ГК России. Проблемы. Теория Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А. Л. Маковский; – М.,Родос, 1998. С. 305

вания для случаев отчуждения жилого помещения, в котором в качестве членов семьи проживают такие граждане, поскольку интересы недееспособных (действующих через законного представителя) переплетаются с интересами собственника и членов семьи собственника, связанными с отчуждением жилого помещения. В такой ситуации может возникнуть конфликт интересов, вероятность которого особенно велика тогда, когда законным представителем недееспособного и отчуждателем помещения является одно лицо. Такое положение дел может повлечь ущемление прав недееспособных членов семьи собственника. Очевидно, что устранением подобных «накладок» должны заниматься органы опеки и попечительства.

Законодатель предусматривает дополнительную защиту прав несовершеннолетних членов семьи собственника жилья, при отчуждении собственником жилого помещения. В соответствии с пунктом 4 статьи 292 ГК отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается только с согласия органа опеки и попечительства. До принятия нового Гражданского кодекса данное правило действовало только по отношению к приватизированным жилым помещениям[9]. Вместе с тем в законе не предусматривается защита соответствующего права граждан, признанных недееспособными в силу психического расстройства или ограниченных в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

Отсутствие в законе упоминания о дополнительных средствах защиты прав членов семьи собственника жилья, признанных недееспособными или ограниченных в дееспособности, фактически и юридически означает, что их права защищены недостаточно. Такое положение не соответствует не только принципу социальной справедливости и здравому смыслу, но и в значительной степени Конституции Российской Федерации, предусматривающей охрану государством прав и свобод человека и гражданина, в том числе и признанного недееспособным. Надлежащая защита прав и интересов таких лиц возможна лишь при введении соответствующих специальных норм в акты гражданского или жилищного законодательства.

ГК России. Проблемы. Теория Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А. Л. Маковский; – М.,Родос, 1998. С. 306

[1] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991. № 28, ст. 959.

[2] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 3, ст. 99.

[3] СЗРФ, 1994, № 32, ст. 3302.

[4] Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, № 26, ст. 884.

[5] Представляется более удачной норма, сформулированная в части первой модели Гражданского кодекса для государств – участников Содружества Независимых Государств (п. 2 ст. 295), где аналогичная норма дополнена словами «если иное не установлено жилищным законодательством». См. Приложение к «Информационному бюллетеню», 1995, № 6, с. 138.

[6] По мнению С.А. Хохлова, для членов семьи право пользования жилым помещением в какой-то мере производно от прав собственника, оно достаточно стабильно и не утрачивается даже в том случае, если жилое помещение перейдет к другому лицу. Иными словами, законодатель уровнял в правах членов семьи собственника с членами семьи ответственного квартиросъемщика. А для последних всегда существо вала норма, гласившая, что переход права собственности на жилое помещение не влечет сам по себе прекращения договора найма. См.: Право на собственность. Разговор об актуальных житейских вопросах. – Строительная газета, 1995, 26 мая.

[7] Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, В.П. Звеков и др. – М., 1995, с. 262.

[8] См. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 28, ст. 963).

[9] См. часть 2 статьи 3 Закона РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ДОГОВОРЫ

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРОЦЕНТОВ ГОДОВЫХ ПО ДЕНЕЖНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ (практические и теоретические аспекты применения новых положений ГК РФ).
М.Г. Розенберг

Включение в Гражданский кодекс России ряда новых правил, регулирующих применение процентов годовых по денежным обязательствам, послужило толчком к возобновлению в литературе и судебно-арбитражной практике дискуссии о правовой природе таких процентов[1]. Тот или иной подход к этой проблеме в значительной мере предопределяет решение ряда актуальных вопросов, с которыми приходится сталкиваться при рассмотрении на

Наши рекомендации