Государственный таможенный комитет
К системе налоговых органов, понимаемых в широком смысле, относятся и таможенные органы. По определению таможенный орган – это орган исполнительной власти, являющийся по своему характеру правоохранительным органом, выполняющим задачи в области таможенного дела и налогообложения. В начале 1998 года в республике принят Таможенный кодекс, установивший правовой статус, цели, задачи, функции и полномочия Государственного таможенного комитета и региональных таможенных органов. Одной из главных функций таможенных органов является взимание таможенных пошлин и сборов, а также налога на добавленную стоимость и акцизов по товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь.
Таможенные органы в налоговой сфере наделены специальными полномочиями, в частности, по взиманию налогов и таможенных пошлин. Уплата налоговых платежей и таможенных пошлин, как правило, предшествует таможенному оформлению. Неуплаченные налоги и таможенные пошлины взыскиваются таможенными органами в бесспорном порядке. В своей работе в области налогов таможенные органы тесно взаимодействуют с налоговыми инспекциями и другими органами, осуществляющими контрольные и правоохранительные функции.
Объекты налогообложения
Понятие «объект налогообложения» следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, под ним понимаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика возникает налоговое обязательство, и, во-вторых, каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Глава 3 НК РБ (общей части) называется «Объекты налогообложения», каждый закон о налоге после указания на плательщиков содержит детализированное определение объекта(ов) обложения. В общей части НК РБ содержатся нормы-принципы, раскрывающие содержание этой фундаментальной налогово-правовой категории. Сделано это с целью того, чтобы одно и то же обстоятельство не могло быть основанием для возникновения налоговых обязательств по двум и более налогам.
Определенная детализация объектов обложения содержится и в самой общей части НК РБ, в которой есть статьи, раскрывающие содержание таких важных для целей налогообложения понятий, как товар, работа, услуга и связанные с ними реализация, место реализации товара, работы, услуги. В правоприменительной практике, в частности, при осуществлении налогового контроля, налоговые органы руководствуются наряду с НК РБ и Гражданским кодексом, Таможенным кодексом.
Такая комбинация обусловлена тем, что налоговое обязательство связывается не просто с товаром, а также с действиями плательщика по его реализации.
Необходимо отметить, что именно в налоговом праве дается правовое определение таким категориям, как «работа», «товар», «услуга».
Так, товаром признается имущество, реализуемое или предназначенное для реализации, а под аналогичными товарами понимаются товары, одинаковые во всех отноше ниях с оцениваемыми товарами. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть использованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц. Услугой является деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе). Кодекс четко прописывает основания, при наличии которых товары, работы, услуги не признаются реализованными.
Для целей налогообложения кроме юридического определения реализации товара (работ, услуг) важное значение имеет место реализации. Поэтому в НК РБ (статьях 32 и 33) раскрывается содержание этого понятия. Данная норма позволяет четко ориентироваться в вопросах, будет ли реализация товаров (работ, услуг) подлежать налогообложению в Республике Беларусь, или она находится под юрисдикцией другого государства.
Для целей налогообложения в плане исчисления и уплаты ряда налогов основополагающей является категория «доход», правовое определение этой категории содержится в ст. 34 НК РБ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Доходы плательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Республике Беларусь или к доходам от источников за пределами Республики Беларусь.
«Доход» – понятие комплексное. НК РБ ограничивается выделением таких видов доходов, как дивиденды и проценты, закрепляя их правовые дефиниции, в основном аналогичные имеющимся в экономической литературе. Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией участнику (акционеру) по принадлежащим им долям (акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.
Процентами являются любые доходы, начисленные по облигациям любого вида, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам, денежным вкладам, депозитам.
Эти категории имеют непосредственное отношение к налогам на прибыль и на доходы, а также к подоходному налогу с физических лиц.