Правовые, технические инспекции труда профсоюзных организаций
В соответствии с ч. 3 ст. 370 ТК РФ для проведения контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения, а также межрегиональные и территориальные объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями согласно положениям, утверждаемым указанными объединениями. Эти положения утверждаются на основании Типового положения соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов (например, Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденное Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 22.11.2011 N 7-15).
Важно! Первичная профсоюзная организация не вправе создавать техническую и правовую инспекцию, поскольку она не является ни общероссийским или межрегиональным профессиональным союзом, ни его объединением.
Работодатель не может препятствовать деятельности инспекции труда, поскольку право профессиональных союзов осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, закреплено на законодательном уровне (ч. 5 ст. 370 ТК РФ).
В состав технической инспекции труда профсоюзов входят профсоюзные инспекторы труда. Согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ данные лица имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов и др.
Права профсоюзных инспекций труда также устанавливаются положениями общероссийских и межрегиональных объединений профсоюзов. Существует Положение о технической инспекции труда, утвержденное Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 13.10.2014 N 5-17.
К техническим инспекциям труда относятся (п. п. 3.1 и 3.2 данного Положения):
- Техническая инспекция труда ФНПР;
- технические инспекции труда общероссийских, межрегиональных профсоюзов и их территориальных организаций;
- технические инспекции труда территориальных, межрегиональных объединений организаций профсоюзов.
Каждая из инспекций подчиняется соответствующим профсоюзным органам, которые принимают решения об организации работы инспекций, определяют их структуру и штатную численность, порядок приема на работу и увольнения, устанавливают должностные оклады и другие виды социально-бытового обеспечения работников инспекций, а также конкретизируют права и обязанности их работников.
Следует учитывать, что профсоюзные инспекторы труда вправе, предъявив служебное удостоверение, беспрепятственно посещать любые организации, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены соответствующего профсоюза (профсоюзов), чтобы проверить соблюдаются ли, в частности, нормы трудового законодательства (включая законодательство об охране труда), законодательства о профсоюзах и выполняются ли условия коллективного договора, соглашения (п. 5.1 Положения о технической инспекции труда, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 13.10.2014 N 5-17).
В качестве примера также можно привести Положение о правовой инспекции труда ФНПР, утвержденное Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 20.11.2012 N 6-11. Согласно п. 2 данного документа основными задачами правовой инспекции труда ФНПР являются:
- профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства;
- правовая защита социально-трудовых и других прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, а также профсоюзных организаций;
- отстаивание прав и интересов работников при разработке и изменении (дополнении) законов и иных нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ или нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений и др.
Согласно п. 4 указанного Положения правовые инспекторы труда ФНПР, в частности, имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.
Ситуация из практики.Обязан ли работодатель исполнить решение профсоюзного правового инспектора, если он не согласен с вынесенным предписанием?
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ работодатели, иные должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Поскольку согласно ст. 25 ТК РФ работодатель и профсоюз как представитель работников являются сторонами социального партнерства, то они должны взаимодействовать друг с другом с целью выработки взаимоприемлемого решения. В случае если работодатель не согласен с решением профсоюзного правового инспектора, он должен направить инспектору в письменной форме свое обоснованное мнение. Также работодатель может провести консультации в рамках решения данного вопроса (ст. 27 ТК РФ). Необходимо учитывать, что в силу абз. 14 ч. 6 ст. 370 ТК РФ профсоюз вправе обращаться в соответствующие органы с требованием привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, например в сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Следовательно, профсоюз может инициировать административное и даже уголовное дело.