Налоговый правотворческий процесс
Налоговый правотворческий процесс выступает как элемент налогового процесса и является разновидностью правотворческого процесса и охватывает правотворческую деятельность в области налогообложения. Специфика налоговых отношений предопределяет особенности в порядке создания налоговых нормативных правовых актов, а также круг органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих соответствующей компетенцией.
Правотворчество как универсальный процесс формирования и развития нормативных правовых актов имеет сложное внутреннее строение. Структурообразующими компонентами правотворчества являются: субъект правотворчества: регламенты правотворчества; целепологание на определенные виды правовых актов; предмет правового регулирования; оптимизация формы и содержания правового акта. Перечисленные компоненты позволяют отграничить правотворчество от других видов государственной управленческой деятельности.
Правотворчество в зависимости от субъекта и признаков правового акта может быть проклассифицировано на несколько видов: законотворчество; подзаконное правотворчество; региональное нормотворчество; прямое непосредственное правотворчество; договорное нормотворчество.
Целью законотворчества является «рождение» закона как акта высшей юридической силы, призванного регулировать важнейшие общественные отношения. К вопросам, имеющим важнейшее государственное значение и которые могут быть урегулированы только законом, относятся вопросы в области бюджета и налогов.
Налоговый правотворческий процесс можно подразделить на два самостоятельных, но взаимосвязанных производства: производство по принятию законов о налогах и сборах органами представительной власти и производство по принятию налоговых нормативных актов исполнительными органами власти.
Налоговый закон – специфический закон, его отличают от законов, регулирующих другие области экономических отношений, целый ряд отличительных признаков. Прежде всего право на установление налогов содержится в Конституции Республики Беларусь. Во-вторых, системообразующий налоговый закон: Налоговый кодекс указывает, что регулирование налоговых отношений относится исключительно к налоговому законодательству. В процессе работы над проектом закона о введении налога или сбора обязательно следует иметь в виду несколько важных обстоятельств. Теория налогообложения указывает на то, что один и тот же объект не должен подлежать обложению несколькими налогами.
Есть устоявшиеся обязательные элементы налога, которые должны стать существенными условиями закона о налоге. Налоговые законы в максимальной мере должны быть законами прямого действия, исключающими издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов.
Процесс принятия налоговых законов включает несколько стадий: законотворческая инициатива; принятие проекта закона Палатой представителей; одобрение проекта закона Советом Республики; подписание Президентом Республики Беларусь; официальное опубликование и обнародование. Каждая из стадий состоит из установленных законом процедур. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, обеим палатам Национального собрания, Правительству, высшим судебным инстанциям Республики Беларусь. В налогово-процессуальных отношениях законодательная инициатива выражается в следующих формах: внесение законопроекта о введении государственных налогов и сборов; внесение изменений и дополнений в действующие налоги и сборы; признание таких законов утратившими силу, что равнозначно отмене того или иного республиканского налога или сбора.
Процессуально-налоговый аспект законодательной инициативы, исходя из действующего порядка ее реализации, проявляется в том, что только Правительство выносит на рассмотрение Парламента налоговые законопроекты, остальные субъекты законодательной инициативы этим своим правом в области налогообложения практически не пользуются.
Конституция и закон о нормативных правовых актах в особом порядке регулируют процессуальный аспект законодательной инициативы Президентом Республики Беларусь. Глава белорусского государства своими декретами и указами может вводить новые налоги и сборы, а также касающиеся других аспектов налогообложения. В соответствии со ст. 100 Конституции Республики Беларусь они подлежат одобрению Национальным собранием.
В республике накоплен определенный опыт законодательной деятельности. Центральным моментом в такой деятельности является рассмотрение Палатой представителей законопроектов через механизм чтений, под которым понимается самостоятельный этап законодательной процедуры в палате Парламента, который заключается в рассмотрении законопроекта и принятия по нему положительного, отрицательного, промежуточного или окончательного решения.
Обязательным этапом законотворческого процесса является рассмотрение представленного нижней палатой белорусского парламента закона о налогах Советом Республики. Началом рассмотрения в Совете Республики закона о налогах и сборах считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса. Профильный комитет верхней палаты, ответственный за рассмотрение закона о налогах и сборах, принимает одно из решений: рекомендовать Совету Республики одобрить закон или отклонить его, обосновав причины отклонения. После этого Совет Республики большинством голосов от общего числа членов принимает решение об одобрении или отклонении закона о налогах и сборах.
После этого закон направляется Президенту Республики Беларусь, который либо подписывает представленный текст закона, либо отклоняет его, на это Президенту отпущено 14 дней. Во втором случае Палата представителей и Совет Республики в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей) голосов от общего числа членов обеих палат, он подлежит подписанию Президентом Республики Беларусь.
Завершающим этапом законотворческого процесса является опубликование закона в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь и тремя государственными газетами: Советской Беларусью, Республикой и Звяздой. Учитывая, что вопросы налогообложения имеют важное общественное значение, как показывает практика, и многие другие периодические издания публикуют тексты налоговых законов. Законы о налогах и сборах вступают в силу через две недели после их официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе.
Таким образом, налоговый правотворческий процесс можно определить как совокупность закрепленных в законодательстве процедур по формированию воли публичной власти в сфере налогообложения путем принятия нормативных правовых актов.