ГК России. Проблемы. Теория Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А. Л. Маковский; – М.,Родос, 1998. С. 267

нований. Однако при толковании этих оснований трудно не обратить внимание на сходство приведенной формулы с частью 3 статьи 17 Конституции: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Представляется, что в этом последнем случае Конституция безусловно говорит об уже существующих субъективных правах других лиц.

Третье положение Конституции, на которое представляется важным обратить внимание, заключается в том, что часть 3 статьи 36 отсылает к федеральному закону для определения условий и порядка лишь пользования землей, ничего не говоря об условиях и порядке осуществления других правомочий, в частности права распоряжения. Напрашивается вывод, что условия и порядок осуществления таких других правомочий не подлежат определению федеральным законом. И вряд ли можно прийти к заключению, что они должны определяться законодательством субъекта федерации.

Пункт «в» статьи 72 Конституции относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пункт «к» той же статьи относит к совместной компетенции вообще все земельное законодательство. Но пункт «о» статьи 71 Конституции гражданское законодательство в целом относит к ведению Российской Федерации. Из этого соотношения следует, что гражданско-правовые вопросы комплексных отраслей, к которым относится и земельное законодательство, в частности о правомочиях собственника, находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Вопросы же административного права могут решаться и субъектами федерации, если они не решены на федеральном уровне. Общий принцип заключается в том, что гражданско-правовые нормы комплексных отраслей законодательства могут устанавливаться только Федерацией, а административные – и субъектами федерации. Из этого следует вывод, что гражданско-правовые вопросы права собственности на землю находятся в исключительном ведении Федерации, а административно-правовые – в совместном ведении Федерации и ее субъектов. При условии, что в праве собственности на землю очень существенное значение имеет публичный элемент, роль административного начала в содержании права собственности на землю оказывается чрезвычайно существенной.

Представляется важным остановиться и на некоторых выводах, вытекающих из пункта 2 статьи 214 ГК (эта статья входит в гл. 13, а не 17 ГК, и уже вступила в действие): «Земля и другие природные

ГК России. Проблемы. Теория Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А. Л. Маковский; – М.,Родос, 1998. С. 268

ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью». Это значит, что закон устанавливает презумпцию государственной собственности (даже не муниципальной) на землю, – при отсутствии доказательств права собственности других лиц, собственником является государство. Однако при этом вопрос о субъекте права собственности остается открытым – является ли таким субъектом Федерация или субъект федерации. Нужны совершенно четкие критерии распределения права собственности на землю между субъектами, наделенными публичной властью – Федерацией, субъектами федерации и муниципальными образованиями.

Объектом субъективного права собственности может быть только индивидуально-определенная вещь, поэтому обращает на себя внимание, что ГК в большинстве случаев говорит о праве собственности не на землю, а на участки земли (или недр и т.п.). Юридически это гораздо более точно.

Правовой режим разных объектов права собственности определяется не только в ГК, но и в законах иного рода, специально посвященных таким объектам, иногда посвященных организациям или видам деятельности.

Такой огромный по важности и объему вопрос, как право собственности на землю, естественно, нуждается в специальном рассмотрении.

ВЫВОДЫ

Произведенный обзор новейших законодательных материалов о праве собственности показывает, что Гражданский кодекс Российской Федерации, базирующийся на положениях Конституции России, содержит крупнейшие принципиальные новшества, призванные обеспечить соответствие гражданского законодательства и особенно его важнейших институтов, к которым несомненно принадлежит и право собственности, потребностям современной экономической системы.

Задача чрезвычайной важности заключается в том, чтобы обеспечить точное понимание этого законодательства и его неуклонное применение.

Вместе с тем совершенно ясно, что Гражданским кодексом исчерпать законодательство о праве собственности не удастся. Проблемам права собственности посвящено очень обширное законодательство, более того, существуют также многочисленные иные правовые акты,

Наши рекомендации