Право в Московском государстве (ХV-ХVII вв.)»
План семинарского занятия (4 часа)
1. Характеристика важнейших памятников права ХV-ХVII вв.
2. Положение основных групп феодально-зависимого населения в ХV- ХVII вв.
3. Развитие прав феодальной собственности и владения
4. Развитие уголовного права.
5. Процесс.
Ш. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
Прежде всего, восстановите в памяти соответствующие темы курса Отечественной истории. Повторите материалы лекции, содержащие общие установки, важные для понимания темы. Изучите соответствующие разделы учебной литературы.
Для более успешного запоминания материалов, касающихся устройства государства в 15-17 вв., составьте схему, характеризующую положение каждого из органов государства и их взаимодействие между собою.
Как известно, Русское централизованное государство в 14-17 вв. определяется как сословно-представительная монархия. Материалы этой схемы помогут в аргументации этого определения. Подумайте при этом, какие именно сословные группы в наибольшей степени влияли на состояние государства и государственную политику. Обратите внимание на следующие процессы: с одной стороны, слияния в наиболее существенных статусных характеристиках ведущих социальных групп феодалов (боярства и дворянства), с другой стороны – на быстрое развитие и укрепления слоя «служилых людей». Задумайтесь о том, что по существу это были близкие процессы, связанные с укреплением государства. Найдите аргументы для доказательства этого суждения.
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.
1. Общая характеристика документов права ХV-ХVII вв.
Сравнение содержания основных памятников права ХV-ХVII вв. позволит видеть место и значение каждого из них и вместе с тем – составить целостное представление о российском праве данной исторической эпохи.
а) Судебник 1497 г.
Судебник 1497 г. занимает особое место в истории русского права. С его появлением началась "эпоха судебников" – стало складываться на новой основе единое правовое пространство централизованного российского государства. В сравнении с материалами "Русской Правды" Судебник 1497 г. ясно показывает основные тенденции развития отечественного права в период формирования зрелого феодализма.
Необходимо дать характеристику данного памятника права по следующим направлениям:
- История находки списка Судебника. Состояние его текста. Исследование Судебника отечественными учеными.
- Источники права конца ХV в.
- Основные вопросы регулирования в Судебнике.
- Место и значение Судебника в истории русского права.
б) Судебник 1550 г.
Новые тенденции в праве получили развитие и закрепление в Судебнике 1550 г., принятие которого стало частью комплексного реформирования российской государственности.
Следует дать общую характеристику данного Судебника по тем же параметрам, что и Судебника 1497 г. При этом обратите внимание на то, что в Судебнике 1550 г. иначе, чем прежде, поставлен вопрос об отношении к предшествующим документам права. Задумайтесь об оценке этого факта.
в) Соборное Уложение 1649 г.
Наиболее полно новые черты феодального права воплотились в Соборном Уложении 1649 г.
Для характеристики Соборного Уложения важно познакомиться с преамбулой данного документа. Следует при этом оценить как сам факт появления преамбулы в законодательном акте, так и высказанные в ней положения. Поскольку в некоторых хрестоматиях текст преамбулы не воспроизводится, приведем фрагменты этого текста в данном пособии:
«…Государь царь и великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего… говорил… указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи… написати…, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна.
…А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал государь… выбрать из столников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из больших городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей трех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека, а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити…, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были ни чем нерушимы.
И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис правил Святых Апостол и Святых Отец, и из градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних великих государей… и из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и во указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано, и те статьи написав вновь к государю приносили.
… И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии… и весь освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга.»
Подумаете, с какой целью законодатель ввел преамбулу как структурный элемент документа права? Обратите внимание на то, как характеризует законодатель:
- необходимость принятия Соборного Уложения
- основные источники права в середине ХVII в. (Подумайте, какую цель преследовал законодатель, уделяя внимание характеристике источников права в преамбуле Соборного Уложения?)
- процедуру принятия Соборного Уложения
Обратите внимание на то, какой общий правовой принцип был провозглашен в преамбуле? Как Вы понимаете его содержание и смысл в конкретных условиях середины ХVII?
3. Положение основных групп феодально-зависимого населения в ХV- ХVII вв.
а) Крестьяне.
Прежде всего, следует указать и кратко охарактеризовать (на основе учебной литературы и материалов лекции) существовавшие категории крестьянства.
Поскольку основной тенденцией государственной политики в отношении крестьянства было так называемое "закрепощение", следует рассмотреть причины и содержание этого процесса.
Далее следует выделить основные этапы юридического оформления прикрепления крестьян к земле, а также к личности феодала:
- В Судебнике 1497 г. следует изучить ст. 36 и 57 и на основе этого составить представление о положении крестьянства и об условиях и правилах крестьянских переходов в конце ХV в.
- На основе Судебника 1550 г. рассмотрите, как изменились правила крестьянских переходов в середине ХVI в., сделайте вывод и дайте оценку этим изменениям. Данный вопрос следует изучить на основе учебной литературы.
- В Соборном Уложении изучите гл. 11 и гл.20 (ст.6). На основании этих разделов, дайте общую характеристику правового положения крестьянства в середине ХVII в.
б) Холопы.
Рассмотрите положение холопов по Судебнику 1497 г. (См. ст. 17, 18, 42, 56, 66 и др.) Обратите внимание на источники холопства, к этому времени сохранявшие свое значение. Рассмотрите также новые черты, появившиеся в положении холопов и новые категории холопов. Охарактеризуйте законные способы выхода их холопского состояния (см. ст. 18,42-43, 56 и др.).
Решите казусы на основе Судебника 1497 г.:
1. Архип поступил ключником к боярину Федору. Вместе с Архипом жили его жена и малолетний сын. Умирая, боярин оставил духовную, по которой давал волю всем своим холопам. Считая себя свободным, Архип с женой и сыном ушли из вотчины. Наследник боярина Григорий потребовал их возврата на том основании, что они не были перечислены поименно в завещании, а также потребовал, чтобы, старший сын Архипа Никола, проживавший в посаде, также был передан ему как холоп. Правомерны ли эти требования Григория?
Подсказка: Рассмотрите источники холопства и правила выхода из холопства.
2. Боярин Никита подал коломенскому наместнику челобитную с просьбой подтвердить его право собственности на холопов, полученных в наследство от дяди: Олешку, Ивашку, Николу и его сына Гридю. При разборе дела Олешко предъявил отпускную грамоту, выданную ему волостелем Федором. и подписанную дьяком. Относительно Ивашки выяснилось, что он служит ключником у челобитчика в Коломне. Про Николу было установлено, что он, будучи холопом боярина Никиты, примкнул к русскому войску, в сражении попал в плен к татарам, откуда впоследствии бежал. Его сын от первого брака Гридя все время жил у родственников матери в Архангельске и никакого отношения к боярину Никите не имел. Признает ли суд Олешку, Ивашку., Николу и Гридю холопами челобитчика?
Подсказка: Следует иметь в виду развитие правового статуса холопа по сравнению с предшествующим периодом.
В Соборном Уложении (гл.20) рассмотрите: источники холопства, виды холопства, разницу в положении отдельных групп холопов, способы прекращения холопства. Обратите внимание, мог ли быть русский человек холопом у иностранца? Прокомментируйте эту норму.
Решите казусы на основе Соборного Уложения 1649 г.:
3. Из вотчины боярина Семена в 1620 г. бежал крестьянский сын Андрей. Поселился он на землях окольничего Мирослава, обзавелся хозяйством и женился. Через несколько лет Андрей с семьей перебрался на земли князя Петра. Смогут ли вернуть беглого крестьянина на основании Соборного Уложения боярин Семен или окольничий Мирослав?
Подсказка: Обратите внимание на документальное основание крепостной зависимости.
4. Крестьянин Данила в 1635 г. бежал из поместья думного боярина Никиты в вотчину князя Романа. После переписи 1645-1646 гг. в 1650 г. туда же перебрался племянник Данилы Федор с взрослым сыном. Князь назначил Федора своим личным конюхом и выдал ему 15 руб. ссуды. Сын Федора вскоре женился. В 1665 г. боярин Никита потребовал вернуть ему Данилу, Федора и его сына с семьей. Будет ли по Соборному Уложению удовлетворен иск? Что грозит князю, принявшему крестьян?
Подсказка: Выясните документальные основания крепостной зависимости, особенности возврата крестьян, бежавших до и после принятия Уложения, а также санкции за прием беглых.
в) Другие категории зависимых людей (кабальные люди, наймиты).
Дайте характеристику правового положения кабальных людей (гл.Х: ст. 245-259 и др.). По Соборному Уложению рассмотрите особенности служилой кабалы.
Охарактеризуйте положение наймитов.
Обратите внимание на общие черты в правовом статусе этих категорий населения.
2. Развитие прав феодальной собственности и владения
а) Регулирование вотчинных прав в Соборном Уложении.
Рассмотрите на основе учебной литературы и гл. ХVII Соборного Уложения особенности правового режима основных видов вотчин:
- родовых,
- старинных,
- купленных,
- жалованных.
Укажите те ограничения, которые существовали в распоряжении отдельными видами вотчин и правила наследования отдельных видов вотчин.
Сделайте общий вывод о тенденциях развития вотчинной собственности.
Решите казус:
5. В июне 1650 г. боярин Федор Матвеев продал свою купленную вотчину стольнику Жидкову. Под купчей подписались стороны и старший брат боярина Прокопий Матвеев. Через год боярин А.Матвеев в тайне от своих родственников вновь продал ту же вотчину окольничему Борису Лыкову, оформив сделку в Поместном приказе. Одновременно он еще одну свою вотчину заложил Жидкову. Получив деньги, А.Матвеев бросил остальные земли и, изменив царю, бежал в Речь Посполитую. Кто по Соборному Уложению станет хозяином вотчин А.Матвеева? Смогут ли родственники боярина вернуть их в род?
Подсказка:
Следует выявить требования закона к оформлению договора купли-продажи и заклада вотчин, к порядку выкупа вотчины, а также ответственность за государственную измену.
б) Регулирование поместных прав в Соборном Уложении.
В рамках данного вопроса на основании учебной литературы и гл. ХVI Соборного Уложения рассмотрите:
Кто имел право на поместье? Мог ли поместьем владеть иностранец?
От чего зависел размер поместья?
Каковы были возможности сохранения прав на поместье или его часть после окончания помещиком службы?
Какие сделки и операции были возможны с поместьями и каковы были условия таких сделок и операций?
Сделайте общий вывод о тенденциях развития поместного владения.
Решите казус:
6. Петр Ляпунов погиб в бою. Его товарищ Мирон Вельяминов скончался от боевых ран, а другой сослуживец – Иван Потапов из-за полученных ран и увечий был отставлен от службы. На основе норм Соборного Уложения определите: Что и на каких правах получит бездетная вдова Ляпунова? Что получит вдова Вельяминова с малолетней дочерью? Сохранит ли за собой поместье одинокий Потапов, если его поместья в три раза превышают норму, и он передал их племяннику, который его содержит?
Подсказка:
Проанализируйте такой способ обеспечения служилого сословия как "прожиток": кому и на каких условиях он давался, от чего зависел его размер.
Сравните статус вотчин и поместий в середине ХVII в., зафиксируйте результаты сравнения в таблице.
вотчины | поместья | |
Различия | ||
Общие черты |
Определяя общие черты, обратите внимание на характеристики, связанные с включенностью в гражданский оборот, на связь с принципом служебности, на правовую защиту добросовестного собственника/владельца.
Решите казус:
7. После смерти московских дворян Травина, Волошина и Прошина осталось по одному большому земельному наделу. Поскольку никто из умерших не оставил духовных грамот, их родственники потребовали от вдов отдать все земли в род мужей. Законно ли это требование по Соборному Уложению? Определите, что и на каких правах достанется бездетным вдовам, если земельный надел Травина – выслуженная вотчина, Волошина – купленная вотчина, Прошина – поместье?
Подсказка:
Следует уяснить различия в правах вдов, наследующих разные виды вотчин и особенности обеспечения вдов помещиков.
4. Развитие уголовного права.
а) Развитие уголовного права в Судебнике 1497 г.
Характеризуя общие подходы к пониманию целей и задач уголовного права в конце ХV в., покажите, прежде всего, новые черты в общем понимании преступления. Рассмотрите, что включает понятие "лихое дело" (ст.8 и др.). Обратите внимание на толкование терминологии документа: "тать", лихой человек", "ведомо лихой человек". Определите, в чем разница этих понятий, и каковы были последствия для обвиняемого при определении его выше указанными понятиями.
Рассмотрите систему преступлений по Судебнику. (См. ст.8-10, 61-62 и др.) Обратите внимание, представления о каком новом виде преступлений отразились в Судебнике и какие преступления относятся к этому виду.
Отвечая на вопрос, руководствуйтесь следующим планом:
- учет статуса объекта преступления (Какие объекты получили наибольшую уголовную защиту?)
- учет субъективной стороны преступления.
- система наказаний по Судебнику (дайте характеристику каждому из видов наказаний).
Остановитесь на показе того, за какие преступления предусматривалась смертная казнь (См. ст. 8,9, 11, 13, 39 и др.) и на том, была ли возможна казнь без суда (См. ст.12).
Охарактеризуйте, что такое "торговая казнь", в каких случаях она применялась, и в чем заключался ее смысл (ст.10).
Рассмотрите, что такое "продажа" (ст.8, 11).
Сделайте вывод том, какие виды наказаний стали наиболее широко применяться, об основных целях наказания по Судебнику и об общих тенденциях развития уголовного права на данном этапе.
б) Развитие уголовного права по Соборному Уложению.
Дайте развернутую характеристику каждого из основных видов преступлений и общих подходов к установлению наказаний по ним:
- преступления против религии и церкви (гл.I, ХХII);
- преступления против царской власти и государства (гл. II);
- преступления против порядка управления (гл. III, IV, V, ХХV);
- преступления против суда (правосудия) (гл. Х);
- преступления против личности (гл. Х);
- имущественные преступления (гл. Х);
- преступления против нравственности (гл. ХХII)
Рассмотрите, что учитывалось судом при характеристике преступления и определении наказуемости? (См. гл. II, Х, ХI, ХIХ, ХХ, ХХII).
Укажите известные и наиболее типичные по Соборному Уложению виды наказаний. На основе изучения этих материалов постарайтесь составить "лестницу наказаний", т.е. систематизировать представления об основных видах наказаний
Перечислите и прокомментируйте те факторы, которые суд обязательно принимал во внимание при установлении наказаний.
Завершить рассмотрение вопросов уголовного права следует четким суждением о целях наказания, утвердившихся к середине ХVII в., и общих чертах системы наказаний.
Решите казусы:
8. Во время церковной службы к царю Алексею Михайловичу обратился боярин князь Долгорукий с просьбой срочно принять его для обсуждения очень важного сообщения о готовящейся государственной измене. К каким последствиям мог привести этот разговор согласно Соборному Уложению? А какова бы была судьба князя, если бы он умолчал о готовящейся государственной измене, но царь узнал бы о его умолчании от других лиц?
Подсказка:
Внимательно прочтите и проанализируйте статьи I и II глав Уложения.
9. Дьяк Леонтьев во время пьяной пирушки рассказал окольничему князю Федорову о том, что до него дошли слухи о заговоре против царя. Однако князь не придал значения "пьяным разговорам". Тем более что он боялся вызвать царский гнев и подозрения. Тем не менее, царю стало известно об этой беседе. Состоялся суд. Какие варианты рассмотрения и решения данного дела возможны были по Соборному Уложению? Подлежал ли юридической ответственности дьяк Леонтьев?
Подсказка:
Внимательно прочтите и проанализируйте статьи II главы Уложения.
5. Процесс.
а) Общее представление о правилах правосудия по Судебнику 1497 г.
Обратите внимание на принципиальную характеристику положения судьи в отношении сторон, определение общих правил правосудия (см. ст.1).
Рассмотрите досудебные действия с целью выяснения личности подозреваемого в преступлении лица – т.н. "облихование" (ст.12). Охарактеризуйте юридические последствия этих действий.
Рассматривая собственно судебный процесс, перечислите и охарактеризуйте систему доказательств (ст. 4-7, 13, 47-48, 52,56, 58, 68 и др.). Обратите внимание, каковы были способы получения признания (см. ст.14, 34).
Остановитесь на том, как оформлялись решения суда.
В связи процессуальными вопросами разберитесь в терминах "правая грамота", "безсудная грамота" и др.
Решите казусы:
10. Наместнику был подан иск о краже 10 мешков зерна. Потерпевший обвинял в краже Афанасия Ипатьева и братьев Владимира, Григория и Даниила Ховралевых. В ходе расследования у Даниила была найдена половина похищенного. Под присягой 9 добрых людей утверждали, что Афанасий Ипатьев и Даниил Ховралев – всем известные тати и лиходеи. О Владимире мнения разделились: пятеро назвали его ведомым лихим человеком, а четверо – добропорядочным. Григорию же все дали положительную оценку. Что ожидает Ипатьева и братьев Ховралевых?
Подсказка:
Разберитесь с понятиями "тать" и "ведомо лихой человек" и последствиями определения кого-либо данными характеристиками. Обратите внимание на значение "повального обыска" для определения судьбы преступника.
11. Крестьянина Васюка Макарьева поймали с поличным во время кражи. При допросе он утверждал, что с ним был его сосед Харитон Квашнин. Как и кем может быть доказана виновность или невиновность Квашнина?
Подсказка:
Обратите внимание на то, что Судебник 1497 г. отразил зарождение розыскного процесса.
Обобщая изученный материал, сделайте вывод о том, какой тип процесса преобладал на данном этапе - состязательный или розыскной?
б) Общие нормы правосудия по Соборному Уложению 1649 г.
Внимательно изучите общие представления о способах обеспечения правосудия (гл. Х, ст. 1,2).
Обратите внимание на такой способ получения доказательств как "повальный обыск" (гл. Х: ст. 156-157,161-167, 175). Выясните, с какой целью он проводился, что выяснялось в результате него, какие последствия имел "повальный обыск".
Рассмотрите, кто не мог быть свидетелем в суде, что такое свидетельские показания в "ссылке из виноватых" (гл. Х, ст.159-168 и др.) или в "общей ссылке" (гл. Х, ст. 169-171, 180).
Обратите внимание на то, каким методом добывалось признание обвиненного "разбойника" (см. гл. ХХI). Охарактеризуйте правила пыточной процедуры.
Охарактеризуйте, какие ещё доказательства признавались в процессе. Разберитесь, что такое "поличное".
Найдите ответ на вопросы: могло ли дело закончиться примирением сторон? могло ли оно закончиться в связи со смертью ответчика?
Сделайте общий вывод о наиболее типичных чертах и характере судебного процесса в ХV – ХVII вв., о причинах и тенденциях его эволюции.
Решите казусы:
12. Судья, рассматривая иск в сумме 5 руб., отверг требования истца. По жалобе истца решение было отменено. Какую ответственность понесет судья
а) если решение вынесено им после получения от ответчика взятки
б) если неправильность решения обусловлена его ошибкой.
Подсказка:
Обратите особенное внимание на гл.Х. ст.1-20.
13. Стрелец Ярослав обратился к дьяку Иосифу с жалобой на купца Строганова, который оскорбил словом его жену. Дьяк отказался рассматривать дело, сославшись на то, что стрелец не имеет средств, чтобы уплатить соответствующую пошлину в государственную казну. Правомерен ли отказ дьяка? Каким могло бы быть решение дела, если бы суд состоялся?
Подсказка:
Охарактеризуйте условия принятия дела к рассмотрению согласно гл. Х. Обратите внимание на то, что одной из сторон данного дела являлся купец Строганов, имя которого упомянуто в ст. 94, а другой стороной – стрелец, т.е. государственный служащий Задумайтесь о значении этих фактов. Найдите основания для приговора по существу данного дела.
Вопросы для самопроверки:
1. Какими чертами характеризуется статус Великого Московского князя (царя) – главы государства?
2. Как изменялись функции Великого Московского князя (царя) по мере развития и укрепления централизованного Русского государства?
3. Перечислите органы, составлявшие систему центрального государственного управления в Московском государстве 16-17 вв.
4. Как именовались единицы административно-территориальное устройства в централизованном Русском государстве?
5. Охарактеризуйте систему органов местного управления в 16-17 вв.
6. Какие органы имели судебные полномочия в Московском государстве 15-17 вв.?
7. Охарактеризуйте организацию вооруженных сил Московского государства.
8. Перечислите источники права Русского (Московского) государства в 15-17 вв.
9. Каковы общие принципы права данного периода?
10. Каково правовое положение основных категорий светских феодалов (боярства и дворянства) в Московском государстве 15-17 вв.?
11. Каково правовое положение духовенства в Московском государстве? Сравните его с положением светских феодалов.
12. Каковы источники формирования слоя служилых людей и их правовое положение в Московском государстве?
13. Каково правовое положение основных категорий городского населения в Московском государстве 15 - 17 вв.?
14. Укажите основные категории крестьянства в Московском государстве 15 -17 вв. и дайте характеристику их правового положения.
15. Укажите основные этапы правового оформления процесса закрепощения крестьянства.
16. Что было общего и чем различался правовой режим основных видов феодальной земельной собственности (вотчин и поместий) в Московском государстве?
17. Каковы основные черты обязательственного права в Московском государстве?
18. Каковы основные черты семейного права в 14-17 вв.?
19. Каковы основные черты наследственного права в Русском (Московском) государстве?
20. Что понималось под преступлением в уголовном праве Русского (Московского) государства?
21. Какие основные виды преступлений, отраженны в законодательстве 15-17 вв.?
22. Каковы цели и общие принципы установления наказаний в уголовном праве Московского государства?
23. Какие основные виды наказаний применялись в 15-17 вв.?
24. Какие основные формы процесса были типичны для Московского государства 15-17 вв.? Чем определялся выбор той или иной формы процесса?
25. Какие доказательства использовались в розыскном процессе?
IV. Рекомендуемая литература.
Источники
Хрестоматия (см. прим. к теме 2):
1. Судебник 1497 г.
2. Судебник 1550 г.
3. Соборное Уложение 1649 г.
Основная литература
1. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 2007.
2. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. Ч. 1. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011.
3. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. – Т. 1. – М., 2003.
4. Тарановский Ф.В. История Российского права . - М.2004.
5. Юшков С.В. История государства и права России (IХ - ХIХ вв.) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Дополнительная литература
1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
2. Государственные учреждения России ХV - ХVIII вв. - М., 1991.
3. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М., 1995
4. История государства и права России./ Отв. ред. Титов Ю.П. – М.: Былина, 1996.
5. История государства и права России./Под ред. Чибиряева С.А. - М., 1998.
6. История государственного управления России. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999.
7. История отечественного государства и права./ Под. ред. Чистякова О. И. – Ч.1. - М., 1997.
8. Киселёва Н.В. История отечественного государства и права в схемах и таблицах. Часть 1 (9-19 века). – Ростов-на-Дону, 2011.
9. Кутьина Г.А., Мулукаев Р.С., Новицкая Т.П. и др. История отечественного государства и права. – М., 2001.
10. Развитие русского права в XV- первой половине XVII вв./ Под ред. Нерсесянца В.С. - М., 1986.
11. Рогов В.А. История уголовного права, террора и репрессий в русском государстве ХV - ХVII вв. - М., 1995.
12. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – СПб, 1992.
13. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 г. - М., 1961.
14. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI - ХVIII вв. - М., 1991.
15. Черепнин Л.В. Земские Соборы Русского государства в XVI - ХVII вв. (Любое издание).
16. Чучаев А.И., Кизилов А.Ю. Уголовно-правовая охрана представителей власти в ХI – ХVII вв.// ГиП. – 2001. - №6.
Тема 2.2. Модернизация российского государства и права в период становления абсолютизма (ХVIII в.)
I. Задания для самостоятельной работы
1. Решите предложенные казусы.
2. Выполните творческие задания.
На основе уголовного законодательства XVIII в. составьте обвинительные заключения по следующим делам: дело царевича Алексея (по материалам романов А.Толстого «Пётр Первый» и Д.Мережковского «Христос и Антихрист»), дело о дуэли П.Гринёва и А.Швабрина (по роману А. Пушкина «Капитанская дочка»), дело Е.Пугачёва (по роману А. Пушкина «Капитанская дочка»), дело А.Радищева (см. Оду «Вольность»).
П. Темы семинарских занятий: