Покушение на Учредительное Собрание.

Приказ Ульянова-Ленина. Ульянов-Ленин, по личному распоряжению которого арестованы члены всероссийской комиссии по выборам в Учредительное Собрание, приказал всем провинциальным Советам арестовать членов районных избирательных комиссий, заменив их большевистскими.

Арестованные члены комиссии по выборам. Члены всероссийской комиссии по выборам в Учредительное Собрание, арестованные 23 ноября, были доставлены в Смольный институт. Из всех ленов фронтовой комиссии по выборам, присутствовавших на заседании всероссийской комиссии в Таврическом дворце, не пожелал разделить общей участи и не заявил о солидарности с арестованными лишь представитель кавказского фронта, беспартийный казак Хлуев. Все остальные члены фронтовой комиссии, глубоко возмущенные арестом членов всероссийской комиссии, добровольно отправились с арестованными с Смольный и находятся там до сих пор.

Всего под арестом находится сейчас 15 человек, т.-е. большинство комиссии.

24 ноября в Смольный явился профессор Гессен и заявил следственной комиссии военно-революционного комитета, что, узнав из газет об аресте его товарищей, он счел необходимым также явиться, так как он во всем разделяет ответственность за все действия комиссии. Гессену было заявлено, что если он хочет находиться под арестом вместе с другими членами комиссии, то он может отправиться в комнату № 31, где находятся все арестованные, что он и сделал. Появление Гессена в комнате № 31 было встречено всеми заключенными аплодисментами.

В небольшой комнате № 31 большинство членов всероссийской комиссии были вынуждены провести ночь на полу. Вишняк спал на письменном столе, Набоков на деревянной скамейке. Тюфяков и подушек никому не давали.

До 1 ч. дня 24 ноября никому из арестованных членов комиссии не было дано не только еды, но даже чаю. С 12 ч. дня к заключенным допустили родственников и знакомых.

Допрос арестованных начался 23 ноября, в 8 ч. вечера, и продолжался до 1 ч. ночи. Всем арестованным предлагали одни и те же вопросы.

Заключенные отвечали на вопросы, непосредственно касающиеся действий комиссии, и отказывались отвечать на другие вопросы. Некоторые члены комиссии вообще не пожелали отвечать.

У всех членов прежде всего спрашивали, признают ли они власть совета народных комиссаров, на что все давали отрицательный ответ; при этом все члены комиссии подчеркнули, что они считают себя ответственными, как члены комиссии, перед Учредительным Собранием, которому они и дадут отчет о всех своих действиях. Допрашивал арестованных присяжный поверенный Красиков. При допросе Гродзицкого выяснилось, что комиссии ставится в вину то обстоятельство, что она желала заслонить власть комиссаров и открыть Учредительное Собрание без их участия.

В ответ на это Гродзицкий и другие арестованные указали, что порядок открытия Учредительного Собрания комиссия еще не успела даже официально обсудить. Вопрос об этом обсуждался лишь частным образом между некоторыми членами комиссии. При чем указывалось, что наиболее целесообразным представляется открытие Учредительного Собрания старейшим его членом. Одним из членов комиссии был составлен по собственной инициативе проект порядка открытия и первого заседания Учредительного Собрания, но этот проект комиссия даже не обсуждала и на составление его никто уполномочен не был.

Всех членов комиссии спрашивали, состоят ли они членами комитета спасения родины и революции. Все члены комиссии подчеркнули, что комиссия действовала совершенно открыто и о всех ее действиях появлялись сообщения в печати.

После допроса арестованных членов комиссии большевистский следователь обратился к членам фронтовой комиссии, которым было указано, что их никто не арестовывал, а они сами присоединились к арестованным, а потому никакому допросу их подвергать не будут. В ответ на это все члены фронтовой комиссии, пожелавшие разделить заключение с членами всероссийской комиссии, заявили, что они во всем солидарны с комиссией и считают себя ответственными за все ее действия. Председателю фронтовой комиссии, представителю юго-западного фронта Добраницкому после этого заметили:

— Теперь мы, может быть, арестуем и вас.

В Смольном арест членов всероссийской комиссии вызвал изумление. Как выяснилось, арест произведен по распоряжению совета народных комиссаров и члены центрального исполнительного комитета об этом не знали.

Представитель левых с.-р. Натансон, Калегаев и др. и представители меньшевиков-интернационалистов Юренев, Сагашвили и др. заявили в частных беседах, что они считают арест неправильным и относятся к нему отрицательно.

Вообще в Смольном арест комиссии вызвал, по-видимому, смущение. Частным образом членам комиссии передавали, что они были арестованы за то, что будто бы они задержали рассылку на места материала по выборам, что, конечно, совершенно не соответствует действительности.

(Утро России)

Юристы об упразднении суда.

Декрет Ленинского правительства, об упразднении судов и сословия адвокатуры, равно как прокурорского надзора и судебных следователей, встречен в юридических кругах Москвы с нескрываемой иронией. На-днях состоится общее собрание судей, прокуроров, следователей и присяжных поверенных, на котором будет принято решение об единообразном отношении к этому декрету.

(Труд)

Разгром Зимнего дворца.

В ночь на 24-е ноября, караул Павловского полка, несший охрану Зимнего дворца, в виду полкового праздника сдал охрану дворца Преображенскому полку. Одновременно с этим перед Зимнем дворцом со стороны Зимней канавки собралась толпа народа по преимуществу солдаты, среди которых велась агитация за разгром погребов дворца.

Около 12 час. ночи под влиянием появившихся в толпе пьяных, солдаты бросились к окнам подвала и начали пробивать их ломами. Другая часть толпы бросилась во двор. Караул преображенцев пытался оказать сопротивление и с этой целью произвел несколько выстрелов в воздух. Услышав выстрелы, толпа первоначально было отхлынула от дворца, но затем, видя, что стреляют в воздух, бросилась к погребам, где началась пьяная оргия. Солдаты, красногвардейцы и матросы пьянствовали целую ночь. К утру в Зимний дворец начали стекаться новые толпы, среди которых много было женщин. Тут уже началось не пьянство, а расхищение запасов вина. Между солдатами, учинившими погром, скоро началась драка, вызвавшая за собой сильную стрельбу, результатом которой ранение и убийство нескольких человек.

Несмотря на то, что разгром шел целую ночь господами из Смольного до сегодняшнего утра не было принято никаких мер к его ликвидации. Только утром из Смольного были высланы красногвардейцы и матросы во главе с Гентовским и Луначарским, но еще до прибытия «охранителя художественных ценностей в Петрограде» Луначарского разгром погребов был приостановлен.

Весь дворец к 12 час. дня был оцеплен солдатами, пулеметами и броневиками. Одновременно дворец окружили матросы с крейсера «Гангут» и приступили к уничтожению запасов вина. При этом был избран любопытный способ. Матросы пачками стреляли по бутылкам. Стрельба по бутылкам продолжалась целый день и вызвала немало тревоги среди населения.

(Труд)

Ноября

Гражданская война на Дону.

РАПСИСто лет назад

Движение ударников ген. Корнилова. Харьков, 11, 25. Официальный орган харьковского губернского комиссариата сообщает следующие сведения о движении эшелонов ударников, с которыми едет, по слухам, генерал Корнилов.

Еще 22-го ноября военно-революционным комитетом получено было извещение, что эшелоны ударников, которые должны были ехать в Проскуров, повернули на Бахмач и Сумы. Поэтому можно было их ожидать и в Харькове.

Какова цель этого движения, никому не было известно, и военно-революционный комитет немедленно распорядился, чтобы удержать эшелоны верстах в двухстах от Харькова. С этой целью в Сумы была послана делегация от Украинского полка, от которой до сих пор не получено никакого известия.

С своей стороны сумский революционный комитет, по распоряжению из Харькова приказал разрушить железную дорогу между Сумами и Торопиловкой. Позднее на эту станцию прибыла делегация, чтобы узнать, куда едут ударники и каковы их намерения. Под угрозой эшелон был пропущен до Сум. На следующий день ударники выехали на станцию Басы и Готню, а оттуда они имели возможность ехать на Белгород и по Северо-Донецкой дороге на Харьков.

Харьковский военно-революционный комитет отдал приказ не пропускать ударников далее станции Готни. Железнодорожная линия была разобрана и ударники остановились примерно в трех верстах от станции Готня. Ударники захватили с собой члена сумского военно-революционного комитета Когана.

Бой под Белгородом.Харьков, 11, 25. Сегодня вечером харьковским военно-революционным комитетом была получена следующая телеграмма из Сум:

«Сегодня, в 2 часа дня эшелоны ударников приблизились к Белгороду. Начался бой между эшелонами ударников с войсками военно-революционного комитета и красногвардейцами».

Бой под Жлобином.Петроград, 11,25. В Петрограде получены известия о каком-то столкновении, происшедшем близ станции Жлобин между казаками и большевиками. Согласно этим сведениям, большевистский отряд потерпел поражение.

(Утро России)

Подготовил Евгений Новиков

*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены

Выходит декрет Ленина «О судах», которым отменяются все прежние формы осуществления правосудия, в том числе ликвидируется институт судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Все суды — окружные, военные, морские и коммерческие — также уничтожаются, а взамен вводятся новые «образуемые на основании демократических выборов». Новая судебная система, между тем, полностью отменяет апелляционную инстанцию: все решения судов являются окончательными и обжалованию не подлежат. При этом следствие по делам проводят сами суды, а в роли обвинителей и защитников могут выступать любые «неопороченные граждане обоего пола». «Декрет встречен в юридических кругах с нескрываемой иронией», — отмечает пресса.

А членам всероссийской комиссии по выборам в Учредительное собрание совсем не до смеха: по приказу Ленина все они арестованы, от задержанных требуется признание власти Совета народных комиссаров. Пресса сообщает, что та же участь ждет министров Временного правительства, как только их розыск даст положительный результат.

Общество шокировано известием о жестоком убийстве толпой бывшего главнокомандующего генерала Духонина, подробности самосуда шокируют — «толпа с криком ворвалась в вагон и выволокла Духонина на полотно железной дороги, стреляли в генерала и били его, по выражению очевидцев, все, кому было не лень, голова генерала была превращена в бесформенную массу, в бездыханный труп Духонина продолжали стрелять».

Военные возлагают ответственность за свирепую расправу над Духониным на генерала Корнилова, который успел сбежать накануне грозных событий. В печати появляются сведения, что Корнилов вновь начал «освободительный поход» и даже имеет первые успехи на территории Украины.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 20 — 26 ноября 1917 года.

Ноября

Наши рекомендации