Понятие, значение и роль суда среди участников гражданско-процессуальных правоотношений.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.[7], что обеспечивает ее единство. Кроме того, единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

· соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

· применения всеми судами КонституцииРФ, федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

· признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

· законодательного закрепления единства статуса судей;

· финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета.

В соответствии с Законом «О судебной системе» суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. В систему федеральных судов общей юрисдикции входят районные суды, суды автономной области и автономных округов, суды городов федерального значения, верховные суды республик, краевые и областные суды, военные и специализированные суды, Верховный Суд РФ. К судам субъектов РФ отнесены мировые судьи, включенные в единую судебную систему как судьи общей юрисдикции[8]

Система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ, подразделяется на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие (гражданские) суды, рассматривающие общие уголовные, гражданские и административные дела. Другую – военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом.

Мировой суд – это первичное судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, уголовные, административные дела. Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о мировых судьях, УПК и ГПК. Своеобразие статуса мировых судов проявляется в том, что в соответствии с вышеуказанными законами они, наряду с конституционными судами субъекта Федерации отнесены к числу возглавляемых ВС судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются судами федеральными. Мировые суды – это суды субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, количество которых, как и общее число мировых судей, в субъекте РФ определено федеральным законом с учетом предложений законодательных органов субъектов РФ, согласованных с ВС[9]. Судебные участки создаются из расчета численности населения.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации и в порядке, установленном федеральным законом. Судебные акты мировых судей, вступившие в силу, а равно их законные требования и другие обращения обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, общественных объединений, должностных лиц и т.д. и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

В подсистеме гражданских судов общей юрисдикции районный суд является основным звеном. Это обусловлено прежде всего широкой его компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется.

Хотя Закон о судебной системе (ч. 1 ст. 36) установил, что все суды этого уровня впредь должны именоваться единообразно — районными судами, в наши дни можно встретить и иные наименования судов этого уровня: например, во многих крупных населенных пунктах их официально называют городскими судами, в Москве — межмуниципальными (районными) судами.

Организация районных судов определяется Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о судоустройстве, Законом о статусе судей, Законом о народных заседателях и другим законодательством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или иной аналогичной административно-территориальной единице, а равно в городе, не имеющем районного деления. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов. Порядок создания и упразднения судов этого уровня определён Законом о судебной системе.

Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществляют верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт - Петербурге, суды автономной области и автономных округов.

Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г. Учреждена должность администратора суда, который назначается на должность и освобождается от должности начальником управления Судебного департамента субъекта РФ по представлению председателя районного суда и выполняет его распоряжения.[10]

Администратор районного суда организационно обеспечивает деятельность районного суда, взаимодействует по этим вопросам с адвокатурой, осуществляет информационно-правовое обеспечение суда, в том числе нормативными актами, юридической литературой, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает работу средств связи, имеет другие полномочия.

Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря, секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность, за исключением судебных приставов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ.

Консультант наряду с судьями ведет прием граждан, принимает участие в повышении квалификации других сотрудников аппарата, под руководством наиболее опытных судей ведет справочную работу по законодательству и судебной практике, следит за текущими изменениями действующих законов, вносит в контрольные экземпляры соответствующие поправки и знакомит с ними судей и народных заседателей.

Как правило, в районном суде имеются две канцелярии: по гражданским и уголовным делам, в которых ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями в соответствии с Временной инструкцией по делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного Департамента от 24 августа 1999 г. №8. Для хранения рассмотренных дел организуется архив. Непосредственно ответственность за делопроизводство возложена на заведующего канцелярией. Он распределяет работу между сотрудниками аппарата, контролирует ее исполнение, готовит материалы по статотчетности, ведет книги приказов и распоряжений по суду, оформляет служебную переписку.[11]

В районном суде организуется первичный учет рассмотренных дел, на каждое из них заполняются карточки, на основе которых ведется статистическая отчетность. Ответственность за этот участок работы несет председатель суда.[12]

Основная обязанность секретарей судебного заседания – вести протоколы судебного разбирательства. Они вызывают участников судебного разбирательства и свидетелей, обеспечивают информацию о делах, назначенных к слушанию.

Федеральными судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции являются Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Они образуются и действуют в республиках, входящих в состав РФ, крае (области), автономной области и автономном округе. В городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – образованы суды на правах областного суда. Суды среднего звена равнозначны между собой и имеют одинаковую структуру.

Областной и равный ему суд состоит из судей. Количественный состав судов этого уровня определяется исходя из расчетного объема и характера судебной работы, административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ, демографического состава и занятости населения и другими факторами. Все судьи назначаются на должность указом Президента РФ без ограничения срока полномочий. В соответствии со ст. 13 Закона о судебной системе, ст. 30 и 42 Закона о судоустройстве и Закона о статусе судей областные и другие равные им суды состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и действуют в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, президиум суда. Организационно-вспомогательные функции призван выполнять аппарат этих судов.

Судебные коллегии суда среднего звена состоят из председателя коллегии, которые как правило, являются одновременно заместителями председателя суда, и судей. В судах со значительным объемом работы каждая судебная коллегия подразделяется на судебные составы. В судебный состав поступают дела из определенных судов основного звена субъекта РФ. Каждый член судебного состава курирует определенные районные суды, оказывая их судьям постоянную и конкретную помощь, на основе анализа и обобщения судебной практики.

Президиум суда среднего суда является надзорной инстанцией. Он состоит из председателя данного суда, его заместителей и наиболее опытных и квалифицированных членов суда. Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. Президиум рассматривает дела в составе не менее трех его членов, в заседании участвует прокурор субъекта РФ.

Председатель суда осуществляет общее руководство работой суда: утверждает планы работы суда и контролирует их выполнение, организует контроль за исполнением принимаемых решений, ведает кадрами консультантов, секретарей и других технических работников, контролирует финансовую деятельность и отчетность суда, обеспечивает общее руководство делопроизводством суда. В отсутствии председателя его обязанности выполняет один из его заместителей.

Аналогично районному суду в суде среднего звена учреждена должность администратора, деятельность которого призвана способствовать укреплению самостоятельности и независимости суда.

Аппарат суда обеспечивает его деятельность и подчиняется председателю суда. В него входят: секретари – президиума, судебных коллегий, судебных заседаний, составов суда, инспектора, консультанты, делопроизводители, машинистки, архивариус. Все секретари и инспектора подчинены заведующему секретариатом, который руководит их работой и контролирует ее. Секретари судебных заседаний обеспечивают явку участников судопроизводства и ведут протоколы судебных разбирательств дел по первой инстанции. Секретари судебных коллегий оформляют судебные дела и обеспечивают их хранение, извещают необходимых лиц о назначенных к слушанию делах. Инспектора выполняют справочную работу, заполняют документы первичного учета. Группа консультантов занимается изучением дел и жалоб, поступающих в суд для проверки в порядке надзора. На основе их доклада председатель суда либо вносит надзорную жалобу, либо отказывает в ее принесении.

Верховный Суд РФ является высшим звеном в системе федеральных судов общей юрисдикции. Верховный Суд РФ создан в силу предписания Конституции РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в нее. Он образуется высшими органами государственной власти: Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания. Судьи ВС назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда.

Большая часть судебной деятельности ВС осуществляется Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам, состав которых определяется Пленумом ВС РФ по представлению его Председателя из числа судей, назначенных в ВС.

Непосредственно работой судебных коллегий руководят их председатели. Ими являются заместители Председателя ВС РФ.

Президиум Верховного Суда РФ функционирует как коллегиальный орган в составе 13 судей, проводя свои заседания не реже одного раза в месяц, которые правомочны при наличии большинства членов Президиума. Состав Президиума утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ. В его заседаниях принимает участие Генеральный прокурор РФ или один из его заместителей. Президиум ВС РФ в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС, меры по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписываются Председателем ВС.

Пленум ВС включает в свой состав всех судей ВС (более 100 человек). Пленум ВС созывается не реже одного раза в четыре месяца. В его работе участвуют Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, обычно председатели нижестоящих судов, ученые и специалисты. Участие Генерального прокурора в заседании Пленума обязательно.

Главная функция Пленума – рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики.

Действие суда, будучи непременным элементом любого юридического состава, обуславливает возможность возникновения всякого гражданского процессуального правоотношения. Поэтому обязательным субъектом процессуального отношения является суд.

Суд - орган власти, наделенный компетенцией (полномочиями) по осуществлению правосудия путем разрешения гражданских и уголовных дел. Поэтому суд - не только обязательный, но и решающий субъект гражданского процессуального правоотношения. Властные полномочия суда проявляются одновременно как его права и обязанности, для выполнения которых суды совершают многочисленные процессуальные действия.

Особое положение суда как субъекта гражданских процессуальных правоотношений определяется конституционными принципами правосудия и статусом судей.

Суд – орган государственной власти, призванный к выполнению одной из функций государственного управления. С этой целью ему отведен законом определенный круг деятельности, в границах которой он имеет право и обязан действовать. Вместе с тем законом установлены и правила, которыми суд должен руководствоваться в своей деятельности. Этим обуславливается характерная черта процессуального положения суда, состоящая в том, что процессуальные права суда являются вместе с тем и его обязанностями. Суд не только вправе совершать известные действия при наличности указанных в законе условий, но и обязан к этому. Если, например, обнаружилось, что истец лишен правоспособности, то суд имеет право и вместе с тем обязан прекратить дело; если иск оказался неосновательным, то суд не только может, но и должен отказать в нем.

Поэтому не осуществление судом своих процессуальных прав, вопреки имеющимся для этого условиям, равносильно нарушению им служебных обязанностей, которое является основанием для обжалования его действий в установленном порядке, а в более важных случаях может повести к возбуждению против судей уголовного или дисциплинарного преследования. Даже те немногочисленные нормы, которые представляют совершение или несовершение некоторых процессуальных действий усмотрению суда, вовсе не открывают простора для проявления судейского произвола; суд всегда обязан поступать разумно, справедливо, целесообразно, прилагая заботу к поддержанию быстрого и правильного хода производства и охраняя законные интересы обеих сторон. Так, например, устав предоставляет усмотрению суда отсрочку заседания для предъявления встречного иска (ст. 341), назначение осмотра на месте (ст. 507) и экспертизы (ст. 515). Но это не значит, что суд волен принять эти меры или не принять, как ему вздумается. Суд может и обязан принимать их только тогда, когда это является по добросовестному убеждению, необходимым ввиду обстоятельств дела.

Так как судебная функция состоит в проверке и окончательном установлении правомерности требований, предъявляемых тяжущимся друг к другу, то права и обязанности суда в гражданском процессе направляются на совершение действий, прямо или косвенно ведущих к этой цели. По степени своей близости к ней процессуальные действия суда распадаются на три группы, и сообразно с этим права суда делятся на три категории.

Первую категорию образуют права суда на совершение таких действий, которые непосредственно направлены на проверку требований сторон и заключаются в восприятии и оценке процессуального материала, установлении фактической стороны дел и постановление решений.

В эту категорию прав суда входят и те которые касаются вынесения фактического материала процесса в силу инструкционного принципа, как-то: право расспроса сторон, назначения осмотра, экспертизы и проч.

Вторую категорию составляют права по управлению ходом процесса, принадлежащие суду согласно принципу формального руководства процессом.

Ко второй группе примыкает, в качестве необходимого дополнения, право принимать меры к поддержанию внешнего порядка, приличия и благопристойности во время заседаний.

Сообразно этим трем направлениям, в которых проявляется процессуальная деятельность суда, различают в судебной власти: 1) власть решающую, 2) направляющую процесс, 3) дисциплинарную.

Помимо этих трех основных и главных функций на суды возложен целый ряд других, более или менее тесно связанных с ними. Так, суд обязан закреплять в письменной форме свои действия или, по крайней мере, важнейшие из них, чтобы обеспечить возможность проверки их правомерности высшим инстанциям.[13]

На современном этапе развития нашего общества правильно будет выделить в качестве самостоятельного направления судебной деятельности функцию судов по обеспечению общесоциальной и национальной безопасности нашего общества и государства. Основная задача суда в этой области социального управления видится в четком проведении линии между законным и незаконным вообще и между преступным и непреступным в частности, поддержке суровой карательной общегосударственной линии в случае возникновения угрозы нации.

Чтобы гарантировать успешное выполнение судами общесоциальных и общеполитических целей и задач, органы судебной власти должны иметь право на толкование любых норм на предмет их соответствия конституции, базовым международным нормам и правилам. В рамках данной функции суды по существу не только признают законность или, наоборот, неконституционность того или иного нормативного акта, но и, как правило, предлагают формы выхода из сложившейся тупиковой ситуации. Именно по этой причине Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

Большинство современных юристов разделяют положение о том, что суд является обязательным субъектом гражданского процессуального правоотношения. Однако, И.С.Ильинская утверждает иное: «Процессуальные отношения возникают между судом и участниками процесса, между последними, а также между судом и лицами, содействующими осуществлению правосудия»[14], т. е. она допускает возможность существования правовых отношений непосредственно между лицами, участвующими в процессе, минуя суд.

С мнением И.С.Ильинской согласиться нельзя. Отношения, складывающиеся между ее отдельными участниками, либо вообще носят неправовой характер, либо являются материально-правовыми по своему содержанию. Все процессуальные права и обязанности, носителями которых являются участники процессуальной деятельности, корреспондируют только правам и обязанностям суда. Нормами процессуального права не закрепляется взаимное поведение лиц, участвующих в процессе помимо суда. Участники процессуальной деятельности не имеют по отношению друг к другу процессуальных прав и обязанностей[15].

Чтобы доказать невозможность процессуальных отношений без участия суда, рассмотрим иные правовые отношения, которые могут складываться между отдельными участниками процесса.

Отношения между истцом и ответчиком (между заявителем и ответчиком в делах особого производства) – это отношения между субъектами предполагаемого спорного материально-правового отношения – гражданского, административного или др.[16] Лицо, не являющееся субъектом предполагаемого спорного отношения, должно быть признано судом ненадлежащей стороной.

Объем прав и обязанностей сторон по отношению друг к другу закрепляется нормами материального, а не процессуального права.

Процессуальные нормы не могут ни заменить, ни дополнить правила, определяющие объем правомочий и обязанностей субъектов материально-правовых отношений. Процессуальные отношения, будучи формой реализации (применения) норм гражданского процессуального права, содействуют регулированию материальных отношений, но сами не могут их регулировать, заменяя, вытесняя или дополняя материальные нормы.

Процессуальные обязанности сторон – это всегда обязанности по отношению к суду. Они соответствуют правомочиям суда, а суд, осуществляя свои правомочия по отношению к сторонам, обеспечивает своими действиями осуществление прав всем лицам, участвующим в процессе. Например, в соответствии с ГПК РФ обязанность стороны вести дело добросовестно, не затягивать разбирательства и рассмотрения дела соответствует правомочию суда потребовать и добиться от сторон соответствующего поведения.

Добросовестное поведение каждой стороны в процессе обеспечивает нормальную деятельность суда и всех участвующих в процессе лиц, способствует выяснению материальной (объективной) истины в каждом деле и одновременно с этим гарантирует возможность осуществления процессуальных прав другой стороной, обеспечивает ее интерес в скором и правильном рассмотрении дела.

Из сказанного можно сделать вывод, что процессуальные права и обязанности сторон соответствуют не друг другу, а только суду, что не исключает равенства этих процессуальных прав и обязанностей в сравнении друг с другом.

Права и обязанности каждой стороны соответствуют правам и обязанностям суда, и только через суд как связующее звено они находятся в определенном соотношении и соответствии.

Став сторонами в процессе, субъекты материальных правоотношений не перестают быть таковыми. Поэтому некоторые их действия влекут за собой возникновение, изменение или прекращение не только процессуальных, но и материально-правовых отношений. Например, отказ истца от иска вызывает и материально-правовые и процессуально-правовые последствия: в первом случае по отношению к ответчику – субъекту материально-правового отношения, а во втором – по отношению к суду – субъекту процессуального отношения.

Отношения между сторонами и третьими лицами с самостоятельными требованиями также являются не процессуальными, а материально-правовыми. Третьи лица с самостоятельными требованиями, вступая в процесс, заявляют свое самостоятельное право на предмет спора в целом или в части его. Их притязания могут быть удовлетворены судом, если будет установлено, что третьи лица с самостоятельными требованиями, а не одна из сторон являются действительными субъектами спорного правоотношения.

Поскольку третьи лица предположительно субъекты спорного правоотношения, то они со сторонами, как и стороны между собой, состоят в материально-правовых отношениях. Все правомочия и обязанности третьих лиц и сторон по отношению друг к другу составляют содержание материально-правового отношения. Процессуальные права и обязанности у третьих лиц с самостоятельными требованиями так же, как и у сторон, имеются только по отношению к суду.

Данное положение легко доказать, анализируя самый простой случай вступления в процесс третьего лица с самостоятельными требованиями. Например, в дело по спору между супругами А. о разделе совместно нажитого имущества вступает пункт по прокату музыкальных инструментов. Данная организация может быть допущена в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями лишь при условии, если она будет признана субъектом предполагаемого спорного правоотношения, т.е. в момент предъявления иска сможет обосновать свое предположительное право собственности на рояль за прокатным пунктом.

«Третье лицо с самостоятельными исковыми требованиями и первоначальный истец являются носителями взаимно исключающих друг друга интересов»[17]. Процессуальное положение третьего лица, участвующего в процессе в порядке ГПК РФ, характеризуется тем, что третье лицо, являясь субъектом гражданского правоотношения, предъявляет к обеим сторонам самостоятельные исковые требования на предмет спора и по существу само является стороной в спорном деле и имеет все права и обязанности сторон[18].

Отношения между сторонами и третьими лицами без самостоятельных требований также отношения материально-правовые. По своему содержанию это отношения производные или зависимые от первоначального спорного отношения между истцом и ответчиком, отношения, составляющие предмет основного иска. Третье лицо без самостоятельных требований может вступить в процесс, если будет доказана предположительность наличия материально-правовых отношений между ним и одной из сторон. Впоследствии, после предъявления регрессного иска, эти производные правоотношения могут быть предметом второго судебного исследования или самостоятельного искового требования. Поскольку третьи лица без самостоятельных требований являются субъектами материальных отношений, поскольку они находятся в материальных отношениях с истцом или ответчиком, на стороне которого выступают в процессе или которым они привлечены к процессу.

Процессуальные отношения у третьих лиц без самостоятельных требований складываются с судом. Нормы процессуального права определяют права и обязанности третьих лиц, участвующих в процессе. Права третьих лиц дать объяснение по делу, представить доказательства, подать кассационную жалобу соответствуют не обязанностям сторон, а обязанностям суда выслушать объяснения третьих лиц, принять, проанализировать доказательства, принять и рассмотреть кассационную жалобу.

Третьи лица в зависимости от характера своих требований наделены законом определенным комплексом процессуальных прав и обязанностей с тем, чтобы они могли успешно защищать принадлежащие им субъективные материальные права. Представители общественных организаций участвуют в процессе не для защиты гражданских правомочий общественных организаций, а представляют общественный интерес. Поскольку они не защищают субъективных прав в процессе, они не могут быть наделены и процессуальными правами, обеспечивающими эту защиту (признать иск или отказаться от него, заключить мировую сделку, предъявить встречный иск).

Комплекс процессуальных прав и обязанностей представителей общественных организаций должен соответствовать цели участия их в процессе и гарантировать достижение ее, а поэтому не может быть равен или аналогичен правам и обязанностям третьих лиц.

По мере всемирного развития и совершенствования процессуального законодательства в нем должны найти закрепление нормы, детально регламентирующие участие общественности в осуществлении правосудия. По своему содержанию это должны быть нормы, которые определят процессуальное положение представителей общественности, их права и обязанности по отношению к суду как самостоятельных субъектов гражданских процессуальных отношений. Введение этих норм должно обеспечить детальную регламентацию участия представителей общественности при осуществлении правосудия по гражданским делам.

Участие общественности в рассмотрении и разрешении гражданских дел должно способствовать правильному и быстрому осуществлению правосудия, воспитания граждан в духе строжайшего соблюдения законности.

Отношения между представителями и представляемыми. На непроцессуальный характер отношений представителя и представляемого впервые обратил внимание С.Н. Абрамов. Однако, правильно поставив вопрос, он сделал неправильный вывод, исключив представителей сторон и третьих лиц из круга субъектов процессуальных отношений.[19]

Отношения между представителем и его доверителем есть не что иное, как отношения по договору поручения, т.е. отношения, регулируемые нормами материального права. Процессуальное право опосредствует в свою очередь только порядок привлечения и допущения к процессу представителей, устанавливает правила их участия в деле, т.е. все то, что определяет объем их прав и обязанностей по отношению к суду, а не к доверителям. ГПК РФ предусматривает возможность и условия признания иска представителями или отказа от него. Она устанавливает в связи с этим права и обязанности представителя по отношению к суду, а также объем прав и обязанностей суда по отношению к представителю.

ГПК РФ не предусматривает какие-либо процессуальные права представителя по отношению к представляемому, а лишь устанавливает условия, при которых суд вправе принять признание, совершаемое от имени и по поручению стороны, но не регулирует сущности отношений между представителем и лицом, представляемым в связи с признанием иска.

Кроме рассмотренных выше, никакие иные правовые отношения между лицами, участвующими в процессе, помимо суда в период судебной деятельности не возникает. Все остальные участники процесса имеют отношения только с судом, права и обязанности каждого из них соответствуют правам и обязанностям суда. Так, например, свидетели, эксперты имеют права и обязанности только по отношению к суду и не имеют их к друг другу, а также по отношению к сторонам или третьим лицам. Обязанность сторон оплатить участие в деле свидетеля или производство экспертизы не создает непосредственных процессуальных отношений между свидетелем (экспертом) и стороной (третьим лицом). При оплате участия свидетеля в деле у сторон существует обязанность не по отношению к свидетелю, участвующему в деле, а по отношению к суду, наравне с правомочием суда взыскать это вознаграждение в доход государства. Право на получение вознаграждение свидетелем и экспертом соответствует не обязанностям сторон, а обязанностям суда. Именно в силу этого, если сторона освобождена от уплаты судебных расходов, и свидетель и эксперт, как и в остальных случаях, не лишаются права на причитающееся им вознаграждение, права, которое соответствует обязанности суда обеспечить оплату их участия в деле.

Суд – обязательный субъект любого гражданского процессуального отношения, включая и отношения, складывающиеся в стадии исполнения судебных решений. Судебный исполнитель производит определенные действия по исполнению решений суда, но при этом не заменяет собой суд как субъекта процессуальных отношений. Судебный исполнитель выступает от имени и по поручению суда, выполняя предписания последнего, представляет всеми своими действиями суд как орган государственной власти. Процессуальное положение судебного исполнителя можно сравнить с правовым положением судьи, действующим единолично в стадии предварительной подготовки дела. Единоличные действия судьи влекут возникновение, развитие и прекращение правоотношений не с ним лично (как гражданином или должностным лицом), а с судом как органом государственной власти. Действия судебного исполнителя совершаются от имени суда, в силу чего суд, а не судебный исполнитель остается субъектом отношений в процессе исполнения.

Р.Х. Валеева считает, что суд не является субъектом процессуальных отношений в стадии исполнения. По ее мнению, суд как субъект процессуальных отношений заменяется судебным исполнителем. Обязательным субъектом всех процессуально-правовых отношений должен быть не суд, а судебный исполнитель[20].

В качестве доказательства своего утверждения Р.Х. Валеева ссылается на авторитетность и активность судебного исполнителя в процессе, которыми он якобы может быть наделен, только будучи субъектом процессуальных отношений. Такое утверждение не имеет под собой правовой основы. Судебный исполнитель выступает от имени суда и по его поручению. За действиями судебного исполнителя осуществляется контроль со стороны суда, которому он подчинен и в оперативном управлении которого находится. Между судом и судебным исполнителем существует лишь административно-правовые отношения.

Должностное лицо выступает в этих случаях «как носитель служебных прав и служебных обязанностей, данных ему для участия в выполнении задач государственного органа»[21], и самостоятельным субъектом, заменяющим государственный орган, не становится.

Итак, каждое отдельное взятое гражданское процессуальное отношение, в какой бы стадии судебной деятельности оно ни возникло, есть отношение между судом как органом государственной власти, осуществляющим правосудие по гражданским делам, и лицом, участвующим в процессе судебной деятельности.

Наши рекомендации