Методы и формы налогового администрирования
Исходя из «широкого» понятия налогового администрирования, методы и формы налогового администрирования можно сгруппировать в общие и частные.
Общие методы присущи только системе налогового администрирования в целом. Частные формы и методы налогового администрирования, как формы управления налоговыми отношениями, включают в себя всю совокупность функциональных форм и методов налогового планирования и прогнозирования, налогового регулирования, налогового контроля, налогового учета и анализа.
Рассмотрим общие и частные формы и методы налогового администрирования. Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков (общие методы) достаточно разнообразны, но можно выделить три основных типа (рисунок 2).
Рисунок 2 – Общие методы налогового администрирования
К методам административного принуждения относятся применение налоговых санкций, арест банковских счетов, другого имущества налогоплательщика и т.д. Исходя из того, что налоги обязательны к уплате, такие обеспечительные меры будут существовать всегда [24, с.13].
Метод регулируемых альтернатив предполагает, что налогоплательщикам предоставлена свобода выбора между разрешенными законом разными вариантами юридической формы ведения деятельности, порядка ведения и составления учета и отчетности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением или отказом от налоговых льгот и т.д. (после выбора того или иного поведения оно становится
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности [26, с. 43].
Формами налогового регулирования являются: система налогового стимулирования, оптимизация налоговых ставок, система налоговых льгот и меры санкционного действия.
Система налогового стимулирования предполагает предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление инвестиционного налогового кредита. Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок – процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь, прежде всего, необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики. Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.
Неотъемлемой составляющей налогового регулирования и формой налогового администрирования является система санкционирования. К нарушителям законодательства о налогах и сборах применяются налоговые и административные санкции, а также меры уголовной ответственности.
Основная цель налогового контроля – препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления налоговых платежей в бюджет. Сущность налогового контроля можно рассматривать двояко: как функцию или элемент государственного управления экономикой; как особую деятельность по исполнению законодательства по налогам и сборам.
Совершенствование налогового администрирования является важнейшей задачей налоговой политики, оно должно постоянно преследовать цель приведения к тождественности значений суммы поступлений в бюджеты суммам налоговых обязательств (% от ВВП), определенных налоговым законодательством [18].
Перечисленные методы и формы налогового администрирования должны обеспечивать результативность налоговой политики государства.