Правомерно ли увольнение в связи с сокращением численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) многодетного отца, если он является единственным кормильцем в семье?
Существует судебная практика, а также статья автора, согласно которым увольнение в такой ситуации является неправомерным.
Сторонники данной позиции исходят из следующего. Работник (многодетный отец) в ситуации, когда его жена (мать детей) в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за малолетними детьми, в том числе ребенком в возрасте до трех лет, фактически является единственным кормильцем в семье и не может быть уволен по сокращению численности или штата (ч. 4 ст. 261 ТК РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П).
См. также:
Суть споров >>>
Последствия для работодателя в зависимости от решения суда >>>
Подробнее см. документы:
Бюллетень судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда (второй квартал 2013 г.)
Требования работника: признать увольнение незаконным.
Обстоятельства дела: Работник был уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата. Он является единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе детей в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.
Вывод и обоснование суда: Увольнение неправомерно. Требования работника удовлетворены. Решение суда первой инстанции отменено.
Закрепленные в ч. 4 ст. 261 ТК РФ гарантии, запрещающие увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, распространяются на отца, который является единственным кормильцем в многодетной семье.
Апелляционное определение Тульского областного суда от 12.07.2012 по делу N 33-1506
Требования работника: восстановить на работе.
Обстоятельства дела: Работник был уволен в связи с сокращением штата. На его иждивении находятся трое детей, жена не работает.
Вывод и обоснование суда: Увольнение неправомерно. Требования работника удовлетворены. Решение суда первой инстанции оставлено в силе.
На работника в полной мере распространяются требования Постановления Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П. Этим Постановлением положение ч. 4 ст. 261 ТК РФ признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, что оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.
Расторжение с работником трудового договора в силу ч. 4 ст. 261 ТК РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П, нельзя признать законным.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 20.06.2012 по делу N 33-5885/2012
Требования работника: признать незаконным приказ об увольнении, восстановить на работе.
Обстоятельства дела: Работник был уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата. Он является единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе детей в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.
Вывод и обоснование суда: Увольнение неправомерно. Требования работника удовлетворены. Решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Закрепленные в ч. 4 ст. 261 ТК РФ гарантии, запрещающие увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, также распространяются на отца, являющегося единственным кормильцем в многодетной семье.
Консультация эксперта, 2012
Вывод и обоснование автора: Работник, который является отцом троих детей, жена которого находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до двух лет, в связи с чем работник фактически является единственным кормильцем в многодетной семье, не может быть уволен по сокращению численности или штата.
Предусмотренная ч. 4 ст. 261 ТК РФ гарантия работающей женщине связана исключительно с наличием у нее ребенка в возрасте до трех лет и поэтому не зависит от иных социально значимых обстоятельств: семейного положения женщины, наличия или отсутствия у отца ребенка дохода и др.
Поскольку ст. 19 Конституции РФ провозглашает равенство прав женщины и мужчины, а ст. 61 Семейного кодекса РФ устанавливает принцип равенства прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей, отец ребенка в возрасте до трех лет, являющийся единственным кормильцем в семье, вправе рассчитывать на предоставление ему гарантии в соответствии с ч. 4 ст. 261 ТК РФ.