Глава 29. Авторские права. Права, смежные с авторскими
Авторское право
1. Определение. Авторские права - это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.
Примерные признаки, по которым произведения могут быть отнесены к научным, к художественной литературе или искусству.
Произведение науки | Произведение литературы | Произведение искусства | |
Средство выражения | Слова, формулы, схемы, чертежи, модели и т.д. | Слова | Мелодия, ритм; сочетание красок, линий; объемные формы и т.д. |
Способ выражения | Язык | Язык | Звуки, цвет, движения, объемное оформление |
Содержание | Научные понятия, гипотезы, теории | Система художественных образов | Система художественных образов |
Разграничение произведений не является абсолютным (например, произведение архитектуры - это единство науки и искусства, а за многие научные произведения были присуждены премии в области литературы).
2. Объекты авторских прав.
Объектами авторских прав являются существующие в объективной форме произведения, независимо от их достоинств и назначения, а также от способа их выражения.
Примерный перечень произведений:
Способ выражения произведения | Тип произведения |
Фиксируют знаками на бумаге или иных носителях | - литературные произведения; - программы для ЭВМ; - музыкальные произведения с текстом или без текста; - драматические и музыкально драматические произведения; - сценарные произведения |
Создают для показа "вживую" | - хореографические произведения и пантомимы |
Снимают на пленку или цифровой носитель | - фотографические произведения; - аудиовизуальные произведения |
Рисуют или ваяют | - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна; - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства |
Чертят | - карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, геологии, топографии и к другим наукам |
Строят или конструируют | - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства |
Примерный перечень объективных форм, в которых могут быть выражены произведения:
- в письменной форме;
- в устной форме;
- в форме изображения;
- в форме звуко- и видеозаписи;
- в объемно-пространственной форме. Разновидности произведений:
1) По степени самостоятельности творческого замысла:
- оригинальные (первичные);
- производные;
- составные.
2) По степени свободы замысла:
- произведения, созданные по собственной инициативе;
- произведения, созданные на заказ;
- служебные произведения (созданные в пределах трудовых обязанностей, установленных для автора).
Не являются объектами авторских прав:
1) Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления, международных организаций (нормативные акты, судебные решения и т.п.), а также их официальные переводы.
2) Государственные и муниципальные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.).
3) Фольклор.
4) Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.
Авторские права не распространяются на:
- идеи, концепции, принципы;
- методы, процессы, системы, способы;
- решения технических, организационных или иных задач;
- открытия, факты;
- языки программирования.
Условие признания произведения объектом авторского права: творческий характер деятельности, в результате которой создано произведение, т.е. индивидуальность произведения.
3. Субъекты авторских прав. Субъектами являются авторы, правообладатели и, в ограниченных случаях, издатели.
Авторы. Существует презумпция того, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором. В случае опубликования произведения анонимно или под псевдонимом, представителем автора произведения считается, по общему правилу, издатель, который в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.
Гражданин считается автором с момента создания произведения. Создатель произведения признается автором вне зависимости от того, что произведение создано им по заказу или в порядке выполнения установленных для работника трудовых обязанностей (служебное произведение).
Вид произведения | Объект прав | Автор |
Оригинальное (первичное) | Произведение науки, литературы или искусства | Лицо, создавшее произведение - в отношении произведения |
Производное | - Перевод, обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т.п. - Пародия или карикатура | Переводчик и автор иного производного произведения - в отношении перевода и иной переработки оригинального произведения |
Составное | Сборник произведений, антология, энциклопедия, база данных, атлас и т.п. | Составитель и автор иного составного произведения в отношении осуществленных ими подбора или расположения материалов |
Сложное | Аудиовизуальное произведение | В отношении произведения в целом: 1) режиссер-постановщик; 2) автор сценария; 3) композитор, специально написавший музыку для этого аудиовизуального произведения |
Соавторство. Соавторами признаются двое и более создателей одного произведения. Различают соавторство:
- раздельное: когда произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, т.е. когда можно определить автора соответствующей части (например, главы настоящего учебника);
- нераздельное: когда произведение образует неразрывное целое, т.е. когда принадлежность отдельной части конкретному автору соавторами не указывается (например, романы братьев Стругацких).
Раздельное соавторство следует отличать от индивидуального авторства произведений, образующих составное произведение. При соавторстве "в результате совместной творческой деятельности создается произведение, характеризующееся единством формы и содержания либо необходимой внутренней связью двух и более форм, обусловленных единым содержанием (например, слова и музыка песни, танец и музыка в балете и т.д.)" (проф. М.Я. Кириллова).
Правообладатели - автор или же лица, которым автор передал или к которому от автора перешло исключительное право на произведение.
Издатели. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.
Авторы и иные обладатели авторских прав (а также обладатели смежных с авторскими прав) могут объединяться в особые некоммерческие организации - организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Эти организации: а) выдают лицензии на использование переданных им в управление объектов, б) собирают вознаграждение за использование объектов по выданным лицензиям, в) собирают платежи за использование объектов, которое допускается без согласия правообладателей, г) распределяют полученные средства.
4. Авторские права.
Составляющие авторских прав.
Имущественные | Исключительное право на произведение |
Личные неимущественные | 1) право авторства; 2) право автора на имя; 3) право на неприкосновенность произведения и на защиту произведения от искажений |
Иные | 1) право на обнародование произведения; 2) право на отзыв; 3) право следования; 4) право доступа; 5) права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства; 6) право автора служебного произведения на вознаграждение; 7) право автора программ для ЭВМ или баз данных, созданных по договору на вознаграждение |
Исключительное имущественное право на произведение - это право на использование произведения (как в целях извлечения прибыли, так и без такой цели) следующими способами:
Способ использования | Содержание |
1. Воспроизведение произведения экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, включая запись произведения на электронном носителе; 2) изготовление одного и более экземпляра двухмерного произведения в трех измерениях; 3) изготовление одного и более экземпляра трехмерного произведения в двух измерениях | 1) Изготовление одного и более |
2. Создание производного произведения | Перевод или переработка произведения: обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т.п., за исключением создания пародии и карикатуры |
3. Распространение произведения | Продажа или иное отчуждение оригинала или экземпляров произведения |
4. Импорт произведения в целях распространения | Ввоз из-за границы оригинала или экземпляров произведения |
5. Прокат произведения | Предоставление во временное пользование за плату оригинала или экземпляров произведения |
6. Практическая реализация проекта | Касается только сферы архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового творчества |
7. Доведение произведения до всеобщего сведения: а) опубликование (выпуск в свет) б) публичный показ (непосредственно либо на экране с помощью технических средств) в) публичное исполнение (вживую или с помощью технических средств) г) сообщение в эфир (включая сообщение кодированными сигналами) д) сообщение по кабелю (включая сообщение кодированными сигналами) | Предоставление любому лицу возможности получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору: |
выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме | |
1) любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения либо 2) демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности, за исключением демонстрации лицам, принадлежащих к обычному кругу семьи | |
представление произведения или показа аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком, за исключением представления лицам, принадлежащих к обычному кругу семьи) | |
сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению (в т.ч. через спутник), если произведение может стать доступным для слухового (или) зрительного восприятия | |
сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств | |
8. Другие способы | Не противоречащие закону |
Личные неимущественные права автора - это неотчуждаемые и непередаваемые интеллектуальные права.
Разновидность | Содержание |
Право авторства | Право признаваться автором произведения |
Право автора на имя | Право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (анонимно) |
Право на неприкосновенность произведения | Запрет для всех третьих лиц на: 1) внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений; 2) снабжение произведения иллюстрациями; 3) снабжение произведения предисловием, послесловием, комментариями, пояснением |
Право на защиту произведения от искажений | Право автора требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в случае извращения, искажения или иного изменения произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора |
Иные права автора - это интеллектуальные права, занимающие промежуточное положение между имущественными и неимущественными правами.
Разновидность | Содержание | Условия |
Право на обнародование произведения (впервые) | Сделать произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, сообщения в эфир и т.д. | |
Право на отзыв | 1) Право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения | Возмещение правообладателю причиненных убытков |
2) Отзыв обнародованного произведения | Обязанность публично оповестить об отзыве | |
3) Право на изъятие из обращения ранее выпущенных экземпляров произведения | Возмещение убытков, причиненных изъятием | |
Право следования | Право автора на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены каждой публичной перепродажи: а) оригинала произведения изобразительного искусства; б) автографа литературного произведения; в) автографа музыкального произведения | В качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация |
Право доступа | 1) Право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала предоставления возможности воспроизвести свое произведение | От собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору |
2) Право автора произведения архитектуры требовать от собственника оригинала предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения | Если договором не предусмотрено иное | |
Право автора произведения архитектуры градостроительства или садово-паркового искусства | - авторский контроль за разработкой документации для реализации проекта; - авторский надзор за реализацией проекта (строительство и т.п.) | |
Право автора служебного произведения | Право на вознаграждение за использование служебного произведения | 1) Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу либо 2) если работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок |
Право автора программ для ЭВМ или баз данных | Право на вознаграждение за использование программ (баз), созданных по договору с заказчиком | В случае действий заказчика, аналогичных действиям работодателя в отношении служебного произведения |
5. Переход и передача исключительного права. Исключительное право на произведение переходит по наследству. Если исключительное право относится к выморочному имуществу, то к государству оно не переходит. В этом случае исключительное право прекращается, и произведение переходит в общественное достояние. Исключительное право, принадлежащее юридическому лицу, переходит к его правопреемникам.
Исключительное право на произведение может быть передано автором или иным правообладателем по договору:
- В полном объеме по договору об отчуждении исключительного права (ст. 1285* ГК РФ).
- По издательскому лицензионному договору, в соответствии с которым право на использование передается издателю, который обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре (ст. 1287* ГК РФ).
- По договору авторского заказа (ст. 1288* ГК РФ), в соответствии с которым автор обязуется по заказу заказчика создать обусловленное договором произведение и передать заказчику материальный носитель произведения. Данный договор может содержать элементы договора об отчуждении исключительного права или элементы лицензионного договора в зависимости от того, передается ли заказчику исключительное право на созданное произведение в полном объеме или предоставляется право использования этого произведения в установленных договором пределах.
По общему правилу, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если отчуждатель оригинала обладал исключительным правом на произведение, но не являлся его автором (наследником автора, правопреемником наследника).
На исключительное право, принадлежащее не самому автору (наследнику автора, правопреемнику наследника), а другому лицу, и на право использования произведения, принадлежащее лицензиату, может быть обращено взыскание. В случае продажи принадлежащего лицензиату права использования произведения с публичных торгов в целях обращения взыскания на это право, автору предоставляется преимущественное право его приобретения.
6. Сроки действия авторских прав.
Срок действия личных неимущественных прав автора.
В связи с личным характером эти права прекращаются со смертью автора. Однако само авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Охрана осуществляется лицом, указанным автором в завещании или же наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.
Срок действия исключительного права.
Общий срок действия исключительного права на произведение - в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Особенности исчисления срока:
1) На произведение, созданное в соавторстве: в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
2) На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом: в течение семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Общий срок применяется, если в течение указанного срока автор раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений.
3) На произведение, обнародованное после смерти автора: в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования. Исключительное право устанавливается при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.
Продление и увеличение срока:
- Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.
- Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.
Последствия истечения срока действия исключительного права: переход произведения в общественное достояние. Срок действия иных прав.
1) В течение жизни автора:
- право на отзыв произведения;
- право доступа к произведению;
- права авторского контроля и авторского надзора автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.
2) В течение срока действия исключительного права с переходом после смерти автора к его наследникам:
- право следования;
- право автора служебного произведения на вознаграждение.
3) В течение срока действия исключительного права с элементами бессрочной охраны:
- право на обнародование произведения. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти правообладателем. Однако обнародование после смерти допускается, если оно не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). Охрана запрета на обнародование осуществляется бессрочно.
7. Свободное использование произведения, не являющееся нарушением исключительного права.
Без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения допускается:
- Свободное использование произведения любым лицом в отношении произведения, перешедшего в общественное достояние.
- Перепродажа (иное отчуждение) оригинала или экземпляров правомерно опубликованного произведения, введенного в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения. Ограничение: наличие права следования.
- Воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения. Исключения: а) воспроизведение произведений архитектуры; б) воспроизведение баз данных; в) репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов; г) видеозапись аудиовизуального произведения при его публичном исполнении; д) воспроизведение аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования.
- Временное безвозмездное пользование предоставленными библиотекой экземплярами (кроме выраженных в цифровой форме) произведений, правомерно введенных в гражданский оборот.
- Воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. Исключение: а) изображение произведения является основным объектом этого воспроизведения; б) изображение произведения используется в коммерческих целях.
- Публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии.
- Воспроизведение произведения для осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью.
- Производство в целях краткосрочного пользования организацией эфирного вещания (с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач) записи того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир.
Без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается:
- Цитирование правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.
- Использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.
- Воспроизведение правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера. Ограничение: такое воспроизведение или сообщение было специально запрещено автором или иным правообладателем.
- Воспроизведение публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.
- Воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.
- Воспроизведение без извлечения прибыли специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.
- Репродуцирование (факсимильное воспроизведение) в единственном экземпляре без извлечения прибыли:
а) произведений - библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров и для предоставления экземпляров другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам;
б) малообъемных произведений, опубликованных в периодических изданиях, или коротких отрывков из опубликованных произведений - библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.
8. Служебное произведение и произведение, созданное по договору.
1) Особенности возникновения и осуществления исключительного права на служебное произведение.
Служебное произведение - это произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.
Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение переходит к автору.
Если исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе:
- использовать произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах;
- обнародовать произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.
Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование.
2) Особенности возникновения и осуществления исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, созданных по договору.
Если программа или база созданы специально по заказу, то исключительное право на такую интеллектуальную собственность принадлежит заказчику, если договором не предусмотрено иное.
Если программа или база созданы как побочный продукт при выполнении договора, которым прямо не предусматривалось ее создание, то исключительное право на такую интеллектуальную собственность принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором не предусмотрено иное.
По общему правилу сторона договора, которая не обладает исключительным правом, вправе использовать программу (базу) для собственных нужд на условиях безвозмездной неисключительной лицензии в течение всего срока действия исключительного права.
3) Особенности возникновения и осуществления исключительного права на произведение, созданное по государственному или муниципальному контракту.
По общему правилу, исключительное право на такое произведение принадлежит исполнителю контракта. В этом случае правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную неисключительную лицензию на использование произведения для государственных или муниципальных нужд.
По условиям контракта исключительное право на произведение может принадлежать совместно исполнителю контракта и публичному образованию. В этом случае государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную неисключительную лицензию на использование произведения для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.
9. Аудиовизуальное произведение. Аудиовизуальное произведение - это кинофильм и другие произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и т.п.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Аудиовизуальное произведение представляет собой пример сложного произведения. В этом качестве оно состоит из самостоятельных произведений, вошедших в него составной частью (произведение, положенное в основу сценария; произведения оператора-постановщика и художника-постановщика и т.д.).
Особенности возникновения и осуществления интеллектуальных прав. У каждого произведения, составляющего аудиовизуальное произведение, есть автор. Но авторами аудиовизуального произведения в целом признаются: а)режиссер-постановщик, б) автор сценария и в) композитор, специально написавший музыку для этого аудиовизуального произведения. В соответствии с общим принципом исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом и на составляющие его произведения первоначально возникают у авторов. На практике исключительные права принадлежат продюсеру (который считается изготовителем аудиовизуального произведения), но только потому, что он приобрел эти права у авторов - чаще всего заблаговременно по договорам о создании аудиовизуального произведения.
При этом особняком стоят права композитора: он в любом случае сохраняет право на вознаграждение в случае каждого публичного исполнения либо сообщения в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.
Особое значение для создания аудиовизуального произведения имеют исполнители, которые признаются авторами исполнения (они же являются субъектами прав, смежных с авторскими). При заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре.
Право на вознаграждение за свободное воспроизведение аудиовизуальных произведений. Свободное воспроизведение гражданином исключительно в личных целях аудиовизуального произведения на оборудовании, которое не относится к профессиональному, допускается без согласия обладателя исключительного права и без выплаты вознаграждения. Однако такое единичное копирование в личных целях все равно задевает имущественную сферу правообладателя. Поэтому авторам, исполнителям, изготовителям аудиовизуального произведения принадлежит право на вознаграждение за такое воспроизведение произведения. Вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для воспроизведения.
Права, смежные с авторскими
1. Определение. Права, смежные с авторскими, - это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности, а также на результаты деятельности производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителей баз данных, публикаторов.
2. Субъекты и объекты прав, смежных с авторскими.
Первичные правообладатели | Объекты | Ограничения |
- Артисты-исполнители и дирижеры; - режиссеры-постановщики спектаклей | - Исполнение произведения литературы, искусства и народного творчества; - постановка театрально-зрелищного представления | Форма исполнения и постановки должна допускать их воспроизведение и распространение с помощью технических средств |
Изготовители фонограмм | Впервые осуществленные звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений | За исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение |
Организации эфирного или кабельного вещания | Сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач | |
Изготовители баз данных | Совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ | В части охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования материалов |
Публикаторы | Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние | В части охраны прав публикаторов таких произведений |
Организации, осуществляющие коллективное управление смежными правами, наделены теми же функциями, что и в сфере авторских прав.
3. Общие положения о правах, смежных с авторскими.
Условия охраны. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав регистрация их объекта не требуется.
Передача исключительного права. Первичный или иной правообладатель может передать исключительное право на объект смежных прав по договору об отчуждении исключительного права или по лицензионному договору другой стороне договора - приобретателю исключительного права или лицензиату.
Особенности ответственности за нарушение исключительного права. Вместо взыскания убытков правообладатель может потребовать от нарушителя выплаты компенсации:
- либо в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей;
- либо в двукратном размере стоимости экземпляров фонограмм;
- либо в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав.
Срок действия исключительного права.
1) Срок в пятьдесят лет установлен для исключительного права: а) на исполнение, б) на фонограмму, в) на сообщение радио- и телепередачи. По истечении этого срока указанные объекты смежных прав переходят в общественное достояние.
Порядок исчисления срока:
а) На исполнение - считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены:
- сообщение исполнения в эфир или по кабелю;
- либо запись исполнения;
- либо исполнение (только в том случае, если оно не было записано).
Если исполнитель умирает до истечения указанного срока, исключительное право переходит по наследству на оставшуюся часть 50-летнего срока. Если указанный срок заканчивается при жизни исполнителя, исключительное право продолжает действовать на период жизни исполнителя и прекращается с его смертью.
Продление срока для репрессированных исполнителей, а также для исполнителей, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, - аналогично правилам, установленным для авторов произведений.
б) На фонограмму - считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись, если фонограмма не была обнародована. Если в течение данного срока фонограмма была обнародована, пятидесятилетний срок начинает течь заново, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором было обнародование.
Переходит к наследникам и другим правопреемникам на оставшуюся часть 50-летнего срока.
в) На сообщение радио- и телепередачи - считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение.
Переходит к правопреемникам на оставшуюся часть 50-летнего срока.
2) Срок в пятнадцать лет установлен для исключительного права на базу данных. Исчисляется, считая с 1 января года, следующего за годом создания базы. Срок возобновляется при каждом обновлении базы.
3) Срок в двадцать пять лет установлен для исключительного права публикатора. Исчисляется, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования произведения.
4. Содержание прав исполнителей и изготовителей фонограмм.
Права исполнителей.
Исполнитель именуется автором исполнения, поскольку само исполнение создается творческим трудом гражданина. Соответственно, исполнителю принадлежат исключительное право на исполнение и личные неимущественные права.
Исключительное имущественное право на исполнение (ст. 1317* ГК РФ) - это право на использование исполнения следующими способами:
1) сообщение в эфир и по кабелю;
2) запись исполнения;
3) сообщение записи исполнения в эфир и по кабелю;
4) доведение записи исполнения до всеобщего сведения;
5) публичное исполнение записи исполнения;
6) воспроизведение записи исполнения (изготовление одного и более экземпляра фонограммы);
7) распространение оригинала или экземпляров записи исполнения путем продажи или иного отчуждения;
8) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения;
9) другие способы.
В случае, если запись исполнения была произведена с согласия исполнителя, считается, что согласие распространяется на случаи воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо публичное исполнение записи.
Личные неимущественные права исполнителя:
- право авторства;
- право на имя;
- право на неприкосновенность исполнения.
Аналогично с авторск<