Тема 3. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Понятие психических процессов. Психические процессы – это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее «атомы». Процессы первичны – на их основе строится вся сложная система функционирования психики. Процессы динамичны – они имеют свой ход, развитие. Опишем основные процессы.
Ощущение и восприятие. Ощущения – это элементарные психические процессы, представляющие собой субъективное отражение живым существом простых свойств окружающего мира в виде психических явлений, элементы, компоненты восприятия, из которых складываются образы. Выделяют следующие виды ощущений: кожные (прикосновение, или давление, бывают температурные и болевые), проприоцептивные (положения тела в пространстве, взаиморасположение частей тела), органические (исходящие от нервных клеток внутренних органов), вкусовые и обонятельные, зрительные и слуховые. Ощущения возможны благодаря наличию рецепторов – специальных нервных клеток, воспринимающих данное воздействие, проводящих путей (нервов) и клеток центральной нервной системы, способных принимать и обрабатывать тот или иной сигнал. Совокупности этих нервных образований получили название сенсорных систем. Филогенетически самыми древними, т. е. наиболее рано возникшими в эволюции, являются ощущения, непосредственно касающиеся состояния организма, – болевые, температурные, более молодыми – вкусовые и обонятельные. Затем в истории видов возникли зрительные сенсорные системы, а самыми молодыми являются слуховые.
У каждого ощущения есть абсолютный и относительный пороги. Абсолютный порог – это минимальная величина стимула, которая может вызвать ощущение. Например, для обоняния это могут быть несколько сотен молекул вещества. Абсолютный порог, тем не менее, индивидуален для каждого человека. Относительный, или дифференциальный, порог – это величина стимула, которая может вызвать ощущение, различаемое от ощущения, вызванного стимулом другой величины. Так, человек может услышать звук частотой в 16 Гц, но способен отличить один звук от другого только начиная с высоты в 40 Гц. Существует также верхний порог ощущения, который, как правило, граничит с болевыми ощущениями, например звук выше 14 000 Гц вызывает боль.
Слуховые ощущения позволяют описывать звук в терминах громкости, высоты, тембра. Громкости соответствует сила звука, измеряемая в децибелах. Человек воспринимает звук от 3 до 130–140 дБ, последнее число соответствует верхней границе слышимости, болевому порогу. С высотой воспринимаемого звука, или тональностью, соотносится частота звука, измеряемая в герцах. Нижний порог слышимости – 16 Гц, верхний – порядка 20 000 Гц (для сравнения: у собаки – 38 000 Гц). Наш привычный диапазон лежит в области от 1000 до 3000 Гц, болевой порог находится на уровне 14 000—16 000 Гц. Тембр – сложная характеристика звука, не имеющая прямого физического аналога, как тембр мы различаем сложный узор звуковых тонов – сочетание звуков определенной громкости высоты.
Зрительные ощущения складываются за счет определения цветового тона, яркости и насыщенности. Форма объекта передается за счет отражения на сетчатке глаза световых пятен разного цвета и тона, а движение – за счет перемещения этих пятен.
Человек воспринимает световые волны длиной от 390 до 780 нанометров, т. е. нижняя граница находится на уровне инфракрасного излучения, верхняя – ультрафиолетового. Человеческий глаз способен воспринять световой импульс в 8—47 квантов (это нижний порог восприятия) и 1–1,5 %-ное изменение освещенности поверхности (это дифференциальный порог зрительного восприятия). Верхний порог зрительного восприятия наиболее относителен – состояние ослепления зависит от адаптации глаза к освещенности – и может быть вызван даже нормальным дневным освещением, если глаз привык к дефициту света.
У человека зрительное восприятие является ведущим – по оценкам специалистов, через этот канал поступает 90 % всей информации. Слух, обоняние, осязание и другие каналы восприятия имеют гораздо меньшее значение.
На базе ощущений строится процесс восприятия.
Восприятие – это процесс приема и переработки человеком различной информации, завершающийся формированием образа. Восприятие есть не просто результат интеграции данных, поступающих в головной мозг через различные органы чувств, к формированию целостного образа подключаются информация, хранящаяся в памяти, мышление и другие психические процессы. Отличительной чертой восприятия является целостность. Поясним: описывая объект лишь словами «холодный», «большой», «белый», мы еще находимся на уровне ощущений, но как только мы соотнесли эти данные и получили целостный образ объекта (будь то холодильник или мифическая Медуза горгона), можно говорить о восприятии. Неотъемлемой чертой восприятия также является осмысленность: мы всегда можем обдумать сформировавшийся образ и описать его словами.
Образ содержит не только информацию, поступившую от органов чувств, – в процессе его формирования участвуют и другие познавательные процессы, идет процесс достраивания образа. При этом часто возникают нормальные ошибки. Так, если предъявить испытуемым белый цилиндр с красным торцом, большинство людей склонны предполагать, что и второй торец, который не виден, т. е. находится за пределами восприятия, тоже красный. С одной стороны, процесс достраивания образа необходим в повседневной жизни – по отрывочным элементам образа мы чаще всего можем угадать весь объект, с другой стороны – этот эффект все же иногда приводит к ошибкам восприятия.
Иллюзия – образ, являющийся порождением реальных ощущений, но неверно отражающий реальность. Это ошибка восприятия, возникающая благодаря вмешательству в процесс восприятия памяти, желания, фантазии, какой-либо установки или другого психического явления. Например, человек может принять висящий на стуле в темной комнате пиджак за сидящего человека или облако нетипичной формы за летающую тарелку. Возникновение иллюзий считается нормальным психическим явлением. Их следует отличать от галлюцинаций – полностью сконструированных образов, которые субъективно воспринимаются как реальные объекты. Так, человек может утверждать, что видит объекты или слышит звуки, которые в объективной реальности не существуют. Галлюциноз считается патологическим процессом.
Мы живем в четырехмерном мире: нам известны три пространственных измерения и одно временное. Восприятие пространства не является врожденным и складывается в процессе научения. Человек определяет размеры объектов, сравнивая их с другими объектами и опираясь на свой прежний опыт. Однако если предъявить испытуемому изолированный объект, например куб на белом фоне, который демонстрируется через специальное отверстие в ширме так, что расстояние до него определить невозможно, то человек будет не в состоянии определить его размер. Восприятие пространства возникает за счет соотношения расстояния до объекта и его величины. Бинокулярное зрение имеет значение при восприятии пространства, но решающим оказывается жизненный опыт – мы научаемся определять расстояние и размеры и можем воспринимать пространство, пользуясь только одним глазом.
Очень редко обращают внимание на еще одно измерение, доступное человеческому восприятию, – восприятие времени. Время воспринимается как необратимое равномерное движение из прошлого в будущее. Мы научились выражать время в единицах длительности: секундах, часах, сутках, годах. Субъективное же восприятие времени отлично от объективного: оно может протекать неравномерно – растягиваться или сжиматься. В эксперименте одной группе испытуемых предложили интересные игры, а другую поместили в отдельные пустые комнаты и попросили ждать. Люди, которые развлекались, восприняли 10-минутный отрезок времени как очень краткий – 2—3-минутный, а ожидающие обозначили этот же временной промежуток как 15-минутный. Так стало известно, что субъективное время протекает неравномерно – оно может «замедляться» и «ускоряться» в зависимости от обстоятельств.
Знания об ощущениях и восприятии важны при получении свидетельских показаний, решении вопроса о признании лица вменяемым, выявлении особых психических состояний, имеющих значение при рассмотрении уголовных и гражданских дел.
Внимание и память. Внимание – состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Внимание не является самостоятельным процессом, это процесс регуляции других познавательных процессов, характеристика психической деятельности, состояния нашего восприятия, сознания, мышления, памяти. Внимание всегда имеет объект, на который оно направлено, будь то предмет окружающего мира, воспоминание или фантазия. Корни внимания прослеживаются в состоянии настороженности, бдительности, ориентировочном рефлексе. Внимание есть психический процесс, призванный оперативно перестраивать психику в ответ на изменяющиеся условия среды и сохранять особый режим работы психики в течение нужного времени.
Выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание первично, с ним человек рождается, оно сохраняется на протяжении всей жизни. Непроизвольное внимание устанавливается и поддерживается вне зависимости от сознательного желания и воли. Произвольное внимание – способность сознательно направлять внимание на объект, его формирование связано с развитием воли. Считается, что произвольное внимание в норме формируется к 4—6-летнему возрасту. Произвольное и непроизвольное внимание выполняют несколько различные функции: непроизвольное внимание пассивно, неуправляемо, но оно играет роль «сторожа», направляющего познавательные процессы на наиболее важные, сильные внешние стимулы, в том числе и на те, которые отвергаются сознанием; произвольное внимание активно, оно подчинено воле и дает возможность произвольно настраивать психические процессы, игнорируя информацию, отвергаемую сознанием.
Такое разделение внимания на два вида в известной степени идеально, поэтому некоторые авторы также называют произвольно-непроизвольное внимание – смешанный тип: внимание, не требующее усилий воли, но находящееся под контролем сознания. Это ситуация, когда мы следим за каким-либо явлением «краем глаза».
Внимание может быть описано в терминах его концентрации, объема, устойчивости и переключаемости. Концентрация внимания, или сосредоточенность, выражает интенсивность связи предмета и сознания. Объем внимания измеряется количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Устойчивость – длительность, в течение которой сохраняется заданная концентрация внимания. Переключаемость – способность переориентировать познавательные процессы с одного предмета на другой. Эти характеристики внимания функционально взаимосвязаны: изменение одной влечет за собой изменение других. Так, высокая концентрация приводит к снижению переключаемости или снижает объем внимания.
Отмечено, что у 2—4-летнего ребенка переключаемость в два-три раза выше, чем у 4—6-летнего. Эти данные косвенно свидетельствуют о процессе формирования произвольного внимания (косвенно, поскольку концентрация внимания еще не означает произвольности). Произвольность – способность сознательно менять характер внимания.
Психологическая экспертиза внимания важна при получении свидетельских показаний, оценке зрелости личности, выявлении особых психических состояний, имеющих значение при рассмотрении уголовных и гражданских дел.
Память – процесс запоминания, хранения и последующего воспроизведения информации. Память – это отражение и воспроизведение событий прошлого, один из базовых психических процессов. Основой запоминания является запечатление – почти точное копирование картины реальности. Первоначально у новорожденного память существует только в форме непроизвольного запечатления, и лишь позднее, с развитием мышления, воли, сознания, произвольного внимания формируется второй вид памяти – произвольная память. Таким образом, мы выделяем два вида памяти – непроизвольную и произвольную. Произвольная, или сознательная, память отличается от запечатления и непроизвольной памяти избирательностью, она опосредована процессами произвольного внимания и мышления и всегда целенаправленна. Запоминание не пассивный процесс и поэтому не фотографический: уже на стадии сохранения информации происходит ее первичная обработка – обобщение, систематизация, выделение существенных признаков и отсеивание всего лишнего.
Произвольное запоминание, возникающее на более поздних стадиях развития и, казалось бы, более прогрессивное, тем не менее уступает непроизвольному. В одном из экспериментов испытуемым в первом случае демонстрировали картинки и давали инструкцию запомнить как можно больше, а во втором случае ставилась отвлеченная цель, не связанная с запоминанием. Оказалось, что больший объем информации сохранялся в случае, когда не ставилось задачи запомнить рисунки. Таким образом был сделан вывод о том, что большую часть информации мы усваиваем именно благодаря непроизвольной памяти.
Выделяют память кратковременную и долговременную. Кратковременная память сохраняет информацию в течение временного промежутка от нескольких секунд до двух минут, хотя эта продолжительность выделена условно. Долговременная память способна сохранять информацию в течение нескольких минут, часов, дней, лет. Кратковременная память, как правило, хранит информацию в течение того времени, пока объект находится в сфере нашего внимания, и, как только мы отвлекаемся, содержимое ее стирается. Долговременная же память хранит информацию в неактивном состоянии, но при определенных условиях она может быть активизирована.
Кратковременную память нередко сравнивают с оперативной памятью компьютера, а долговременную – с постоянной. Но в отличие от компьютера мозг человека со временем стирает большую часть невостребованной информации или той, которой он долго не пользуется. Это еще один психический механизм, обеспечивающий гибкое реагирование на изменяющиеся условия, – ненужное стирается, освобождая место для более полезной информации. Данный процесс описывается «кривой забывания» – первый час в памяти хранится около 59,2 % информации, через 9 ч остается 35,8 %, через сутки – 27,3 %, через два дня – 25,4 %, а далее забывание становится незначительным. Отметим, что забывание стремительно происходит в течение первых 9 ч, потом менее стремительно – в течение двух суток, а оставшийся объем информации сохраняется долговременной памятью практически в неизменном объеме. Учитывая закон «кривой забывания», можно предположить, что чем дальше во времени отдалено событие, тем меньше мы можем о нем вспомнить. Однако к этому правилу есть поправка. Реминисценция – это явление, когда последующее воспроизведение информации богаче, чем предыдущее, это постепенное вспоминание. Реминисценция возможна благодаря тому, что, сосредоточиваясь на необходимости вспомнить, мы поднимаем все более глубокие пласты памяти, «раскручиваем» воспоминание, получаем подсказки извне.
В запоминании информации играют роль ее осмысленность, эмоциональная насыщенность переживания, актуальность информации, т. е. ее значимость для запоминающего. Осмысленная, логически увязываемая информация запоминается гораздо лучше неструктурированной: человек способен с первого прочтения запомнить в среднем 7—10 слов и всего 4–7 бессмысленных сочетаний звуков. В ситуации эмоционального напряжения запоминание улучшается. Мы лучше усваиваем информацию, которая для нас значима, и забываем то, что не вызывает эмоционального или мыслительного отклика.
Память – это не только усвоение и хранение информации, но и способность впоследствии ее воспроизвести, т. е. вспомнить. Первым шагом к вспоминанию является узнавание – это стадия, когда мы еще не можем сознательно вызвать из памяти образ, но способны отличить уже однажды воспринятую информацию от новой. Типичным примером является ситуация, когда человек не может описать лица другого человека, но способен опознать его при встрече. Истинное же запоминание характеризуется способностью сознательно воспроизвести сохраненный памятью образ. Воспроизведение – не механическая репродукция образа, это реконструкция, во время которой образ выстраивается заново. В эксперименте испытуемым показывали геометрическую композицию, напоминающую домик, но с одной недостроенной стенкой. Когда спустя некоторое время их попросили воспроизвести изображение, большинство испытуемых строило эту фигуру, достраивая не существовавшую в оригинале грань. Таким образом было показано, что запоминание не является фотографическим, целостность восприятия и логика «подсказывали» испытуемым еще одну линию. Это нормальные ошибки памяти, но существуют и патологические формы, описанные ниже. Патологические нарушения памяти чаще всего являются следствием психических заболеваний или черепно-мозговых травм.
Амнезия – это потеря памяти, временная или необратимая. Временная потеря памяти – выпадение из памяти событий, происходивших в промежуток времени от нескольких минут до нескольких дней, – может являться результатом черепно-мозговой травмы либо эмоционального расстройства (аффекта или сильного стресса). Ретроградная амнезия – забывание событий прошлого – может проистекать в двух формах: от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему. В первом случае человек может не помнить, чем он занимался на протяжении дня, обедал ли, смотрел ли телепрограмму, но с достаточной точностью вспоминает события, относящиеся к его юности и молодости. Во втором случае он помнит события последних дней, но не может указать, где родился, учился, жил и работал. Парамнезия, или ложная память, может проявлять себя в форме псевдореминисценций – подмены событий воспоминаниями из других моментов жизни, подмены реальных событий услышанными или прочитанными фактами, конфабуляций – замещения реальных событий прошлого фантастическими, вымышленными картинами. Во всех случаях парамнезий человек сам искренне верит в то, что его воспоминания реальны.
Вернемся к норме: в зависимости от ведущего канала восприятия память может быть зрительной, аудиальной (слуховой), кинестетической (двигательной), в зависимости от ведущего типа мышления – наглядно-образной или словесно-логической. Запоминание и воспроизведение происходят легче, если человек пользуется тем видом памяти, который у него более развит.
Память может быть охарактеризована в терминах «точность», «объем», «долгосрочность». Точность – это величина, выражающая отношение верно воспроизведенных единиц информации и ошибочных. Объем выражает общее количество верно воспроизведенных единиц информации. Долгосрочность – это длительность удержания в памяти неизменного объема верно воспроизведенных единиц информации.
Психологическая экспертиза памяти помогает прояснить сложные моменты, касающиеся показаний потерпевших, свидетелей и подозреваемых, в том числе и результатов опознания, выявления особых психических состояний, важных для вынесения судебного решения.
Мышление и интеллект. Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, по сути это процесс обработки информации. Мышление оперирует знаками и символами, в которых закодированы факты объективной реальности. Мышление – психический процесс, раскрывающий взаимосвязи между предметами и явлениями, благодаря ему мы сопоставляем, сравниваем, различаем, раскрываем отношения между данными, полученными через систему восприятия. Мышление раскрывает свойства вещей и явлений и выявляет новые, недоступные непосредственно органам чувств, их абстрактные свойства. Нам не нужно непосредственно наблюдать явление, чтобы проанализировать его и сделать вывод – мы можем логически обрабатывать информацию о нем. Эта особенность мышления возможна благодаря речи – системе передачи знаков и символов.
Мышление и речь тесно взаимосвязаны, они не могут развиваться и существовать друг без друга. Через речь, общение ребенку передаются понятия – символы, за которыми сокрыта совокупность неотъемлемых черт описываемого предмета, прививаются основные приемы обработки информации – логика мышления.
Мыслительный процесс состоит из операций анализа, классификации и синтеза, или интеграции, информации. Анализ позволяет отделить существенные и несущественные свойства предмета или явления, случайные и необходимые связи, т. е. разделить простые совпадения и реальные закономерности. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, значимые признаки и связи, после чего возможен следующий его этап – классификация. Основой классификации является выделение понятий – опосредованных и обобщенных знаний о предмете, основанных на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Процесс интеграции информации позволяет перейти от единичных случаев к закономерностям и прогнозированию: мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение аналогичных задач, которые могут возникнуть в будущем.
Нарушения мышления являются следствием нарушения какой-либо из операций, его составляющих. Нарушение операции анализа состоит в неспособности отделить существенные, значимые признаки от второстепенных, в результате человек не может ответственно перейти к стадии классификации, а затем к обобщению. В случаях нарушения мышления человек либо слишком «дробит» реальность, т. е. видит лишь различия предметов, но не находит общих черт, например не может отнести кошку и собаку к одному классу – животные, либо впадает в чересчур широкие обобщения, опираясь на слабые признаки и связи предметов, например находит сходство цветка и самолета в том, что оба они «нарисованы синим». Недоразвитие мышления характеризуется неспособностью отвлечься от конкретных понятий и выйти на более высокий, абстрактный уровень. Нарушение мышления – патологический процесс.
В норме всякий мыслительный процесс является действием, направленным на разрешение определенной задачи. Эта задача включает в себя цель мыслительной деятельности индивида, соотнесенной с условиями, которыми она задана. Цель же всегда возникает в связи с существованием тех или иных мотивов или необходимости удовлетворить некую потребность. Мотив создает проблемную ситуацию, что и является отправной точкой мыслительного процесса. Проблемная ситуация определяет вовлечение личности в мыслительный процесс.
Выделяют несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное, или теоретическое. Наглядно-действенное мышление возникает в онтогенезе, т. е. развитии индивида, наиболее рано. Оно опирается на эмпирический опыт человека, конкретный опыт его общения с окружающими предметами. Простым примером наглядно-образного мышления является вывод о том, что, если краны не открываются влево, они открываются вправо. Наглядно-образное мышление – более высокий уровень развития мышления. Здесь человеку не нужно эмпирическим путем выяснять факты реальности, но достаточно прокрутить в уме возможные варианты. Так, мы можем представить себе возможные варианты соединения реек воздушного змея, не имея реального опыта столярных работ, но обладая общими представлениями о вариантах соединения жестких деталей. Абстрактное мышление – высший уровень развития мышления, когда человек в процессе решения задачи обращается к понятиям и логическим схемам, выполняет действия в уме, не обращаясь к практическому опыту. Именно благодаря абстрактному мышлению нам подвластны задачи типа: A равно B, B не равно C, следовательно, А не равно С (при помощи данной схемы может решаться очень широкий круг задач). Результатом абстрактного мышления всегда является суждение – вывод о неотъемлемых свойствах предметов или явлений и значимых связях между ними.
На основе того, с какого рода информацией человек имеет дело, выделяют математическое, словесное, художественное, пространственное мышление. Благодаря ведущему способу обработки информации можно отметить логическое и ассоциативное мышление. Логическое мышление опирается на заданные последовательности, а ассоциативное действует при помощи приведения аналогий.
В связи с вопросами мышления следует упомянуть еще одно важное понятие – интеллект.
Интеллект — это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, определенный уровень развития мыслительной деятельности человека, обеспечивающий возможность приобретать новые знания и использовать их в ходе жизнедеятельности. Интеллект по сути есть совокупность навыков решения проблемных ситуаций, стратегий поиска решений. Психологами были разработаны критерии оценки степени развития умственных функций – коэффициент интеллекта.
Психологическая экспертиза мышления может оказаться важной для выявления зрелости личности, вменяемости, способности осознавать характер совершаемых действий, восстановления процесса планирования преступления.
Речь – это система используемых человеком знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. В эволюции речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой деятельности и складывалась в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением. Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство языка питается и обогащается результатами общественного опыта, а наблюдения и знания всех людей становятся или могут стать достоянием каждого.
Речевая деятельность выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную. Сигнификативная роль языка связана с его знаково-смысловой стороной. При помощи слов, в которых закодированы понятия и смыслы, мы можем обмениваться информацией об окружающем мире, передавать информацию и получать ее, не имея непосредственной связи с объектом, о котором идет речь. Коммуникативная сторона общения связана с передачей эмоций и чувств общающихся людей.
В соответствии с указанными составляющими выделяют вербальный и невербальный компоненты общения. К вербальному компоненту относится вся фактическая информация, передаваемая собеседнику. Для простоты понимания различий вербального и невербального укажем, что всю вербальную информацию мы можем передать при помощи письменной речи. Невербальный компонент, несущий эмоциональную составляющую, заключен в мимике, позе говорящего, его жестах, интонациях, скорости речи, взгляде. По особенностям невербальной составляющей речи говорящего можно определить его эмоциональное состояние, что способствует выяснению отношения человека к событиям, особенностей его личных установок и выявлению лжи.
Нарушения речи могут иметь две основные формы: невозможность говорить, т. е. неспособность перевести понятие в словесную форму, и непонимание речи – отсутствие способности извлечь смысл из слова-символа. Такие отклонения чаще всего являются результатом грубых нарушений деятельности мозга, черепно-мозговых травм.
В юридической практике психология речи, основной функцией которой является способность быть средством общения, имеет общее значение, но может быть полезной и при диагностике особых психических состояний, имеющих значение для рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также выявления ложных показаний.
Воображение, воля и эмоции. Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и манипулировать им. Считается, что воображение является способностью только человеческой психики, это основа наглядно-образного мышления, предвидения будущего, планирования и реализации программ поведения. Благодаря воображению возможны фантазии как комплексные, развернутые картины несуществующей реальности или предполагаемого будущего. Оно обеспечивает творческое преобразование действительности за счет своего новаторского потенциала.
Воображение тем не менее не свободно от объективной реальности – новые образы, создаваемые им, представляют собой сочетание ранее виденного, объективно существующего. Это процесс компиляции (перегруппировки и сочетания) уже известных образов и фактов. Такого рода творческое преобразование служит основой интеллектуально новаторской деятельности, по сути обеспечивающей мыслительный процесс. Поставленные цели благодаря воображению обеспечиваются программой действий и в конечном счете получают реализацию в действии. Иными словами, планирование деятельности первоначально происходит именно в фантазиях.
Склонность к повышенному фантазированию есть тенденция индивида создавать картины реальности, которые не имеют непосредственного значения для его жизненного пути, при этом фантазии переживаются очень ярко и зачастую замещают реальность. Вживание в вымышленную реальность может быть настолько сильным, что индивид начинает искренне верить в созданные им самим события. Являясь вполне нормальным для детского и раннего подросткового возраста, склонность к повышенному фантазированию в зрелом возрасте свидетельствует об отклонениях в развитии личности.
Анализ характера процесса воображения и его содержания важен при рассмотрении индивидуально-психологических качеств личности, имеющих значение для вынесения судебного решения и восстановления процесса планирования преступления.
Воля – процесс психической регуляции, призванный создавать и направлять усилие и по мере необходимости поддерживать напряжение. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в соответствии с заданным планом. Воля обеспечивает самодетерминацию и саморегуляцию деятельности и протекания различных психических процессов.
Воля тесно связана с сознанием и вниманием. Волевой процесс всегда сознателен: он может быть отслежен, проанализирован, вызван произвольно, он есть средство управления, но он и управляем сознанием. Внимание необходимо для реализации волевого усилия: лишь то, что находится в сфере внимания человека, может быть подвержено воздействию волевого усилия.
Воля формируется и развивается под воздействием контроля за поведением человека со стороны общества и лишь затем интериоризуется, т. е. становится чисто внутренним психическим процессом – самоконтролем личности. Становление воли связано с переходом от внешних способов действия к внутренним.
Волевое действие всегда целенаправленно, посредством этого действия человек стремится к достижению стоящей перед ним цели по заданному плану, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Действующий субъект, направляя усилие на достижение цели, может оценить результат действия, сопоставляя его с целью, на которую оно было направлено. Эффективность волевого усилия оценивается человеком через успешное или неуспешное достижение поставленной цели.
Для возникновения волевого усилия необходимы определенные условия – наличие препятствий и преград. Воля проявляется тогда, когда появляются трудности на пути к цели. Ситуации, требующие волевой регуляции, многообразны: преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованиями социальных норм и имеющимися желаниями.
Основными функциями воли являются: выбор мотивов и целей, регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей. Воля может быть описана в терминах «сила» – «слабость».
Психологический анализ волевого процесса важен при решении вопроса о вменяемости и дееспособности, при квалификации особых состояний, имеющих значение для рассмотрения уголовных и гражданских дел, в том числе состояния физиологического аффекта, выявления способности человека оказывать сопротивление психологическому принуждению при вовлечении в противоправную деятельность, способности жертвы преступления оказывать сопротивление.
Эмоциональные процессы – это психическая реакция на внутреннее или внешнее воздействие, выражающаяся в перестройке ритма деятельности как самой психики, так и всего организма. Эмоции содержат оценку явления, причем его частные черты не выделяются, эмоциональный отклик возникает на событие в целом. Эмоции выполняют регулирующую функцию – они перестраивают деятельность психики и организма для оперативного реагирования на изменившиеся условия. Активация нервной системы и прежде всего ее вегетативного отдела приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо (в благоприятных ситуациях) расслабление. Так, при опасности у человека возникает чувство страха, в кровь поступает гормон адреналин, при этом сужаются сосуды головного мозга и расширяются сосуды тела, обеспечивая мышцы большим количеством кислорода и питательных веществ. Состояние страха подготавливает организм к решительным действиям в экстремальных условиях.
Наряду с общей подготовкой организма к действию отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пластике движений, мимике, звуковых реакциях. В эволюции они развивались и закреплялись также как средства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. С повышением роли общения у высших животных выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о своем состоянии, так и о том, что происходит в среде. У человека эмоции сохраняют свою знаковую функцию – функцию оповещения. Именно благодаря эмоциям и вызываемым ими изменениям внешнего облика и поведения мы можем судить о внутреннем, психологическом состоянии индивида.
Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Положительный или отрицательный знак эмоции сообщает о возможности удовлетворения потребности. Положительные эмоции – радость, удовольствие, торжество – сообщают о правильном пути достижения цели, отрицательные – боль, гнев, страх, разочарование – вызывают стремление минимизировать влияние объективных условий и направлены на изменение программы действий. Таким образом, эмоции выполняют регулирующую функцию, сообщая о правильности или неправильности пути достижения целей.
Эмоции выполняют побуждающую функцию – эмоциональное напряжение подталкивает к действию. В попытках разрешить напряженную ситуацию человек проявляет активность, заряжаемую потенциалом эмоционального состояния.
При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности нужно учитывать два фактора. Первый из них – влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Наследственность играет важную роль в формировании эмоциональности, установлении величины порогов переживания той или иной эмоции. Вторым фактором взаимодействия служат индивидуальный опыт и навыки самоконтроля эмоциональной сферы.
Эмоциональные процессы различаются по своей модальности, или качеству. Эмоции страха, гнева, печали, отчаяния, радости, удовольствия и другие могут образовывать комплексные переживания, например эмоции гнева, отвр