Тема 1. Введение в историю и теорию римского права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«РИМСКОЕ ПРАВО»
Направление подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция»
Направленность образовательной программы (профиль):
«Государственно-правовой профиль»
«Гражданско-правовой профиль»
«Международно-правовой профиль»
«Уголовно-правовой профиль»
Уровень: бакалавриат
Набор
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская таможенная академия»
УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом юридического факультета (протокол от «18» мая 2017 г. № 9) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«РИМСКОЕ ПРАВО»
Направление подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция»
Направленность образовательной программы (профиль):
«Государственно-правовой профиль»
«Гражданско-правовой профиль»
«Международно-правовой профиль»
«Уголовно-правовой профиль»
Уровень: бакалавриат
Набор
Автор
Н.Н. Димитров, доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат исторических наук, доцент
М.С. Чурова, ст. преподаватель кафедры теории и истории государства и права
Ответственный за выпуск:
Н.Н. Димитров, доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат исторических наук, доцент
Программа одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права (протокол от «18» апреля 2017г. № 8)
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела методического обеспечения образовательного процесса
_________________________ /Ю.В. Шустрова/
© Российская таможенная академия, 2017
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины «Римское право»:
‑ формирование систематизированных знаний о римском праве, его истории и основных юридических концепциях, отдельных институтах и нормах публичного и частного права, их эволюции, значимости в современных условиях, выработка умений и навыков анализа правовых источников, ведения дискуссии и полемики по историко-правовым проблемам.
Основные задачи:
‑ вооружить студентов прочными знаниями фундаментальных теоретических положений и категорий римского права, составляющих основу понятийного аппарата современных правовых систем;
‑ ознакомление студентов с источниками, латинской юридической терминологией, основными формулами и терминами римского права;
‑ дать систематизированное знание основных положений вещного, обязательственного, семейно-брачного и наследственного права;
‑ способствовать формированию и развитию у студентов юридического мышления, освоению юридической техники;
‑ дать основы методики применения полученных знаний в процессе изучения других юридических дисциплин и в практической деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения,
соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Код компетенции | Результаты освоения ОП Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-7 | способность к самоорганизации и самообразованию | Знать: ‑ структуру познавательной деятельности и условия ее организации; уметь: ‑ ставить цели и задачи профессионального и личностного самообразования; владеть ‑ навыками построения индивидуальной траектории интеллектуального, общекультурного и профессионального развития |
ОПК-2 | способность работать на благо общества и государства | Знать: - принципы социальной направленности профессии юриста; основные функции государства и права; задачи юридического сообщества в сфере построения правового государства; уметь: ‑ определить и юридически квалифицировать действия, направленные на благо общества, государства и отдельно взятого индивида. владеть: - техникой формулирования точных, продуманных юридических конструкций по аналогии с текстами источников римского права. |
ПК-2 | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Знать: ‑ систему и историю Римского права; основные теоретические юридические концепции, институты и отдельные нормы римского права и их историческую эволюцию; ‑ совокупность различных видов и форм правоотношений в Древнем Риме, их сущность, условия возникновения и прекращения; ‑ сущность рецепции римского права, его влияние на формирование и развитие отечественной цивилистики; уметь: ‑ проводить сравнительный анализ отдельных положений и норм римского права с действующим гражданским законодательством Российской Федерации; ‑ применять полученные знания в процессе изучения других юридических дисциплин, при проведении правового анализа и разрешении конкретных юридических казусов, в ходе практической деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации; - правильно применять и толковать нормы Римского права при решении практических задач. владеть: ‑ навыками решения конкретных ситуативных задач и казусов на основе норм римского права; ‑ специальной латинской юридической терминологией; ‑ техникой формулирования точных, продуманных юридических конструкций по аналогии с текстами источников римского права |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина “Римское право” относится к вариативной части образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция».
Дисциплина изучается на 1 курсе во втором семестре по очной и заочной форме обучения.
Изучение дисциплины базируется на результатах обучения по дисциплинам: «История государства и права зарубежных стран» (1-3 раздела), «Теория государства и права» (1-2 раздела).
Дисциплина создает теоретическую основу для изучения: 3 раздела «Теории государства и права», общей части Гражданского, Гражданско-процессуального, Арбитражного, Семейного и Наследственного права.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ*), 108 академических часов.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ | Всего часов | Семестр |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Практические занятия (ПЗ), | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | зачет | |
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы | ||
Таблица 2.2
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очно-заочной форме обучения
Виды работ | Всего часов | Семестр |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Практические занятия (ПЗ), | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Контрольная равбота | + | + |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | зачет | |
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы | ||
Таблица 2.3
Распределение объема дисциплины по видам работ
по заочной форме обучения
Виды работ | Всего часов | Семестр |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Практические занятия (ПЗ), | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Контрольная работа | + | + |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | ||
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы | ||
5. 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)
Таблица 3.1
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические (семинары или лабораторные занятия) (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
2 семестр | |||||||
Тема 1. Введение в историю и теорию римского права | |||||||
Тема 2. Источники римского права | |||||||
Тема 3. Правовое положение римских граждан и иных лиц в Римском государстве | |||||||
Тема 4. Государственный суд и защита нарушенных прав в Древнем Риме | |||||||
Тема 5.Римская семья и её место в публичных и частных правоотношениях | |||||||
Тема 6. Вещное право в Древнем Риме | |||||||
Тема 7. Обязательственное право в Древнем Риме. | |||||||
Тема 8. Наследственное право в Древнем Риме | |||||||
Тема 9. Римское право и современное российская юриспруденция: проблемы рецепции | |||||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | зачет (в соответствии с учебным планом) | ||||||
Итого в семестре |
Таблица 3.2
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очно-заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические (семинары или лабораторные занятия) (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
2 семестр | |||||||
Тема 1. Введение в историю и теорию римского права | |||||||
Тема 2. Источники римского права | |||||||
Тема 3. Правовое положение римских граждан и иных лиц в Римском государстве | |||||||
Тема 4. Государственный суд и защита нарушенных прав в Древнем Риме | |||||||
Тема 5.Римская семья и её место в публичных и частных правоотношениях | |||||||
Тема 6. Вещное право в Древнем Риме | |||||||
Тема 7. Обязательственное право в Древнем Риме. | |||||||
Тема 8. Наследственное право в Древнем Риме | |||||||
Тема 9. Римское право и современное российская юриспруденция: проблемы рецепции | |||||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | зачет | ||||||
Итого в семестре |
Таблица 3.3
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические (семинары или лабораторные занятия) (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
2 семестр | |||||||
Тема 1. Введение в историю и теорию римского права | |||||||
Тема 2. Источники римского права | |||||||
Тема 3. Правовое положение римских граждан и иных лиц в Римском государстве | |||||||
Тема 4. Государственный суд и защита нарушенных прав в Древнем Риме | |||||||
Тема 5.Римская семья и её место в публичных и частных правоотношениях | |||||||
Тема 6. Вещное право в Древнем Риме | |||||||
Тема 7. Обязательственное право в Древнем Риме. | |||||||
Тема 8. Наследственное право в Древнем Риме | |||||||
Тема 9. Римское право и современное российская юриспруденция: проблемы рецепции | |||||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | зачет | ||||||
Итого в семестре |
5.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам
Рекомендации по выполнению заданий
Приступая к выполнению заданий студенту необходимо внимательно изучить соответствующую тему рекомендованных учебников, разобраться в сути предмета данной дисциплины, в отличительных особенностях её методологии, роли и месте в формировании у будущих юристов профессионально важных знаний, умений и навыков.
Конспект темы необходимо подготовить на основе лекции и изучения учебников и учебных пособий. Материал должен быть структурирован, логически взаимоувязан и типологизирован по блокам в виде структурно-логической схемы.
При решении задач следует внимательно изучить условия конкретного казуса, найти необходимые положения римских правовых источников, оценить ситуацию и дать аргументированный ответ.
Контрольные вопросы по теме
1. Назовите историческую систему римского права, в которой в качестве источника выступают требования морали, естественного разума?
А) jus civile; Б) jus aequum; В) jus naturale; Г) jus praetorium
2. Какую из названных областей права включало в себя Римское право: А) гражданское право; Б) уголовное право; В) государственное право; Г) частное право
3. Римское частное право регулировало: А) правовое положение святынь и жрецов; Б) правовое положение субъектов в имущественных отношениях; В) вопросы приобретения и лишения римского гражданства; Г) отношения государства и личности
4. Для классического периода развития римского права было характерно господство: А) преторского права; Б) квиритского права; В) естественного права; Г) право народов.
Практическое занятие
(очная форма обучения)
1. Интеллектуальная летучка по теме.
2. Решение ситуационных историко-правовых задач: сравнительный историко-правовой анализ Законов XII таблиц и Институций Гая.
3. Тестовый опрос по теме
Задания для самостоятельной работы
1. Выписать из Дигест Юстиниана: понятие права (D.1.1.1.1), естественное право, право народов (D. 1.1.1.3-4; D. 1.1.5), цивильное право (D. 1.1.6-7), преторское право (D. 1.1.7.1) понятие правосудия (D. 1.1.10), понятие закона (D. 1.3.1), соотношение закона и права (D. 1.1.11; D. 1.3).
2. Подготовить блок-схему конспекта темы.
3. Решить историко-правовую задачу:
Продолжите умозаключение юриста Юлиана, касающееся перерастания обычая в закон: «Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует установленное нравами и обычаем; а если этого нет для какого-либо дела, то следует соблюдать наиболее близкое и вытекающее из последнего правило; если и этого не оказывается, то следует…»
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару и практическому занятию
Определение терминам и понятиям можно найти в исторических и юридических словарях, энциклопедиях.
В конспекте систематизировать и структурировать основной материал по теме, выразить его наглядно в виде блок-схем.
На занятиях в первом вопросе проанализировать первый свод законов – Законы XII таблиц. Необходимо произвести его реконструкцию по работам более поздних авторов (таких как Варрон, Верия, Флакка, Цицерон). Второй вопрос посвящен римским юристам и ораторам. Студентам необходимо рассмотреть работы юристов периода республики; классического периода, начало комментирования законов и эдиктов, юридическую практику и практику юрисконсультов. Анализируя преторский эдикт, как источник права, следует проследить его развитие на различных этапах истории римского права, раскрыть причины выработки постоянного эдикта, его структуру и основное содержание.
Особое внимание необходимо обратить вопросам систематизации римского права. Студенты должны раскрыть суть и содержание кодификации права при императоре Юстиниане, а также составляющие части Corpus iuris civilis (Institutiones, Digesta, Codex, Novellae), его истолкование средневековыми комментаторами, а также современное состояние исследований Свода законов.
При рассмотрении пятого вопроса рассмотреть роль плебисцитов и постановлений сената, судебного прецедента в римском праве.
Разбор конкретной правовой ситуаций и решение практических задач производится на основе римских источников права соответствующего периода, научной историко-правовой литературы.
Контрольные вопросы по теме
Дайте правильные ответы на следующие тестовые задания:
1. Назовите историческую систему римского права, в которой в качестве источника выступают решения судебных магистратов?
А) jus civile; Б) jus aequum; В) jus naturale; Г) jus praetorium
2. Укажите исторически первый источник римского права?
А) lex; Б) mores maiorum; В) aequum; Г) senatusconsultum
3. В каком из элементов закона указывается его содержание?
А) sanctio; Б) contestatio; В) praescriptio; Г) rogatio
4. Какая форма деятельности республиканских юристов представляла собой советы по ведению судебных дел?
А) agere; Б) respondere; В) cavere; Г) jus publice respondendi
Семинар
(очная и заочная формы обучения)
Круглый стол по обсуждению вопросов темы:
1. Доклад: «Римское право как ценность и ценности римского права».
2. Дебаты по проблемам:
1) основные этапы рецепции римского права в зарубежных странах и в России;
2) римское учение о лицах и его современная интерпретация;
3) основные институты римского вещного и обязательственного права и современное российское гражданское право;
4) римское семейное и наследственное право и современность;
5) правовые аспекты римской демократии: современное понимание.
3. Интеллектуальная игра «Знатоки римского права».
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовить научные сообщения по теме и их презентации.
2. Составить блок-конспект по теме.
3. Определить составы команд для участия в интеллектуальной игре «Знатоки права».
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к научно-практической конференции
Определение терминам и понятиям можно найти в исторических и юридических словарях, энциклопедиях.
В конспекте систематизировать и структурировать основной материал по теме, выразить его наглядно в виде блок-схем.
На конференции проанализировать основные этапы рецепции римского права, её виды и типы, особенности в России. Показать взаимосвязь с современным отечественным гражданским и семейным правом.
В ходе интеллектуальной игры провести разбор конкретной правовой ситуаций и решение практических задач производится на основе римских источников права соответствующего периода, научной историко-правовой литературы.
Контрольные вопросы по теме
1) Назовите основные этапы рецепции римского права в различных правовых семьях и выделите её особенности в России.
2) Раскройте основные положения римского учения о лицах в гражданско-правовых отношениях и его современную интерпретацию.
3) Каковы основные институты римского вещного и обязательственного права и их рецептирование в современное российское гражданское право.
4) Римское семейное и наследственное право и современность;
5) Каковы правовые аспекты римской демократии;
6) Романистика: её предмет (понятие правовой системы, её отличие от системы права), значение римского права для современного юриста. Примеры существующих в российской цивилистике терминов или положений классического римского права.
6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме часть 1 «Деловая игра» / под общ. ред. В.А.Черных, О.В. Саенко. М.: Изд-во Российская таможенная академия / 2012.- 104 с.
2. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.
3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.
4. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. М.: Изд-во Росс. таможенной акад., 2016.
Список литературных источников для выполнения самостоятельных заданий
1. Димитров Н.Н. Введение в теорию и историю римского права: Курс лекций. М.: Изд-во Росс. тамож. академии, 2011. (ЭБ РТА).
2. Димитров Н.Н. Памятники истории и теории государства и права. Ч.2. История и теория государства и права, политических и правовых учений. М.: Изд-во РТА, 2010. (ЭБ РТА)
3. Исаев, М. А. История государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. Введение в историю права. Древний мир: учебник для академического бакалавриата / М. А. Исаев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017.
4. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров /Под ред. К.И. Батыра. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013.
5. Попова, А. В. История государства и права зарубежных стран древнего мира и средних веков: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016.
6. Рыбак С.В. Римское право: практикум. - Ростов-на-Дону: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2016.
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ 1
№пп | Вопрос задания | Максимальное количество баллов |
Агнатское и когнатское родство, их соотношение в римском праве. | ||
Ситуационная задача: Тиций в присутствии соседей вступил в спор с Павлом. Спор кончился дракой, в ходе которой Тиций сломал Павлу руку. Какую он понесет ответственность? Ответ обоснуйте. |
ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ 2
№пп | Вопрос задания | Максимальное количество баллов |
Владение, его установление, прекращение и защита, соотношение владения с вещными правами, виды владения | ||
Ситуационная задача: Некто Фабий в присутствии четырех соседей заключил с Ливием сделку купли-продажи мула, принадлежащего Ливию. Через полгода мул снова прибился к стаду Ливия. Фабий предъявил иск к Ливию о его возвращении. Каким должно быть решение суда? |
ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ 3
№пп | Вопрос задания | Максимальное количество баллов |
Открытие и принятие наследства | ||
Ситуационная задача: Тит, соседствуя с Валерием, решил выкопать на своем участке колодец и посадить фруктовые деревья на расстоянии 4 футов от забора, разделяющего их земельные владения (участки). Правомерны ли действия Тита? |
7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету
1. Агнатское и когнатское родство, их соотношение в римском праве.
2. Владение, его установление, прекращение и защита, соотношение владения с вещными правами, виды владения.
3. Завещание: формы, условия его действительности, обязательная доля.
4. Защита владения, исторические формы владельческих интердиктов.
5. Имущественные отношения супругов.
6. Историческая эволюция брачно-семейных отношений в Риме.
7. Исторические формы гражданского процесса, черты, отличия и сходства между ними.
8. Исторические формы залога в римском частном праве.
9. Исторические этапы и основные тенденции развития римского договорного права.
10. Источники римского права.
11. Классификация обязательств в римском частном праве.
12. Кодификация римского права.
13. Контракты в римском частном праве.
14. Наследование по закону и по завещанию в Римском государстве.
15. Наследственные отказы.
16. Обязательства: понятия и виды, основания возникновения и прекращения обязательств.
17.Основные этапы становления и особенности римского процессуального права.
18. Пакты в римском частном праве.
19. Понятие права наследования и его историческая эволюция.
20. Понятие правоспособности и ее содержание в римском праве.
21. Понятие римского права, его система и основные институты.
22. Право народов, его место и роль в системе римского права.
23.Право на чужие вещи: понятие и виды.
24. Право собственности, его объекты, содержание, способы приобретения и утраты.
25. Правовое положение отдельных категорий населения в римском праве.
26. Рецепция римского частного права, ее основные формы, виды и типы.
27. Римское частное право как “система исков”, виды исков.
28. Сущность и содержание сервитутного права.
29.Физические и юридические лица в римском частном праве.
30. Цивильное право, преторское право, право народов: их взаимодействие в истории римского права.
7.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка результатов обучения и уровня сформированности компетенций проводится в ходе текущей и промежуточной аттестаций с использованием фондов оценочных средств и с применением балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся.
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с положениями о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации и балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии.
Общее количество баллов при проведении текущего контроля должно быть не менее 60, но не более 100.
При неудовлетворительном оценивании одного из показателей компетенции общая оценка также неудовлетворительная.
Таблица 6.1
Применение балльно-рейтинговой системы
для проверки результатов обучения
(очная форма обучения)
Номер раздела/ темы | Формы текущего контроля обучающихся | Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки (не менее 5, но не более 20) | Баллы в первой контрольной точке (30 баллов) | Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками (не менее 5, но не более 20) | Баллы во второй контрольной точке (30 баллов) |
1-5 | Инд. опрос по терминам | ||||
2-5 | Доклад, фиксированное сообщение на практическом занятии, ответ на теоретический вопрос | ||||
1-5 | Контрольная работа | ||||
6-9 | Решение конкретной практической задачи | ||||
6-9 | Ответ на теоретический вопрос | ||||
6-9 | Контрольная работа |
Выполнение в каждой контрольной точке осуществляется в комбинированном виде.
Таблица 6.2
Применение балльно-рейтинговой системы
для проверки результатов обучения
(заочная форма обучения)
Номер раздела/темы | Формы текущего контроля обучающихся | Баллы по видам работ, выполняемым студентами |
2-4 | Решение конкретных историко-правовых ситуаций | |
5-8 | Тренинг по разрешению конкретных историко-правовых ситуации римского правосудия | |
Выступление, сообщения и доклады на семинарских и практических занятиях | ||
1-9 | Контрольная работа по всему курсу |
8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Исторические нормативные правовые акты:
1. Гай. Институции. Извлечения. //Димитров Н.Н. и др. Памятники теории и истории государства и права. Ч. 2. М.: Изд-во РТА, 2011.
2. Дигесты Юстиниана. Тома 1-8. / Отв. ред. Кофанов Л.Л. М., 2008.
3. Законы XII таблиц // Димитров Н.Н. и др. Памятники теории и истории государства и права. Ч. 2. М.: Изд-во РТА, 2011.
Основная литература:
1. Новицкий И.Б. Римское право: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2017. //ЭБС «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru.
2. Прудников М.Н. Римское право: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2017 //ЭБС «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru.
Дополнительная литература:
1. Гетьман-Павлова И.В. Римское частное право: учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 343 с. //ЭБС «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru.
2. Кудинов О.А. Римское право: Учебное пособие. М.: ИТК «Дашков и К°», 2017 //ЭБС «Университетская библиотека «ONLINE»: http://biblioclub.ru.
3. Строгецкий В.М. Римское право: учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2014 //ЭБС «Университетская библиотека «ONLINE»: http://biblioclub.ru.
9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:
№пп | Наименование ресурса | Краткая характеристика | |
http://www.gov.ru | Сервер органов государственной власти | ||
http ://www.pravo.gov.ru | Официальный интернет-портал правовой информации | ||
КонсультантПлюс | Справочно-правовая система | ||
Гарант | Справочно-правовая система. | ||
www.lawlibrary.ru | Сайт Юридической научной библиотеки издательства «Спарк» | ||
http://www.pravo.ru | Портал «Право» | ||
http://www.knigafund.ru/books | Электронное периодическое издание «KnigaFund.Ru». Можно найти литературу, соответствующую федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения | ||
www.ebiblioteka.ru | база данных периодических изданий по юриспруденции, экономике, истории, философии, социологии, и другим (библиографические базы данных с более чем 2 млн. библиографических записей) | ||
www.biblioclub.ru | «Университетская библиотека онлайн» | ||
http://allpravo.ru/rubriks/rub/rimsk.html | Электронная библиотека по Римскому праву | ||
http://tarasei.narod.ru/uchrim.html | Правовая библиотека: литература по римскому частному праву | ||
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
1) посещать все занятия, т. к. весь тематический материал взаимосвязан между собой, и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;
2) все рассматриваемые на семинарских занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь, а документы, оформленные студентами, подшивать в папку;
3) обязательно выполнять все домашние задания. Отсутствие на семинарских занятиях не освобождает студента от выполнения домашнего задания. Выполненные задания необходимо предоставить преподавателю в письменном виде;
4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т. к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому студенту.
11. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:
- Комплексная тренажерная система для подготовки должностных лиц таможенных органов.
- Пакет прикладных программ MSOffice.
- Справочно-правовая система «Консультант плюс».
- Справочно-правовая система «Гарант».
- Библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется следующие образовательные технологии:
- деловая игра;
- работа в малых группах;
- метод кейс-стади;
- обсуждение и решение ситуационных задач;
- блиц-опрос
12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-техническая база дисциплины обеспечивает проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Для проведения учебных занятий используется:
- лекционные аудитории и аудитории для проведения практических занятий оснащенные современным, высокотехнологичным мультимедийным оборудованием (мультимедийные проекторы, экраны), обеспечивающие реализацию программы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«РИМСКОЕ ПРАВО»
Направление подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция»
Направленность образовательной программы (профиль):
«Государственно-правовой»
«Гражданско-правовой»
«Уголовно-правовой»
«Международно-правовой»
Уровень: бакалавриат
Автор
Николай Николаевич Димитров
Марина Сергеевна Чурова
Издано в авторской редакции
Печатается с готового оригинал-макета,
предоставленного кафедрой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«РИМСКОЕ ПРАВО»
Направление подготовки: 40.03.01 «Юри