Ний налоговых органов и их должностных лиц
Юрисдикционной формой защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов налогоплательщиков является обжалование актов налоговых органов, действий и бездействий, решений их должностных лиц. Субъективное право на защиту – это юридически оформленная возможность управомоченного лица использовать меры правовосстановительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.
Источником правового регулирования института обжалования в налоговом праве является Конституция Республики Беларусь, Налоговый кодекс.
Судебный порядок защиты обусловливает наличие среди источников правового регулирования института обжалования в налоговых правоотношениях постановлений Конституционного суда, Верховного суда и, прежде всего, Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, поскольку чаще всего юридические лица и индивидуальные предприниматели обращаются с соответствующими исковыми заявлениями в хозяйственные суды.
Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц как правоохранительный процесс возбуждается путем подачи жалобы заинтересованного лица в компетентный государственный орган. Обжалование происходит в установленной законом процессуальной форме.
Обжалование, как стадия налогового процесса, имеет свой объект и предмет. Под объектом обжалования следует понимать, с одной стороны, существующие отношения, обеспечивающие те или иные нарушенные, по мнению заявителя, права, с другой, – решения, акты, действия, бездействие должностных лиц налоговых органов. Предметом правовой защиты являются субъективные права и охраняемые законом интересы участников налоговых правоотношений.
Обжалование действий, бездействий, решений и актов налоговых органов представляет собой налогово-процессуальную процедуру с присущей ей юридической формой.
Формой правовой защиты является комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий.
В налоговом праве основной формой защиты нарушенных прав налогоплательщиков выступает жалоба, представляющая собой правовое требование заинтересованного лица к налоговому органу, вытекающее из налогового правоотношения, на основании юридических фактов, с которыми связывается неправомерное решение налоговых органов, их должностных лиц, и обращенное к вышестоящему налоговому органу пли общий суд. В связи с обращением в хозяйственный суд заинтересованное лицо использует такую правовою форму, как иск.
В обжаловании как процедуре правоохранительного налогового процесса участвуют налогоплательщики, налоговые агенты, законные и уполномоченные представители плательщика, налоговые органы, суды. Эти лица в процедуре обжалования имеют свои интересы. Для осуществления правоохранительного процесса могут привлекаться третьи лица: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.
Все действия, начиная с подачи жалобы, и заканчивая принятием решения по жалобе, лимитированы определенными сроками, которые в принципе не отличаются от сроков в гражданском, административном, уголовном процессе.
Исходя из законодательства и практики его применения Высший хозяйственный суд Республики Беларусь конкретизировал, какие именно решения, действия налоговых органов и их должностных лиц могут быть объектом обжалования. Это: о наложении ареста на имущество; о бесспорном взыскании налогов, пени за счет денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица); о бесспорном взыскании налогов за счет наличных денежных средств плательщика; о бесспорном взыскании налогов, пени за счет денежных средств дебитора плательщика; об изъятии документов, вещей, иных товарно-материальных ценностей плательщика; о приостановлении операций по счетам плательщика; об отказе в зачете, возврате излишне уплаченных сумм налогов; об отказе в зачете излишне взысканных сумм налогов; об отказе в принятии уточненной налоговой декларации; об отказе включить в налоговую декларацию сведения, не связанные с исчислением и уплатой налогов; о распространении сведений, являющихся налоговой тайной. Однако это не исчерпывающий перечень оснований для подачи жалобы.
Налоговый кодекс (ст. 87) устанавливает, что жалобы на решения налоговых органов и действия их должностных лиц, кроме жалоб на действия, связанные с административными взысканиями, подаются соответственно вышестоящему налоговому органу или вышестоящему должностному лицу налогового органа.
Отсчет срока для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган начинается со дня, когда плательщик или иное обязанное лицо узнали либо обязаны были узнать о нарушении своих прав. В случае просрочки установленного срока по уважительной причине по усмотрению должностного лица налогового органа, к которому поступила жалоба, срок может быть восстановлен.
Процессуальный аспект отзыва жалобы заключается в устранении налоговым органом в ходе рассмотрения жалобы предмета жалобы, например, отмены решения о привлечении к налоговой ответственности. Отзыв жалобы означает для плательщика, что повторно жалобу по одному и тому же вопросу он подать не вправе.
Жалоба подается в письменной форме. Срок рассмотрения и принятия решения по жалобе установлен продолжительностью в тридцать дней. Во время рассмотрения жалобы не исключаются контакты между должностным лицом налогового органа и лицом, подавшим жалобу, с целью объективного разрешения возникшего спора.
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо вправе принять одно из следующих решений: удовлетворить жалобу, оставить жалобу без удовлетворения, продлить до трех месяцев срок рассмотрения жалобы с назначением дополнительной налоговой проверки, отменить решение налогового органа, изменить решение налогового органа или вынести новое решение. О принятом по жалобе решении в течение пяти дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Относительно последствий подачи жалобы действует общее правило: подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения. Однако, если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет основания полагать, что обжалуемое решение не соответствует законодательству, налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого решения. Такое решение вправе принять только начальник или заместитель начальника налоговой инспекции. Указанные лица могут дать указание налоговому органу, решение которого стало предметом обжалования, самостоятельно принять решение о приостановлении исполнения решения, которое, как установил вышестоящий налоговый орган, нарушает установленные законом права налогоплательщиков.
Жалоба, как правовая форма, с помощью которой участники налоговых правоотношений могут защищать свои права, присутствует и в судебном порядке защиты. С жалобой на действия и решения налоговых органов может обратиться физическое лицо в общий суд, если, по его мнению, они были неправомерными и нанесли имущественный ущерб. Однако преимущественной формой является иск и подается он субъектом хозяйствования или индивидуальным предпринимателями в хозяйственный суд.
Эта стадия налогового процесса регулируется преимущественно Хозяйственно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Дела и споры с участием налоговых органов подведомственны хозяйственным судам и с некоторых пор занимают в практике указанных судов заметное место. В качестве ответчиков налоговые органы могут участвовать в делах: о признании полностью или частично недействительными ненормативных актов налоговых органов и правоприменительных актов, носящих индивидуальный характер (постановлений, решений, предписаний, распоряжений), не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности; о возврате из бюджета и внебюджетных фондов взысканных в бесспорном порядке на основании ненормативных актов инспекций МНС денежных средств; о возмещении вреда, причиненного субъектам предпринимательской деятельности неправомерным изъятием денежных средств и другими незаконными действиями налоговых органов; об освобождении имущества из-под ареста, наложенного налоговыми органами в качестве меры обеспечения взыскания задолженности по налоговым, неналоговым платежам и экономическим санкциям; о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц инспекций МНС, ущемляющих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
К судебному порядку со всеми присущими ему производствами и процедурами налогоплательщики и иные обязанные лица могут обратиться только после того как в полной мере использовали возможности административного, досудебного порядка обжалования. Хозяйственно-процессуальный кодекс устанавливает, что при подаче иска в суд к нему необходимо приложить доказательства соблюдения предварительного порядка обжалования: копии жалоб и полученных на них ответов из вышестоящих налоговых инспекций. В случае непредоставления таких документов суд, руководствуясь п. 5 ст. 126 ХПК, возвращает иск. Если же хозяйственный суд принял иск к производству и в судебном заседании установил факт несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора, то суд, руководствуясь п. 4 ст. 96 ХПК, оставляет иск без рассмотрения, о чем выносится определение. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления иска без рассмотрения, истец вправе вновь обратиться в хозяйственный суд с иском.
Как показывает практика, чаще всего для защиты нарушенных прав налогоплательщики обращаются в хозяйственный суд в связи с признанием актов налоговых органов недействительными.
Иск о признании недействительными решений контролирующих органов о применении экономических санкций может быть предъявлен в течение одного года со дня вынесения решения. Указанный срок является специальным и не может быть восстановлен или продлен судом. При установлении в судебном заседании факта пропуска указанного специального срока хозяйственный суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Требование о признании недействительными актов налоговых органов, действий их должностных лиц может быть соединено с требованием о возврате из бюджета списанных денежных средств. В таком же порядке рассматриваются споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами на основании актов контролирующих органов, не наделенных правом на бесспорное списание денежных средств со счетов нарушителей иного кроме налогового законодательства.
Решения налоговых органов могут нарушать права не только плательщиков, но и других связанных с ними хозяйственными связями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Как правило, это касается взыскания в бесспорном порядке сумм неуплаченных плательщиками налогов со счетов дебиторов плательщика. Основанием для оформления инкассового поручения на бесспорное взыскание является акт проверки налогового органа, которым подтверждается факт дебиторской задолженности на основании бухгалтерского учета плательщика. В процессуальном отношении это обусловливает, что дебитор, считающий его права нарушенными актами налоговых органов, должен предъявить в хозяйственный суд иск одновременно к нескольким ответчикам: к налоговому органу и лицу, указавшему на наличие дебиторской задолженности.
Таким образом, производство по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц является обязательным институтом налогового процесса. В тех случаях, когда плательщики прибегают сами или их обязывает закон прибегнуть к административному порядку защиты нарушенных прав и законных интересов, они должны руководствоваться главой 11 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, Инструкцией МНС «О порядке организации и проведения проверок налоговыми органами», в которых содержатся процессуальные нормы, обеспечивающие восстановление материальных прав налогоплательщиков, нарушенных решениями налоговых органов, действиями их должностных лиц.