Соучастие в административном правонарушении
Соучастием в административном правонарушении признается умышленное совместное участие двух или более физических лиц в совершении административного правонарушения.
В зависимости от того был или не был предварительный сговор на участие в совершении административного правонарушения соучастие можно классифицировать на:
1) соучастие без предварительного сговора;
2) соучастие с предварительным сговором.
Соучастие без предварительного сговора является наименее опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее не согласовывают своих действий. Их совместное участие может быть установлено только в момент начала совершения административного правонарушения или в процессе его совершения.
Соучастие с предварительным сговором является более опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее договариваются о совместном совершении административного правонарушения. Однако это не означает, что все моменты совершения правонарушения должны быть оговорены между соучастниками. Предварительный сговор может касаться отдельных моментов совершения административного правонарушения. Например, при совершении мелкого хищения исполнитель заранее договорился с другим лицом, (он будет выступать как пособник) о приобретении последним похищенных им предметов, ценностей.
Соучастниками административного правонарушения являются:
- исполнители;
- организаторы:
- пособники.
Исполнителемпризнается физическое лицо:
- непосредственно совершившее административное правонарушение, либо
- непосредственно участвовавшее в совершении административного правонарушения совместно с другими физическими лицами, либо
- совершившее административное правонарушение посредством использования других физических лиц, не подлежащих в силу закона административной ответственности.
Если два и более физических лица непосредственно принимают участие в совершении административного правонарушения, то такой вид соучастия именуется соисполнительство.
Роли между участниками совершения административного правонарушения могут быть распределены, т.е. один может выступать как организатор, второй как пособник, третий как исполнитель.
Организатором признается физическое лицо:
- организовавшее совершение административного правонарушения или
- руководившее совершением административного правонарушения.
Действия организатора могут быть различные. Это может быть руководство подготовкой: составление плана, распределение ролей между участниками, инструктаж, обеспечение орудиями и средствами совершения административного правонарушения и т.д. Это могут быть действия по руководству исполнителями в момент совершения правонарушения.
Организатором совершения административного правонарушения физическое лицо может быть не только заранее его организовавшее или руководившее им в момент совершения, но и тогда когда один из соисполнителей, являясь участником совершения административного правонарушения без предварительного сговора, берет на себя руководство другими соучастниками.
Пособником признается физическое лицо:
1) содействовавшее:
а) советами, указаниями для совершения административного правонарушения,
б) предоставлением информации, орудий или средств для совершения административного правонарушения,
в) устранением препятствий для совершения административного правонарушения.
2) Заранее обещавшее:
а) скрыть физическое лицо, совершившее административное правонарушение,
б) скрыть орудия или средства совершения административного правонарушения,
в) скрыть следы административного правонарушения,
г) скрыть предметы, добытые противоправным путем,
д) приобрести предметы, добытые противоправным путем,
е) сбыть предметы, добытые противоправным путем.
3) Оказавшее иную помощь для совершения административного правонарушения.
Пособничество может быть интеллектуальным и физическим.
Интеллектуальное пособничество – это такое пособничество, которое выражается дачей советов, указаний, заранее данным обещанием скрыть физическое лицо, совершившее административное правонарушение, скрыть орудия или средства совершения административного правонарушения, скрыть следы административного правонарушения и т.д., что укрепляет решимость у исполнителя совершить административное правонарушение.
Физическое пособничество – это такое пособничество, которое выражается в предоставлении информации, орудий или средств для совершения административного правонарушения, устранением препятствий. Такое пособничество направлено на оказание материальной или физической помощи исполнителям административного правонарушения.
Пособник несет административную ответственность только за соучастие в административных правонарушениях, предусмотренных статьями:
1) мелкое хищение (статья 10.5);
2) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
3) незаконное использование деловой репутации конкурента (статья 11.26);
4) подделка проездных документов (статья 11.33);
5) нарушение правил торговли и оказания услуг населению (статья 12.17);
6) незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь (статья 14.4);
7) недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (статья 14.5);
8) приобретение, транспортировка, хранение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Республики Беларусь с нарушением таможенных правил (статья 14.7);
9) незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой или иной растительности (статья 15.22);
10) нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных (статья 15.35);
11) нарушение правил охоты (статья 15.37);
12) незаконное проникновение на специально охраняемые территории и объекты (статья 23.14);
13) незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (статья 23.29);
14) нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь (статья 23.31);
15) самовольное занятие земельного участка (статья 23.41).
Установление в каждом случае вида соучастие позволяет правильно квалифицировать действия виновных, определить степень общественной опасности содеянного в целом и каждого в отдельности.
Ответственность организатора и пособника наступает по той же статье Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, что и ответственность исполнителя, со ссылкой на ст. 5.4. КоАП.
За деяние, совершенное исполнителем и не охватывавшееся умыслом соучастников, другие соучастники административной ответственности не несут.
8. 3. Повторное, длящееся административное правонарушение, совокупность административных правонарушений
Повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение физическое лицо, его совершившее, или юридическое лицо были освобождены от административной ответственности:
- по основаниям, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, либо
- в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Таким образом, для признания административного правонарушения повторным необходимо, чтобы между первым и последующим правонарушением был определенный разрыв во времени. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях такой срок установлен в течение одного года и только после наложения административного взыскания за такое же нарушение, как на физическое, так и на юридическое лицо.
Длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо законом под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения.
Длящееся административное правонарушение характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного правонарушения и совершается в течении длительного времени. Примерами длящихся административных правонарушений могут служить:
- невыполнение обязанностей по воспитанию детей (ст. 9.4. КоАП),
- незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь (ст. 11.5. КоАП),
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 13.2 КоАП),
- неуведомление о пересечении таможенной границы Республики Беларусь (ст. 14.9.КоАП),
- уклонение от реализации огнестрельного оружия или боеприпасов (ст. 23.50. КоАП),
- уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс (ст. 24.6. КоАП) и другие.
Длящееся административное правонарушение образует оконченный состав с момента первого противоправного действия (например, при уклонении от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс с момента неявки в такой орган). Длящееся административное правонарушение независимо от его продолжительности рассматривается как одно правонарушение.
Совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными статьями Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, ни за одно из которых физическое или юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности. При этом не учитываются административные правонарушения, за которые физическое или юридическое лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Примером совокупности двух административных правонарушений могут служить действия гражданина В, который находясь в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство выражался нецензурными словами. Таким образом, им были совершены два административных правонарушения. Первое – предусмотренное статьей 17.3. КоАП «Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде». Второе – предусмотренное статьей 17.1. КоАП «Мелкое хулиганство».
Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения.