Как в Конституции 1936 года решались вопросы национально-государственного единства? Раскройте изменения состава СССР и статуса союзных республик. Найдите особенности статуса автономии. Опираясь на статьи Конституции (гл. Х), проанализируйте основные права и обязанности граждан СССР. На основании статей Конституции 1936 года (гл. 3) раскройте государственный механизм Союза ССР. Дайте характеристику местных органов власти. Расскажите о судебных органах и прокуратуре.

По такой же схеме охарактеризуйте Конституцию СССР 1977 г.

Общее требование: возьмите текст Конституций РСФСР и параллельно ведите сравнительно-правовой анализ.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы причины образования СССР?

2. Укажите, ссылаясь на нормы Конституции СССР 1924 г., какие полно­мочия принадлежали исключительного высшему органу власти СССР.

3. Какие гарантии суверенных прав союза СССР предусматривались Конституцией 1924 г.?

4. Каковы были гарантии суверенных прав союзных республик. Какова специфика правового положения Верховного Суда СССР по Конституции 1924 г.?

5. В чем проявилось сближение новой Конституции СССР 1936 г. с зарубежными буржуазными образцами?

6. Сопоставьте Конституции СССР 1977 г., 1936 г. с Конституцией 1924 г. и ответьте на следующие вопросы.

· Какие произошли изменения в государственном механизме?

· Изменилось ли государственное устройство СССР?

· Изменился ли правовой статус союзной республики?

· Изменилась ли избирательная система?

· В какой мере закрепленные в Конституции нормы права соответствовали действительности?

Источники

1. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (1917-1991 гг.) / под ред. О.И. Чистякова. – М. : Зерцало, 1997. – 592с.

2. Активно используйте материалы справочной системы Консультант Плюс (http//www/vrn/ru/ic/syst/html Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс»).

Специальная литература

  1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - 2-е изд. - М. : РЮИД, «Сашко», 2000. – 426с.

2. Чистяков О.И. Конституция 1924 года / учебное пособие. - М. : ИКД «Зерцало-М», 2004 . – 224с.

  1. Конституционное право РФ: учебник для студентов высших учебных заведений / под. ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина. - изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2004. - 587с.

Задачи на повышение рейтинга

Задачи по тексту Закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» (16 августа 1938 г.):

Задача 1. Председатель колхоза пожаловался секретарю районного комитета партии на судью Беляева, который в разгар посевной осудил за хулиганство лучшего тракториста. Секретарь райкома позвонил судье и потребовал изменить приговор в связи с производственной необходимостью. Судья отказался. Как он мотивировал свой отказ?

Задача 2. Гражданин Буркин пожаловался в городской комитет партии, что его соседа, бывшего чиновника царского министерства, призвали к исполнению обязанностей народного заседателя, а этого, из-за социального происхождения чиновника, делать было нельзя. Но Буркину ответили, что он крайне невнимательно читал Конституцию и Закон «О судоустройстве». Подтвердите этот ответ конкретными статьями.

Задача 3. Инженер Лисин, уходя в отпуск, при получении отпускной суммы посчитал, что ему выплатили меньше, чем полагается. В бухгалтерии ему объяснили, что 10 дней в марте он не работал, так как был народным заседателем. Лисин с таким ответом не согласился. Кто прав в споре?

Задача 4. Народный суд города Мелитополя рассмотрел дело о хищении грузов с железнодорожных складов и вынес обвиняемому Забродину приговор. Прокурор приговор обжаловал. Почему?

Задача 5. Зыков, осужденный окружным судом, подал протест в краевой суд, но там его протест не приняли. Почему?

Задачи по тексту Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (25 декабря 1958 г.):

Задача 1. Молодой человек Семен Глыбин 15 лет и Василий Алов 16 лет при попытке отнять кошелек у гражданина Рыбина убили его. Родители подростков, ссылаясь на то, что они несовершеннолетние, просили суд применить к ним не уголовные, а воспитательные меры наказания. Возможно ли это?

Задача 2. Осужденный Фомков, приговоренный к 5 годам лишения свободы, провел в местах заключения 1,5 года, когда его родственники начали ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. Их просьба удовлетворена не была. Почему?

Задача 3. Максимов, совершивший кражу в 16-летнем возрасте и осужденный на 3 года, примерным трудом доказал, что прочно встал на путь исправления. Находясь в колонии для несовершеннолетних он через месяц должен был отметить 18-летие, но очень боялся попасть в места лишения свободы со взрослым контингентом. Может ли Максимов избежать данной ситуации?

Задача 4. Врача Грязнухина из-за неоказания медицинской помощи, приведшей к смерти человека, осудили к лишению свободы и права заниматься врачебной деятельностью. Грязнухин начал оспаривать приговор, мотивируя это тем, что за одно преступление множественности наказаний применяться не может. Прав ли он?

Задача 5. 17-летний Уткин, мстя Советской власти за осужденного отца, неоднократно разбирал железнодорожное полотно, что приводило к авариям с человеческими жертвами, а также расклеивал антиправительственные листовки с призывом свержения Советской власти. На суде родственники погибших требовали квалифицировать действия Уткина как диверсию и применить к нему исключительную меру наказания – смертную казнь. Какое решение примет суд?

Задача 6. Антон Волков (14 лет) увидев, что отец избивает мать, решил ему отомстить. Ночью, пока отец спал, Антон ударил его молотком по голове, в результате чего отец умер. Понесет ли мальчик наказание?

Задача 7. Мухин, находясь в состоянии алкогольного опьянения, попросил у своего соседа по квартире Пчелкина деньги в долг. Пчелкин отказался. Тогда, дождавшись ночи, Мухин выкрал деньги. Утром сосед обнаружил пропажу и заявил в милицию. При определении наказания будет ли учитываться состояние алкогольного опьянения, в котором находился Мухин во время совершения преступления?

Задача 8. Федоров работал сторожем. Он охранял колхозные парники с огурцами. Ночью трое мальчишек залезли в один из парников. Федоров в это время совершал обход территории и, увидев мальчиков, засвистел и выстрелил в одного из них из ружья. Мальчик скончался на месте, остальные успели скрыться. Можно ли расценить действия Федорова как необходимую оборону?

Задача 9. Суд обвинил гражданку Сорокину в шпионаже в пользу США. На момент вынесения приговора она находилась на третьем месяце беременности. Какое наказание Сорокиной определит суд?

Задача 10. Четырнадцатилетний Артем Веревкин убил отца и был осужден. Находясь в заключении, он раскаялся и стал себя примерно вести. Защитник Веревкина подал прошение о досрочном освобождении своего подопечного. Удовлетворит ли суд прошение?

Задачи по тексту Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (25 декабря 1958 г.):

Задача 1. Гражданин Нюхов усмотрел в действиях своего соседа Салова состав преступления. Ему показалось, что Салов попытался украсть садовый инвентарь с дачного участка Нюхова, и он потребовал участкового милиционера возбудить уголовное дело по факту попытки хищения чужого имущества. Милиционер Свистунов признаков преступления в действиях Салова не обнаружил и дело возбуждать не стал. Тогда Нюхов решил, что ему необходимо самому возбудить уголовное дело и подал иск в суд. Кто из них не прав?

Задача 2. Пенсионерка Скалкина написала заявление в милицию на своего соседа, который, по ее словам, был пьяницей, дебоширом, часто ее оскорблял. В милиции заявление принять отказались, сославшись на то, что все работники отделения заняты более важными делами. Правомерен ли отказ?

Задача 3. Гражданин Мумин был арестован милиционером за то, что потерял документы. Его препроводили в камеру и выпустили только через месяц. Имело ли руководство отделения милиции право на такие действия?

Задача 4. Гражданин Мискин был привлечен к суду за хулиганство и требовал особого к себе отношения на том основании, что он – певец оперного театра с двумя детьми, уважаемый человек в коллективе. Справедливо ли его требование?

Задача 5. При рассмотрении дела о мелком хулиганстве, судья, чтобы не затягивать рассмотрение дела, решил провести процесс без народных заседателей, ввиду их отсутствия. Свое решение он мотивировал тем, что дело не столь важное и присутствия заседателей необязательно. Правомерны ли его действия?

Задача 6. После рассмотрения всех доказательств, и заслушав свидетелей по делу о непреднамеренном причинении вреда здоровью человека, суд удалился на совещание. Там выяснилось, что норма, которая бы регулировала сложившуюся ситуацию, отсутствует в советских правовых актах. Чем должен руководствоваться судья при вынесении решения?

Задача 7. Гражданин Хоменко был привлечен к суду в Москве и стал требовать права давать показания на украинском языке, но признал, что русским языком также хорошо владеет, а говорить на своем родном языке хочет из принципа. Имеет ли он такое право?

Задача 8. Соседи дома № 8 на улице Лапина ночью устроили засаду для местных хулиганов, регулярно разбивающих фонари. Поймав тех на месте преступления, соседи решили наказать реб

Наши рекомендации