Налогово-контрольное производство

Налогово-контрольное производство имеет своих субъектов, свои сроки и порядок осуществления, процессуальные акты, которые значительно отличаются от актов иных производств. Как институт налогового права вообще и налогового процесса, в частности, налогово-контрольное производство имеет сложную внутреннюю структуру. Его можно представить как совокупность следующих процедур: постановки и снятия с учета; проведения налоговых проверок и иных форм налогового контроля; оформления результатов налоговых контрольных действий.

Налогово-контрольное производство состоит из нескольких стадий: организационно-подготовительной; установления фактических обстоятельств дела и анализа фактов; выработки и принятия решения; проверки исполнения решения. Применительно к контрольной деятельности в области налогообложения перечисленные стадии могут присутствовать в полном объеме, например, в связи с выездной налоговой проверкой, или в усеченном (свернутом) виде.

К характерным признакам налогового контрольного производства, отличающим его от административного расследования и производства по делам о налоговых правонарушениях, относятся, во-первых, отсутствие повода для возбуждения налогового контроля в связи с отсутствием установленных ранее признаков правонарушения. Производство налогового контроля входит в обязанности уполномоченных органов и планируется последними исходя из периодичности проведения проверок, установленных в налоговых нормативных правовых актах, а также регулирующего общие вопросы осуществления финансового контроля.

На организационно-подготовительной стадии складываются два вида налогово-процессуальных отношений: между налоговыми органам и планируемыми к проведению выездной налоговой проверки плательщиками, а также между выше- и нижестоящими налоговыми органами.

Любое проверочное действие уполномоченных органов осуществляется в определенных временных рамках. Общим сроком для проведения выездных налоговых проверок является тридцатидневный.

В ходе налогово-контрольного производства составляется целый ряд документов, имеющих значение, с одной стороны, для назначения новых проверочных действий, с другой, – для принятия решения о привлечении плательщика к ответственности за выявленные и доказанные налоговые правонарушения. К ним относятся: 1. Акт камеральной налоговой проверки. 2. Акт по вопросу наличия дебиторской задолженности. 3. Акт обследования движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению. 4. Акт проверки соблюдения порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет. 5. Акт налоговой проверки соблюдения законодательства, регулирующего уплату единого налога с индивидуальных предпринимателей, налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме. 6. Акт обнаружения бесхозяйного имущества. 7. Акт налоговой проверки полноты и своевременности уплаты физическими лицами подоходного налога, своевременности представления декларации, полноты и достоверности отражения в декларации доходов и расходов. 8. Акт налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога и налога на недвижимость физическими лицами. 9. Акт проверки по вопросу полноты и своевременности перечисления в бюджет денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также имущества, на которое обращено взыскание неисполненных налоговых обязательств, неуплаченных пеней, примененных экономических санкций. 10. Акт опечатывания касс, помещений, мест хранения документов, имущества. 11. Акт личного досмотра нарушителей налогового и иного законодательства и досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств. 12. Акт изъятия денежных средств, орудий производства, товаров и другого имущества. 13. Акт проверки наличия денежных средств и иных ценностей в кассе и (или) у подотчетного лица. 14. Акт временного изъятия компьютерного оборудования и машинных носителей информации. 15. Акт передачи для проведения экспертизы временно изъятого компьютерного оборудования и машинных носителей информации. 16. Постановление об аресте или изъятии объектов нарушения налогового и иного законодательства. 17. Акт выездной налоговой проверки. 18. Акт налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц. 19. Акт налоговой проверки по вопросам правильности взимания государственной пошлины.

Каждый из перечисленных документов образуется в результате конкретных налогово-процессуальных процедур, строго формализован и содержит соответствующие реквизиты. По ним также определены должностные лица, уполномоченные их подписывать.

Акт проверки, как итоговый документ всех налогово-контрольных процедур, состоит из нескольких частей. В первой части указываются общие сведения о плательщике, основания назначения проверки, дата и номер предписания, данные о проверяющих, дата начала и окончания проверки, данные о лицах, обязанных подписать акт проверки с указанием периода их работы на соответствующих должностях в проверяемом периоде.

Во второй части акта излагается информация о нарушениях, характер, место, время их совершения, акты законодательства, которые нарушены, установленная ответственность за данный вид правонарушения, размер причиненного вреда, иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о правонарушениях.

В третьей части отражаются итоговые суммы налогов, не уплаченных (излишне уплаченных) плательщиком, а также требования по устранению выявленных нарушений. Здесь же указываются должностные лица плательщика, по вине которых произошли правонарушения. Объяснения, полученные в ходе осуществления налогово-контрольного производства, используются в качестве доказательств.

В случаях, когда выявленное нарушение может быть сокрыто плательщиком либо необходимо принять срочные меры по его устранению и привлечению к ответственности виновных должностных лиц до завершения проверки, составляется отдельный (промежуточный) акт по выявленным нарушениям. Он подписывается проверяющим, представителем плательщика с истребованием письменных объяснений у лиц, причастных к правонарушению. Факты, изложенные в таком акте, включаются в общий (итоговый) акт. В заключительной части итогового акта указываются суммы допричисленных налогов, произведенных в связи с составлением промежуточного акта.

Акт проверки должен быть составлен не позднее пяти дней с даты завершения проверки. Днем составления акта считается день его подписания проверяющими и плательщиком при условии, что представитель плательщика не уклонился от подписания, либо день вручения акта плательщику для ознакомления и подписания. Подписание акта производится в помещении налоговой инспекции. В случае неявки плательщика в налоговую инспекцию принимаются меры к вручению акта проверки по месту нахождения плательщика либо по месту жительства руководителя плательщика, главного бухгалтера. Отказ от подписания акта является административным правонарушением и влечет наложение штрафа.

При наличии возражений подписывающие его лица делают об этом запись перед своей подписью и не позднее пяти рабочих дней со дня подписания акта представляют в налоговую инспекцию в письменном виде возражения по изложенным в нем фактам. По истечении этого срока возражения не рассматриваются. Поступившие в установленный срок возражения рассматриваются не позднее пятнадцати дней со дня их поступления. При необходимости могут быть истребованы объяснения плательщика, рассмотрены дополнительно представленные им документы, назначены дополнительная или встречная проверка. При этом решения по результатам проверки выносятся после их завершения, но не позднее тридцати дней с даты составления акта проверки. Если по результатам дополнительных или встречных проверок необходимо внести изменения в акт проверки, составляется дополнение в акт проверки, с учетом которого и выносится решение по результатам проверки.

По результатам рассмотрения возражений проверяющим или другим работником налоговой инспекции составляется заключение, с которым под роспись знакомится представитель плательщика.

По результатам проверки выносятся решения двух видов: решение о доначислении налогов – восстановительная санкция, и решение о применении финансовых санкций – карательная санкция. Основанием для вынесения решений является наличие выявленных и отраженных в акте нарушений законодательства.

Если в связи с поступившими возражениями плательщика по акту проводились дополнительные контрольные действия, то их результаты учитываются при вынесении решения. Возможно, что по результатам рассмотрения возражений и по материалам дополнительных контрольных действий будет установлено отсутствие оснований для причисления налогов и применения санкций, об этом налоговая инспекция обязана поставить в известность плательщика.

Решение по результатам проверки в течение пяти дней со дня его принятия вручается лично под роспись плательщику или передается ему другим способом, позволяющим установить дату его получения представителями плательщика.

Если после вынесения решения в материалах проверки обнаружены грамматические, арифметические и иные ошибки, в решение вносятся соответствующие изменения, о которых информируется плательщик. Если в результате счетных ошибок изменяются суммы налогов, пеней, санкций, указанные в решении, в него также вносятся изменения.

Результаты проверки могут корректироваться и в случае, если после вынесения решения поступит информация от других налоговых, контролирующих, правоохранительных органов, в том числе иностранных, касающаяся деятельности проверенного плательщика и свидетельствующая о допущенных им правонарушениях, относящихся к проверенному периоду, то в данном случае должна быть назначена внеплановая проверка.

Налогово-контрольное производство представляет собой комплекс процедур, при осуществлении которых налоговые органы и проверяемые плательщики взаимосвязаны соответствующими правами и обязанностями, носящими прежде всего ярко выраженный процессуальный характер. Каждая из процедур четко прописана в действующем законодательстве. Их строгое выполнение является гарантией обеспечения материальных норм налогового права Республики Беларусь.

Таким образом, налоговое контрольное производство можно определить как налогово-процессуальный институт, содержание которого заключается в выявлении, предупреждении, пресечении нарушений законодательства о налогах, сборах и пошлинах.

58. Производство по делам о налоговых

Правонарушениях

Производство по делам о налоговых правонарушениях есть процессуальная форма реализации материально-правового содержания ответственности за указанные правонарушения.

Производство по делам о налоговых правонарушениях (нарушениях законодательства о налогах и сборах) преследует такие цели: охрана фискальных интересов государства; своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела; рассмотрение и разрешение дел в полном соответствии с законодательством; изобличение нарушителей и неотвратимое наказание виновных; выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений; предупреждение нарушений; воспитание у налогоплательщиков уважительного отношения к охраняемым государством интересам в сфере налогообложения; укрепление законности в указанной сфере.

В производстве по делам о налоговых правонарушениях, как в одном из институтов налогового процесса, присутствуют элементы административного процесса. Глава 11 Налогового кодекса Республики Беларусь называется «Виды административных налоговых правонарушений и ответственность за их совершение». К таким элементам относятся: субъекты органов исполнительной власти и их должностные лица; правовая регламентация перечня и последовательности действий, совершаемых перечисленными лицами; иерархическая связь между ними.

Налоговый кодекс и Инструкция МНС от 20.04.2006 г. № 51 установили отличающийся от административного процесса порядок производства по делам о налоговых правонарушениях, определили особый правовой статус участников производства. Указанный порядок имеет определенные сходства с административным процессом. В нем, как и в административном процессе, есть четыре стадии, которые являются достаточно самостоятельными с точки зрения поставленных перед ними задач и особенностей. Каждая из четырех стадий предполагает совершение определенных процессуальных действий, результаты которых оформляются специальными документами. В каждой из этих стадий участвуют определенные субъекты, наделенные специфическими правами и несущие юридические обязанности.

В производстве по делам о налоговых правонарушениях можно выделить следующие самостоятельные стадии: выявление факта налогового правонарушения и составление акта об этом нарушении; рассмотрение и принятие решения по делу руководителем налогового органа; обжалование и пересмотр решения; исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности. По своему содержанию они имеют отличия от стадий административного производства.

Раскрытие содержания производства по делам о налоговых правонарушениях предполагает исследование этого процессуального института с точки зрения участвующих в нем субъектов, документов, необходимых для осуществления производства, и возникающих в результате производства доказательств, применяемых в нем сроков.

Круг лиц, участвующих в производстве по делам о налоговых правонарушениях, достаточно широк и не ограничивается налоговыми органами и налогоплательщиками. Как показывает анализ нормативно-правовой базы, регулирующей институт ответственности в налоговых правоотношениях, в качестве участников налогового юрисдикционного процесса выступают Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Комитет государственного контроля в лице Департамента финансовых расследований, инспекции МНС, региональные таможни, подразделения указанного департамента, а также должностные лица перечисленных государственных контролирующих органов. В декабре 1998 года Постановлением Совета Министров № 1975 создана Государственная комиссия при Совете Министров по освобождению субъектов хозяйствования от финансовой ответственности за нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве и списанию задолженности по платежам в бюджет. В качестве участников производства по делам о налоговых правонарушениях участвуют кредитные учреждения, любые государственные органы, субъекты хозяйствования, индивидуальные предприниматели, эксперты, специалисты, переводчики. Правовой статус перечисленных участников производства по делам о налоговых правонарушениях определен законами, постановлениями Правительства, уставами, положениями, должностными инструкциями и другими нормативными документами.

Процессуально-правовые отношения в ходе производства по делам о налоговых правонарушениях складываются как внутри органов, относящихся к субъектам налогового контроля, например, между выше- и нижестоящими инспекциями МНС, так и между контролирующими и правоохранительными органами. Так, Инструкция о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами предусматривает, что должностные лица налоговых органов при установлении проверкой обстоятельств, предусмотренных в статьях № 233 и № 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь, материалы проверок направляют в органы Департамента финансовых расследований КГК. При этом инспекции МНС руководствуются Правилами направления налоговыми органами в органы финансовых расследований КГК сообщений о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности, утвержденными постановлением МНС от 2 апреля 2002 г. № 41. Возможно возникновение налогово-процессуальных юрисдикционных отношений и между налоговыми органами одного уровня.

Центральным фигурантом в производстве по делам о налоговых правонарушениях является налогоплательщик, не выполнивший или ненадлежащим образом выполнивший свои налоговые обязательства. Его роль в производстве по большей части пассивна. Свое мнение о законности и объективности оценки налоговыми органами его действий он выразил при ознакомлении с актом проведенной у него налоговой проверки. Активным субъектом производства он становится после получения решения налогового органа о применении к нему мер восстановительного и карательного характера. В дальнейшем активным участником налогового процесса он станет тогда, когда в административном или судебном порядке обжалует решение налогового органа.

Производство по делам о налоговых правонарушениях, несмотря на определенную специфику этого отраслевого (подотраслевого) процессуального института, во многом аналогично административному и уголовному процессам, неотъемлемым элементом которых являются доказательства.

Доказательственная база правомерности действий и решений налоговых органов образуется на стадии налогового контрольного производства. Прежде чем будет составлен окончательный акт налоговой проверки, результаты контрольных действий проверяющих в период проверки оформляются соответствующими документами. Доказательственную базу формируют также заключения специалистов и экспертов, свидетельские показания и другие материалы.

Непосредственно в производстве по делам о налоговых правонарушениях нет необходимости в доказательствах со стороны налогоплательщика, поскольку свои аргументы он уже высказал при предъявлении пояснений (объяснений) по акту проверки. К доказательствам он прибегнет в дальнейшем, при обжаловании решения налогового органа о применении к нему, по его мнению, необоснованно экономических санкций.

Таким образом, производство по делам о налоговых правонарушениях является одним из институтов налогового процесса, содержание которого заключается в исследовании обстоятельств совершенного налогового правонарушения и применении к нарушителю предусмотренных законом мер восстановительного и карательного характера.

59. Процедура обжалования действий и реше-

Наши рекомендации