Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов
Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может обеспечиваться следующими способами:
1) Залог имущества (ст. 73 НК). Оформляется договором между налоговым органом и залогодателем, которым может выступать, как сам налогоплательщик, так и третье лицо. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.
2) Поручительство (ст. 74 НК). Поручитель принимает обязанность по уплате налога, если такая обязанность не будет исполнена самим налогоплательщиком.
3) Банковская гарантия (ст. 74.1 НК). Аналогична по своей сути поручительству, но в качества гаранта выступает банк, отвечающий установленным Минфином РФ требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
4) Пени (ст. 75 НК) – денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма пени определяется по формуле
Пеня = Недоимка * 1/300 * СР * Дни,
где Недоимка – сумма не уплаченного (в нарушение закона) налога (сбора);
СР – ставка рефинансирования Центрального банка России (приравнена к ключевой ставке ЦБР);
Дни – количество дней неуплаты налога (сбора).
5) Приостановление операций по счетам в банке (ст. 76 НК) – применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей и означает приостановление всех расходных операций по счету налогоплательщика, кроме уплаты налогов и других обязательных платежей.
6) Арест имущества (ст. 77 НК) – действие налогового (или таможенного) органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
Арест имущества может быть:
а) полным – налогоплательщик не вправе распоряжаться (продавать, обменивать, сдавать в аренду или залог) арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового (или таможенного) органа.
б) частичным – владение, пользование и распоряжение арестованным имуществом осуществляются налогоплательщиком с разрешения и под контролем налогового (или таможенного) органа.
Налоговая отчетность
Налоговая декларация (ст. 80 НК) – это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основаниями для исчисления налога.
Расчет авансового платежа – это письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, льготах, исчисленной сумме авансового платежа и других данных.
Декларация представляется по итогам налогового периода, а расчет – по итогам отчетных периодов.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган:
1) лично,
2) через представителя,
3) в виде почтового отправления с описью вложения,
4) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (ст. 81 НК).
Налогоплательщик при подаче уточненной декларации не привлекается к ответственности:
1) Если бюджет не пострадал – ошибки в ранее поданной декларации не приводят к занижению сумм налога, уточненная декларация подана до наступления предельного срока представления такой декларации или до наступления предельного срока уплаты налога, по которому представлена декларация.
2) Если налогоплательщик компенсировал потери бюджета, то есть уплатил причитающуюся сумму налога и пени до подачи уточненной декларации.
Налоговые органы в РФ
Структура и функции ФНС
Налоговые органы (ст. 30 НК, ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации») составляют единую централизованную систему контроля:
1) за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
2) за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов;
3) за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);
4) за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
5) за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов – Федеральная налоговая служба РФ, и ее территориальные органы.
Структура ФНС России имеет 4 уровня (Приложение):
1) Центральный аппарат ФНС.
2) Межрегиональные инспекции ФНС.
3) Управления ФНС по субъектам РФ.
4) Инспекции ФНС России.
7.2. Налоговый контроль, общие положения
Налоговый контроль (ст. 82 НК) – это деятельность уполномоченных органов за соблюдением налогового законодательства.
Формы налогового контроля:
1) Выездные и камеральные налоговые проверки.
2) Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
3) Инвентаризация.
4) Проверка данных учета и отчетности.
5) Получение объяснений налогоплательщика и др.
Классификация налогового контроля:
1) По времени проведения:
- предварительный;
- текущий (оперативный);
- последующий.
2) По субъекту контроля:
- налоговых органов;
- таможенных органов;
- органов внутренних дел.
3) По месту проведения:
- камеральный;
- выездной.
4) По объекту:
- комплексный контроль – охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности;
- тематический контроль – ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот.
5) По характеру контрольных мероприятий:
- плановый контроль;
- внеплановый контроль.
6) По методу проверки документов:
- выборочный контроль;
- сплошной контроль.
Налоговые проверки
Налоговые проверки бывают двух видов:
1) Камеральная (ст. 88 НК).
Камеральная налоговая проверка (КНП) проводится:
- по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;
- уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
При проведении КНП налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы и истребовать документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.
2) Выездная (ст. 89 НК).
Выездная налоговая проверка (ВНП) проводится, как правило, на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа.
ВНП может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом ВНП является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
ВНП в общем случае длится не более 2-х месяцев (в отдельных случаях срок может быть увеличен до 6 месяцев).
Налоговая ответственность
Налоговым правонарушением (ст. 106 НК) признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц.
За совершение правонарушений в сфере налогов в РФ предусмотрена ответственность 3-мя кодексами:
1) Уголовным кодексом РФ – уголовная ответственность.
2) Кодексом об административных правонарушениях – административная ответственность.
3) Налоговым кодексом – налоговая (финансовая) ответственность.
При этом, за совершение одного правонарушения одно лицо может быть привлечено только к одной ответственности.
Уголовная ответственность предусмотрена для физических лиц и должностных лиц организаций и наступает в случае совершения ими уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере.
Таблица 4
Условия привлечения к уголовной ответственности
Лицо | Крупный размер | Особо крупный размер | ||
Сумма | Доля | Сумма | Доля | |
Физическое лицо (ст. 198 УК) | > 0,9 млн.руб. | > 10% | > 4,5 млн.руб. | > 20% |
> 2,7 млн.руб. | > 1,5 млн.руб. | |||
Организация (ст. 199 УК) | > 5 млн.руб. | > 25% | > 15 млн.руб. | > 50% |
> 15 млн.руб. | > 45 млн.руб. |
Административная ответственность также предусмотрена для физических лиц и должностных лиц.
Таблица 5
Основные виды административных правонарушений по налогам
Вид нарушения | Штраф на физическое или должностное лицо |
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций | от 4 000 до 5 000 рублей (+ на организацию от 40 000 до 50 000 рублей) |
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе | от 500 до 1 000 рублей |
Нарушение сроков представления налоговой декларации | от 300 до 500 рублей |
Непредставление документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля | от 300 до 500 рублей |
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета | от 2 000 до 3 000 рублей |
Основные виды налоговых правонарушений и налоговая ответственность за их совершение приведены в Приложении 2.
Рекомендуемая литература
1) Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
2) История налогообложения: Учебное пособие/Малис Н. И., Анисимов С. А., Данилькевич М. А., под ред. Малис Н. И. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 248 с. ISBN 978-5-9776-0256-3. Режим доступа : http://znanium.com
3) Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Захарьин В.Р., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с. ISBN 978-5-8199-0630-9. Режим доступа : http://znanium.com
4) История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие / Пушкарева В.М. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с. ISBN 978-5-16-103732-4 (online). Режим доступа : http://znanium.com
Приложение 1
Приложение 2