Тема 2.11. Основы экологического права
I. Задания для самостоятельной работы
1. Приведите примеры природных объектов, находящихся под особой охраной, расположенных на территории субъектов Российской Федерации
2. Дать понятие экологического правонарушения и характеристику состава экологического правонарушения.
3. Составьте схему «Виды экологических правонарушений».
4. Нырков на территории зоопарка поймал павлина и при попытке вынести тушку убитой птицы был задержан охраной зоопарка.
Дайте правовую квалификацию действий Ныркова.
5. Заполните таблицу
Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды | |
Вид ответственности | Примеры экологических правонарушений, за которые предусмотрена ответственность |
6. Заполните таблицу «Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды»
Вид деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащий лицензированию | Порядок лицензирования |
7. Составьте алгоритм осуществления государственной экологической экспертизы.
Какие ещё виды экологической экспертизы Вам известны? Как они осуществляются?
II. План семинарского занятия
(Форма обучения: очная и заочная)
1. Экологические правоотношения: понятие, состав.
2. Правовой экологический статус граждан.
3. Государственное и муниципальное управление в области охраны и использования природных ресурсов.
4. Экологические правонарушения.
5. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
При изучении первого вопроса темы необходимо раскрыть понятие экологических правоотношений, выделить их основные признаки и виды, дать определения основным элементам экологических правоотношений: субъекты, объекты, содержание. Следует проанализировать юридические факты, являющиеся основаниями возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений.
При этом студентам важно помнить, что экологические правоотношения возникают по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.
При изучении второго вопроса необходимо дать понятие правового экологического статуса гражданина определить объём его экологических прав и обязанностей, а также юридических гарантий реализации этих прав (рекомендуется обратить внимание на ст. 42 Конституции Российской Федерации, гл. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Для изучения третьего вопроса необходимо раскрыть понятие, виды, принципы и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды, рассмотреть соотношение экономических и административных методов. Также необходимо обозначить систему органов государственного и муниципального управления в области природопользования и охраны окружающей среды, их компетенцию и функции управления (рекомендуется обратить внимание на ст. 71, 72, 114 Конституции Российской Федерации, гл. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
При рассмотрении четвёртого вопроса темы семинара необходимо раскрыть понятие экологического правонарушения, охарактеризовать его признаки (черты) и виды, состав, дать определение основным элементам юридического состава экологического правонарушения. Также важно установить причины экологических правонарушений.
При изучении последнего вопроса необходимо дать понятие юридической ответственности за экологические правонарушения, определить её сущность и функции, охарактеризовать виды ответственности за экологические правонарушения (дисциплинарная, материальная, административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный нарушением экологического законодательства).
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Федеральный закон от 19 июля 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
3. Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
Основная литература
1. Мархгейм М.В. Правоведение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по неюридическим специальностям. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
2. Правоведение: Учебник для студентов вузов неюридического профиля. / Под ред. академика О.Е.Кутафина – М.: Проспект, 2009.
3. Правоведение: Учебник для студентов вузов / Под ред. Б.И.Пугинского – М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература
1. Анисимов А.П. Экологическое право. Учебник. М. 2011.
2. Бринчук М.М. Экологическое право. 4-е изд. М. 2010.
3. Ерофеев В.Б. Экологическое право России. М. 2011.
4. Сборник нормативных правовых актов по экологическому праву. / Сост. В.В. Курочкина, А.В. Быстров. М. 2009.
5. Экологическое право России: Сб. нормативных актов / Под. ред. А.К.Голиченкова. М. 2008.
6. Экологическое право: Учебник / Под. ред. С.А.Боголюбова. М. 2010.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Кто и когда ввёл в научный оборот понятие «экология»?
2. В чём заключаются приоритеты государственной политики в экологической сфере?
3. Охарактеризуйте экологическое право как отрасль российского права.
4. Каковы источники экологического права?
5. Каковы основные цели природоохранного законодательства?
6. Какие государственные органы ведают вопросами охраны окружающей среды? Какова их компетенция?
7. Каковы основные права граждан в экологической сфере?
8. Дайте определение экологического правонарушения.
9. Каковы виды юридической ответственности за экологические правонарушения?
10. В чём, на Ваш взгляд, проявляется несовершенство природоохранного законодательства РФ?
11. Каковы основные права и обязанности по пользованию природными объектами?
12. Что такое «экологический мониторинг»?