Раздел 2. Судебная система Российской Федерации

Тема 2.1. Судебная власть и система органов, осуществляющих
судебную власть.

Тема 2.2. Конституционный Суд Российской Федерации.
Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации.

I. Задания для самостоятельной работы

По первому, второму, третьему вопросам практического занятия. Изучить рекомендованные законодательные акты, учебную литературу и на этой основе (в пределах вопросов Рабочей программы по теме 2.1 и теме 2.2):

а) прибрести знания о судебной власти и системе органов, осуществляющих судебную власть; о Конституционном Суде Российской Федерации; о конституционных судах и уставных судах субъектов Российской Федерации;

б) приобрести умения и навыки научного анализа законодательных актов и учебной литературы, рекомендованных для изучения Рабочей программой по теме 2.1 и по теме 2.2.;

в)* составить фрагмент словаря юридических терминов и юридических понятий, включив следующие термины и понятия: «власть», «судебная власть», «суд», «судья», «Конституционный Суд Российской Федерации», «судебная система», «федеральные суды общей юрисдикции», «арбитражные с уды», «мировые судьи общей юрисдикции субъекта Российской Федерации», «правосудие», «судопроизводство», «конституционное судопроизводство», «гражданское судопроизводство», «административное судопроизводство», «уголовное судопроизводство»;

г) разработать графоаналитические таблицы: «Судебная система Российской Федерации»; «Подсистема судов Республики Татарстан (или иной республики в составе РФ)»; «Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации», «Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации», «Полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан» (или конституционного суда иной республики в составе РФ).

Студентам очной формы обучения подготовиться к дискуссионному обсуждению вопросовпрактического занятия и графоаналитических таблиц.

Каждому студенту заочной формы обучения направить по электронной почте преподавателю для проверки и выставления оценок сформированный фрагмент словаря юридических терминов и юридических понятий, а также разработанные графоаналитические таблицы.

Mail: [email protected]

II. План практического занятия

Форма обучения: очная и заочная

1. Судебная власть и система органов, осуществляющих судебную власть

2. Конституционный Суд Российской Федерации.

3. Конституционные суды республик в составе Российской Федерации. Уставные суды областей в составе Российской Федерации.

Дискуссионное обсуждение вопросов учебного занятия совмещается с обсуждением графоаналитических таблиц.

По окончания группового учебного занятия каждый студент очной формы обучения сдает преподавателю для проверки и выставления оценок графоаналитические таблицы.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к практическому занятию

Первый вопрос практического занятия. О судебной власти и системе органов, осуществляющих судебную власть, студентам очной и заочной форм обучения рекомендуется получить знания с учетом статей 10, 118-128 Конституция РФ и законодательных актов, рекомендованных Рабочей программой по темам 2.1 и 2.2. Согласно данным законодательным актам:

1.1. Судебную власть, как составную часть единой государственной власти в Российской Федерации, осуществляют только суды;судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной ветвей государственной власти.

1.2. Правую основу судебной власти образуют Конституцией РФ (ст. 10, гл. 7), ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (1996), ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (2011), ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (1999), ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995) и иные законодательные акты, указанные в Рабочей программе.

Данные законодательные акты регулируют: организацию судебной системы РФ; порядок создания и упразднения судов, их финансирования и материально-технического обеспечения; требования, предъявляемые к судьям, председателям судов, заместителям председателей судов; требования, предъявляемые к кандидатам на данные должности; порядок наделения полномочиями судей, председателей судов, заместителей председателей судов, сроки их полномочий; дисциплинарную ответственность судей; порядок приостановления и прекращения полномочий судьи и отставки судьи; порядок судопроизводства.

1.3. Функции судебной власти. В сфере судебной власти функциями называются основные направления осуществления судебной власти. Правосудие является системообразующей функцией судебной власти. Иными функциями судебной власти являются: конституционный контроль; судебный контроль и судебный надзор; обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений; дача разъяснений по вопросам судебной практики; ряд иных функций.

1.4. Правовыми формами осуществления судебной власти являются конституционное, гражданское, арбитражное, административное, уголовное судопроизводство (ст. 118 Конституции РФ). О подробных законоположениях по поводу указанных форм судопроизводства см.: ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

1.5. О конституционных основах (принципах) судебной власти, как регулируемых законодательством РФ общих положениях, которые регулируют основные направления организации судебной системы в России (судоустройство) и основные направления судебной деятельности (судопроизводство) см.: Конституция РФ (гл. 2 и 7), вышеуказанные федеральные конституционные законы и учебную литературу. Студентам следует познать юридическую и политическую сущность следующих законоположений, квалифицируемых в качестве конституционных принципов судебной власти: судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами; судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Создание чрезвычайных судов не допускается; судьи назначаются соответственно Советом Федерации и Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону; судьи несменяемы; правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом; все равны перед законом и судом; в Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей; разбирательство дел в судах открытое; рассмотрение дел в судах осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

1.6. Судебная система в Российской Федерации. Совокупность судов в Российской Федерации, судей, председателей судов, заместителей председателей судов образует судебную систему Российской Федерации. Судебная система вРоссийской Федерации едина и в то же время дифференцирована. Составными элементами судебной системы РФ являются федеральные суды, суды субъектов РФ, их судьи, председатели судов и заместители председателей судов. Посредством изучения главы 7 Конституции РФ и соответствующих статей вышеуказанных федеральных конституционных законов и ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» студенты очной и заочной форм обучения могут выявить два составных элемента судебной системы РФ, которые принято называть её подсистемами. В данном случае имеются в виду 1-я подсистема в лице федеральных судов и 2-я подсистема в лице судов субъектов Российской Федерации. В свою очередь федеральные суды имеют 3 подсистемы, которыми являются: 1 — Конституционный Суд РФ, 2 — федеральные суды общей юрисдикции, судебный надзор за деятельностью которых осуществляет Верховный Суд РФ, 3 — федеральные арбитражные суды, судебный надзор за деятельностью которых осуществляет Высший Арбитражный Суд РФ. Суды субъектов Российской Федерации имеют две подсистемы: 1-я подсистема — конституционные суды республик и уставные суды иных субъектов Российской Федерации, 2-я подсистема — мировые судьи общей юрисдикции субъектов РФ.

1.7. Изучая общие положения о судебной власти, студентам следует разобраться в таких вопросах, как: компетенция и полномочия судов, организационная и функциональная связь судов судебной системы, статус судей, председателей и заместителей председателей судов, в системе органов судейского сообщества.

Второй вопрос занятия о Конституционном Суде Российской Федерации студентам рекомендуется изучать на основании статей 118-125 и 128 Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; при этом особое внимание уделить: сущности конституционного контроля (надзора), организации Конституционного Суда РФ, его составу, порядку образования, статусу судей, председателя и заместителей председателя Конституционного Суда Р, полномочиям Конституционного Суда РФ, юридическому значению решений данного суда. Сведения о персональном составе Конституционного Суда РФ студенты могут получить в сети интернет.

Третий вопрос занятияо конституционных и уставных судах субъектов РФ рекомендуется изучать на основе конституций республик и уставов областей которых образованы соответственно конституционные и уставные суды. Сведения о данных судах можно получить в сети интернет. Учебный вопрос рекомендуется изучать в такой последовательности: место указанных судов в судебной системе России; правовая основа образования и функционирования данных судов; порядок их образования и наделения полномочиями судей; полномочия данных судов и юридическая сила принимаемых ими решений.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст. ―М.: Юрайт-Издат, 2011 (ст. 10; статьи 188 ―125, 128).

2. О судебной системе Российской Федерации: ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. Официальный текст. ― М.: Юрайт-Издат, 2011 (статьи 1―18).

3. О Конституционном Суде Российской Федерации: ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1―ФКЗ. Официальный текст. ― М.: Юрайт-Издат, 2011.

4. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации. ФКЗ от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ. Официальный текст. ― М.: Юрайт-Издат, 2011.

Основная литература

1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. К.Ф.Гуценко. — М.: Издательство «Зерцало», 2010. — С. 1-68, 222-247 (Гл. I-III, X, XI).

Дополнительная литература

1. Правоохранительные органы России: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. — М.: Высшее образование, 2010. — С. 11-60, 77-101 (Гл. 1-3, 5).

2. Михайлов В. А. Конституционно-правовые основы уголовного судопроизводства. Монография. — М.: Российская таможенная академия, 2010. — С. 7-19.

3. Михайлов В. А. Судебная система Российской Федерации // Правоведение. Учебник для бакалавриата / Под ред. С. И. Некрасова. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — С. 308-327.

4. Михайлов В. А. Конституционные принципы судебной власти в Российской Федерации //Право и управление. XXI век. Журнал. № 2 (3). — М.: МГИМО(У) МИД России, 2006.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что следует понимать под судебной властью?

2. Каково содержание понятия «судебная власть»?

3. Каковы виды судебной деятельности устанавливает Конституция Российской Федерации?

5. Из каких элементов складывается судебная система Российской Федерации?

6. Перечислите полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

7. Из каких элементов складывается статус судьи и председателя Конституционного Суда Российской Федерации?

8. Каков порядок назначения судьи, председателя и заместителя председателя Конституционного Суда Российской Федерации?

9. Перечислите полномочия конституционного суда республики, уставного суда области.

10. Из каких элементов складывается статус судьи и председателя конституционного суда республики, уставного суда области?

11. Каков порядок назначения (избрания) судьи и председателя уставного суда области, судьи и председателя конституционного суда республики?

Тема 2. 3. Федеральные суды общей юрисдикции. Мировые судьи
общей юрисдикции субъектов Российской Федерации

I. Задания для самостоятельной работы

По первому, второму, третьему, четвертому вопросам занятия: изучить рекомендованные законодательные акты, учебную литературу и на этой основе осуществить (в пределах вопросов Рабочей программы по теме 2.3):

а) приобретение знаний о правовой основе, задачах, функциях, принципа организации и деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей общей юрисдикции субъектов РФ; о системе, компетенции, полномочиях и формах деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей общей юрисдикции субъектов РФ; статусе судей, председателей и заместителей председателей федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей общей юрисдикции субъектов РФ; об организационном обеспечении организации и деятельности федеральных судов;

б) привитие и развитие умений и навыков научного анализа законодательных актов и учебной литературы, рекомендованных для изучения рабочей программой по теме 2.3;

в) привитие и развитие способностей к дискуссионному обсуждению учебных вопросов, кратких тезисов и графоаналитических таблиц по теме 2.3;

г)* составить фрагмент словаря юридических терминов и юридических понятий, включив следующие термины и понятия: суды общей юрисдикции; Пленум Верховного Суда РФ, судебная коллегия Верховного Суда РФ; президиум суда области, председатель суда, судья суда общей юрисдикции, аппарат суда общей юрисдикции, организационное обеспечение организации и деятельности судов общей юрисдикции; подведомственность, подведомственность гражданских дел судам, подсудность, подсудность гражданских дел, подсудность уголовных дел; гражданское судопроизводство; уголовное судопроизводство;

д) разработать графоаналитические таблицы: «Компетенция и полномочия федеральных судов общей юрисдикции»; «Формы деятельности федеральных судов общей юрисдикции»; «Формы деятельности мирового судьи»; «Статус судьи федерального суда общей юрисдикции», «Статус председателя областного суда», «Статус заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан», «Статус мирового судьи;

Студентам очной формы обучения подготовиться к дискуссионному обсуждению вопросовпрактического занятия и графоаналитических таблиц.

Каждому студенту заочной формы обучения направить по электронной почте преподавателю для проверки и выставления оценок сформированный фрагмент словаря юридических терминов и юридических понятий, а также разработанные графоаналитические таблицы.

Mail: [email protected]

II. План практического занятия

Форма обучения: очная

1. Правовая основа, задачи, функции, принципы организации и деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. Система, компетенция, полномочия и формы деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

3. Статус судей, председателей и заместителей председателей федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

4. Организационное обеспечение организации и деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Дискуссионное обсуждение вопросов учебного занятия совмещается в обсуждением подготовленных студентами графоаналитических таблиц и фрагментов словаря юридических терминов и понятий.

Подведение итогов занятий.

Сдача старостой учебной группы преподавателю для проверки и выставления оценок графоаналитических таблиц.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к практическому занятию

По первому, второму, третьему, четвертому вопросам темы 2.3: изучение студентами очной и заочной форм обучения вопросов по теме 2.3 следует начинать с выяснения правовой основы организации судов общей юрисдикции и составных элементов этой системы, которую регулируют соответствующие ФКЗ и ФЗ. С учетом положений данных законодательных актов, отражения их в учебниках и лекции по теме 2.3, прослушанной студентами, особое внимание следует уделить характеристике: а) системы федеральных судов общей юрисдикции и элементам данной системы; б) порядка замещения должностей судей, председателей и заместителей председателей соответствующих судов, судебных коллегий, судебных составов и требований к кандидатам на данные должности; в) задач, функций, компетенции и полномочиям судов и судей различного уровня при рассмотрении дел в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства; г) инстанционным связям в системе гражданского и уголовного судопроизводства; д) организационного обеспечения организации и деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей общей юрисдикции.

Изучая вопросы, касающиеся характеристики военных судов, студенты прежде всего должны уяснить, что военные суды — это не чрезвычайные, не особые суды, а суды общей юрисдикции, являющиеся составной частью единой системы федеральных судов общей юрисдикции; их особенность в том, что они осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба, при этом в соответствии с теми же законодательными актами, на основании которых осуществляется процессуальная деятельность территориальных судов общей юрисдикции. Студентам следует уяснить систему военных судов и принципы, на основании которых она образована, а также особенности статуса судей, председателей и заместителей председателей военных судов различного уровня, по сравнению со статусом судей территориальных судов общей юрисдикции.

При изучении института мировых судей общей юрисдикции субъектов РФ и студентам следует уделить внимание особенностям правового регулирования данного института на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, организации института мировых судей, подведомственности и подсудности дел мировым судьям, общим вопросам судопроизводства по гражданским, уголовным и административным делам по первой инстанции, правовому статусу мирового судьи, порядку назначения (избрания) его на данную должность, особенностям инстанционных связей судопроизводства по делам, рассматриваемым мировыми судьями.

В процессе самостоятельного изучения вопросов по теме 2.3 студентам рекомендуется одновременно продолжить составление своих словарей юридических терминов и юридических понятий, а также осуществлять разработку графоаналитических таблиц как по вопросам, рекомендованным преподавателем, так и по иным вопросам по усмотрению студентов.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституции Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст. М.: Юрайт-Издат, 2011. — Ст. 10 и гл. 7.

2. О судебной системе Российской Федерации. ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. Официальный текст. — М.: Юрайт-Издат, 2011. — Ст. 1-17, 19-22, 28-34

3. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации. ФКЗ от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ. Официальный текст. — М.: Юрайт-Издат, 2011.

4.О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1—ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. —1999. —№ 26. —Ст. 3170.

5. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188—ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. —№ 51. — Ст.6270.

6. О мировых судьях в городе Москве: Закон города Москвы от 31 мая 2000 г. № 15. — М.: НОРМА, 2011.

7. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113—ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. —2004. — № 34. — Ст.3528.

8. О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации —1998. — № 2. —Ст. 223..

9. Гражданскийпроцессуальный кодекс Российской Федерации. — М.: Юрайт–Издат, 2011. — Ст. 1, 2, 3, 14, 22-27.

10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, КноРус, 2001. — Ст. 1, 29-36.

Основная литература

1. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник /Под ред. К. Ф. Гуценко. — М.: Зерцало, 2010. — С. 111-186 (гл. V-VIII).

Дополнительная литература

1. Правоохранительные органы России. Учебник /Под ред. В. П. Божьева. — М.: Высшее образование, 2010. — С. 102-135 (гл. 6).

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Место в системе судов общей юрисдикции РФ мировых судей, районных судов, судов субъектов РФ, военных судов, Верховного Суда РФ.

2. Принципы организации и деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей общей юрисдикции субъектов РФ.

3. Порядок наделения полномочиями судей федеральных судов общей юрисдикции, председателей и заместителей председателей данных судов и мировых судей.

4. Подведомственность, подсудность и полномочия федеральных су-дов общей юрисдикции, в том числе военных судов, и мировых судей общей юрисдикции субъектов РФ.

5. Судебные коллегии и судебные составы федеральных судов общей юрисдикции, их состав, порядок формирования и полномочия.

6. Президиумы федеральных судов общей юрисдикции, их состав, порядок формирования и полномочия.

7. Система инстанционных связей судопроизводства по гражданским, административным, уголовным делам.

8. Полномочия председателей и заместителей председателей федеральных судов общей юрисдикции.

9. Структура аппарата Верховного Суда Российской Федерации.

10. Структура аппарата Верховного Суда Республики Татарстан.

11. Структура аппарата Московского областного суда.

12. Структура аппарата суда Еврейской автономной области.

13. Структура аппарата суда Чукотского автономного округа.

15. Структура аппарата окружного суда Московского военного округа.

16. Юридическое значение разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.

17. Организационное обеспечение организации и деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

18. Полномочия Совета Федерации и Президента Российской Федерации по формированию корпуса судей, председателей федеральных судов общей юрисдикции и их заместителей.

19. Полномочия Высшей квалификационной судей Российской Федерации.

20. Полномочия квалификационной коллегии судей Московской области.

Наши рекомендации