Меры налогово-процессуального принуждения
Государство выступает в налоговых отношениях как сильная сторона, устанавливающая не только правила поведения для налогоплательщиков и других обязанных лиц, но и обладающая достаточными юридически оформленными возможностями применения мер государственного принуждеия к исполнению налоговых обязательств. Непосредственно принуждение от имени государства осуществляют уполномоченные органы, к которым относятся: Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов, Государственный таможенный комитет, Комитет государственного контроля. Анализ тех нормативных правовых актов, которые регулируют порядок принудительного исполнения налогового обязательства, свидетельствует о том, что содержащиеся в них нормы преимущественно являются процессуальными. Это дает основания выделить в качестве самостоятельного налогово-процессуального института институт налогово-процессуального принуждения.
Целью применения норм налогово-процессуального принуждения является предупреждение противоправного и стимулирование должного поведения налогообязанных лиц. В этой связи необходимо отметить, что меры налогово-процессуального принуждения не адекватны мерам налоговой ответственности. Последние применяются в связи с налоговым правонарушением, в то время как меры налогово-процессуального принуждения применяются и при отсутствии в действиях налогоплатещика составов налоговых правонарушений, прописанных в Налоговом кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Указах Президента Республики Беларусь, регулирующих ответственность за налоговые правонарушения.
Производство по исполнению налогового обязательства и обеспечению исполнения такого обязательства предусматривает целый ряд мер налогово-процессуального принуждения, к ним, в частности, относятся: определение налоговой инспекцией суммы налогов, определяемой расчетным путем на основании имеющихся данных о данном налогоплательщике и совершаемых им сделках; доначисление налогов, исходя из рыночных цен, а не используемых плательщиком при определении суммы налога, подлежащего уплате по данному отчетному периоду; доначисление налога в связи с изменением юридического статуса налогоплательщика или переквалификацией совершенной им сделки, по поводу которой возникает обязанность уплатить налог; возложение судом обязанности по солидарному исполнению налогового обязательства на правопреемников в связи с реорганизацией юридического лица; досрочное прекращение действия договора между налоговым органом и налогоплательщиком о предоставлении налогового кредита или предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога; возложение судом солидарной ответственности на налогоплательщика и поручителя в случае неисполнения налогоплательщиком налогового обязательства, обеспеченного поручительством; приостановление расходных операций по счетам налогоплательщика, у которого имеется недоимка по платежам в бюджет; наложение ареста на имущество налогоплательщика в случае отсутствия денежных средств для исполнения налогового обязательства; направление сумм излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов на исполнение налоговых обязательств в следующем отчетном периоде.
Перечисленные юридические конструкции носят принудительный характер по отношению к налогоплательщикам и другим налогообязанным лицам, ограничивают их права и сопровождаются различными отрицательными последствиями имущественного характера. Их применение налоговыми инспекциями вовсе не обязательно связано с установленными фактами налоговых правонарушений, а возможно в качестве превентивных.
Меры налогово-процессуального принуждения могут быть также классифицированы по другим основаниям, например, исходя из того, являются они по своему характеру предупредительными, пресекательными, обеспечительными или восстановительными. Так, установление налогового поста у крупного налогоплательщика, безусловно, относится к предупредительным мерам налогово-процессуального принуждения. К пресекательным мерам налогово-процессуального принуждения, например, относится досрочное прекращение налоговой инспекцией договора о налоговом кредите. Как обеспечительную следует рассматривать такую меру, как приостановление расходных операций по счетам в банке. К восстановительным мерам налогово-процессуального принуждения относится бесспорное списание средств со счетов плательщика, имеющего недоимку по платежам в бюджет.
Таким образом, под мерами налогово-процессуального принуждения следует понимать особую группу норм государственного принуждения в области налогообложения, применяемых налоговыми администрациями в строгом соответствии с установленным законом процессуальным порядком относительно налогоплательщиков и иных обязанных лиц.
10. Основной математический аппарат теории
И практики налогообложения
1. Формула расчета налоговой нагрузки на экономику в целом:
Д +Дб вф
HH = ⋅100, ВВП
где Дб – доходы бюджета;
Двф – доходы внебюджетных фондов;
ВВП – валовой внешний продукт.
2. Формула расчета налогового потенциала государства:
Np = G r( 1− r2),
где G – объем ВВП; r1 – удельная валовая добавленная стоимость; r2 – годовая норма валовой прибыли экономики в ВВП; (r1 – r2) – уровень налогового потенциала в ВВП.
3. Формула расчета налоговой нагрузки на население:
Np D Npn
K p = : = ,
Hn Hn D
где Kp – коэффициент налоговой нагрузки;
Np – налоговый потенциал;
D – доход населения в виде оплаты труда работников, включаемый в валовую добавленную стоимость; Hn – численность экономически активного населения.
4. Формула эластичности налогов:
x1 : y1,
Kэ =
x y
где x – начальный уровень налоговых поступлений; x1 – прирост налоговых поступлений; y – начальный уровень определяющего фактора; y1 – прирост анализируемого фактора (например, ВВП).