Раздел 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ТЕОРИИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
ТЕМА 5. Показания обвиняемого и подозреваемого.
Понятие и значение показаний обвиняемого. Двойственная юридическая природа показаний обвиняемого. Соотношение понятий показания и объяснения обвиняемого. Предмет, классификация и виды показаний обвиняемого.
Понятие и значение показаний подозреваемого.Проблемы определения процессуального статуса подозреваемого. Предмет показаний подозреваемого. Условия допустимости показаний обвиняемого и подозреваемого. Особенности проверки и оценки показаний обвиняемого и подозреваемого, в том числе при их изменении в суде. Ошибки в оценке показаний обвиняемого и подозреваемого. Отрицательное значение обвинительного уклона при оценке показаний.
ТЕМА 6. Показания свидетелей и потерпевших.
Понятие и значение свидетельских показаний. Предмет и содержание свидетельских показаний. Отличие показаний свидетеля от показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего. Понятие свидетельского иммунитета. Приоритет свидетельских показаний при конфликте процессуальных функций. Круг возможных свидетелей. Лица, не подлежащие допросу в качестве свидетеля. Классификация свидетельских показаний.
Понятие и значение показаний потерпевшего. Особенности и содержание показаний потерпевшего. Классификация показаний потерпевшего.
Психологическая характеристика показаний свидетелей и потерпевших. Факторы, влияющие на оценку их достоверности. Условия допустимости показаний свидетелей и потерпевших. Способы проверки показаний свидетелей и потерпевших. Особенности оценки показаний малолетних. Получение показаний свидетеля и потерпевшего в суде, проблемы оглашения в суде протоколов допроса свидетеля и потерпевшего.
ТЕМА 7. Заключения и показания эксперта и специалиста.
Понятие и значение заключения эксперта. Объекты экспертного исследования. Выводной характер знаний как признак заключения эксперта. Понятие специальных знаний эксперта.
Назначение и производство экспертизы как специфический способ собирания доказательств. Особенности назначения и проведения экспертизы в судебном разбирательстве.
Пределы научной компетенции эксперта. Решение правовых вопросов в заключении эксперта. Виды заключений эксперта. Доказательственное значение вероятных заключений. Особенности комиссионной и комплексной экспертизы. Различие между повторной и дополнительной экспертизами.
Проверка и оценка заключения эксперта. Допрос эксперта.
Заключение специалиста - новый вид доказательств. Отличие заключения специалиста от заключения эксперта. Нормативная регламентация и проблемы формирования этого вида доказательств. Особенности получения, проверки и оценки заключения специалиста. Допрос специалиста.
ТЕМА 8. Вещественные доказательства.
Понятие и значение вещественных доказательств. Особенности информации, заключенной в вещественном доказательстве. Содержание и форма вещественного доказательства.
Виды вещественных доказательств. Классификация вещественных доказательств. Доказательственное значение образцов для сравнительного исследования, связь образцов с вещественными доказательствами.
Способы получения вещественных доказательств и условия их допустимости. Проверка и оценка вещественных доказательств. Ошибки собирания, проверки и оценки вещественных доказательств и их последствия. Правила хранения вещественных доказательств и разрешение вопроса о судьбе вещественных доказательств в приговоре.
ТЕМА 9. Протоколы следственных и судебных действий и иные документы.
Общая характеристика документов как доказательств. Понятие документа. Относимость и допустимость документа. Классификация и виды документов.
Понятие и значение протоколов следственных и судебных действий, условия их допустимости. Виды протоколов. Доказательственное значение фото-видеосъемки, звукозаписи, планов, схем, оттисков, слепков и других материалов, прилагаемых к протоколу, и условия их допустимости. Исследование и использование протоколов следственных действий в суде. Протокол судебного заседания как доказательство, порядок его составления и удостоверения.
Доказательственное значение «иных документов», их отличие от протоколов. Разграничение иных документов и вещественных доказательств.
Виды иных документов, условия их допустимости. Классификация иных документов. Доказательственное значение объяснений и заявлений, полученных в стадии возбуждения уголовного дела. Доказательственное значение «дополнительных материалов», представленных в суд второй инстанции. Протоколы опроса защитником лиц с их согласия.
Особенности проверки и оценки протоколов и иных документов.
2.3. Учебно-тематический план
2.3.1. Структура дисциплины
№ раз- дела | Наименование разделов, тема | Количество часов | ||||||
Всего | Аудиторная работа | Внеаудиторная самостоятельная работа | ||||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | ||||||
Раздел 1. Общая часть | - | |||||||
Тема 1. Методологические основы доказывания | - | |||||||
Тема 2. Предмет и пределы доказывания в уголовном процессе | - | |||||||
Тема 3. Понятие виды и допустимых доказательств | - | |||||||
Тема 4. Процесс доказывания | - | |||||||
Раздел 2. Особенная часть | - | |||||||
Тема 1. Показания обвиняемого и подозреваемого | - | |||||||
Тема 2. Показания свидетеля и потерпевшего | - | |||||||
Тема 3. Заключения и показания эксперта и специалиста | - | |||||||
Тема 4. Вещественные доказательства | - | - | ||||||
Тема 5. Протоколы следственных и судебных действий и иные документы | - | - | ||||||
Подготовка к экзаменам | ||||||||
Итого: | - | |||||||
2.3.2. Лабораторные работы - не предусмотрены
2.3.3. Практические занятия (семинары)
№ | № Раздела, темы | Тема | Кол-во часов | Образовательная технология |
1.1 | Методологические основы доказывания | Групповое обсуждение обзоров научных статей, тестирование | ||
1.2 | Предмет и пределы доказывания в уголовном процессе | Групповое решение творческих задач | ||
1.3. | Тема 3. Понятие виды и допустимых доказательств | Анализ кейсов | ||
1.4. | Процесс доказывания | Деловая игра | ||
2.1 | Показания обвиняемого и подозреваемого | Групповое решение творческих задач | ||
2.2 | Показания свидетеля и потерпевшего | Представление и обсуждение докладов | ||
2.3 | Заключения и показания эксперта и специалиста | Мозговой штурм, тестирование | ||
2.4 | Вещественные доказательства | Групповое решение творческих задач | ||
2.5 | Протоколы следственных и судебных действий и иные документы | Групповое обсуждение тестирование | ||
Итого: |
2.3.4. Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ Раздела, темы | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов | Форма контроля |
1.1 | История доказательственного права и теории доказательств | реферат | |
1.2 | Содержание предмета доказывания сквозь призму уголовного права | глоссарий | |
1.3 | Дискуссия о понятии доказательства | Обзор научных статей | |
1.3 | Проблема допустимости результатов оперативно-розыскной деятельности | Собеседование | |
1.4 | Доказывание в состязательном и розыскном процессах | эссе | |
1.4 | Проблемы доказывания в сокращенных и особых порядках уголовного процесса | собеседование | |
1.4 | Доказывание в зарубежных странах | эссе | |
Итого |
2.3.5. Курсовой проект (курсовая работа).
Не предусмотрен.............................................................................................
(Приводятся примерные темы курсового проекта или курсовой работы)
2.3.6. Образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины «используются следующие образовательные технологии:
1. Традиционная образовательная технология (лекция, лекция визуализация, собеседование, составление глоссария, обзор научных статей, тестирование);
2. Технология интерактивного коллективного взаимодействия (эвристическая беседа, групповое решение творческих задач, обсуждение кейса, групповое обсуждение презентации доклада по проекту, мозговой штурм, деловая игра);
3. Технология проблемного обучения (проблемная лекция, исследовательский проект, эссе, проект, решение практических задач).
2.3.7. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
раздел / тема | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов | ||
1.1 | Лекция | Лекция -беседа | |||
Практическое занятие | Представление и обсуждение докладов и рефератов | ||||
1.2 | Лекция | Проблемная лекция | |||
Практическое занятие | Эвристическая беседа | ||||
1.3 | Лекция | Проблемная лекция | |||
Практическое занятие | Представление и обсуждение докладов и рефератов | ||||
1.4 | Лекция | Проблемная лекция | |||
Практическое занятие | Деловая игра | ||||
2.1 | лекция | Проблемная лекция | |||
Практическое занятие | Групповое решение творческих задач | ||||
2.2. | Лекция | Проблемная лекция | |||
Практическое занятие | Анализ кейсов (обсуждение) | ||||
2.3 | лекция | Проблемная лекция | |||
Практическое занятие | Эвристическая беседа | ||||
2.4 | Практическое занятие | Деловая игра | |||
2.5 | Практическое занятие | Круглый стол | |||
Итого: | (80% аудиторных часов) | ||||
2.3.8. Оценочные средства результатов обучения *
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (ее уровень) | Наименование средств оценки результатов обучения |
Тема 1.1. Методологические основы доказывания | ОК-3/1,2 ПК-21,/2 ПК-11/2.3 | Глоссарий, тесты | |
Тема 1.2. Предмет и пределы доказывания в уголовном процессе | ОК-3/1.2 ПК-2/1,2 ПК-4/1,2 ПК-5/1,3 ПК-11/1,2 | Собеседование | |
Тема 1.3. Понятие виды и допустимых доказательств | ОК-1/2 ОК-2/2 ОК-3/3 ОК-4/2 ПК-2/2 ПК-7/2 ПК-8/2 ПК-9/2 | Групповое решение творческих задач | |
Тема 1.4.Процесс доказывания | ОК-3/3 ОК-4/2 ОК-2, ПК-2/2 ПК-№/2 ПК-7/2 ПК-9/2 | Групповое обсуждение обзоров научных статей, наблюдение и оценка участия в деловой игре | |
Тема 2.1. Показания обвиняемого и подозреваемого | ОК-1/2 ОК-2/2 ОК-5/2 ПК-2/2 ПК-3/2 ПК-4/2 ПК-7/2 ПК-8/2, ПК-11/2 ПК-9/3 | Анализ кейсов, собеседование | |
Тема2.2. Показания свидетеля и потерпевшего | ОК-1/2 ОК-2/2 ОК-5/2 ПК-2/2 ПК-3/2 ПК-4/2 ПК-7/2 ПК-8/2, ПК-11/2 ПК-9/3 | Устный опрос, обсуждение и оценка выступлений и участия в круглом столе | |
Тема 2.3. Заключения и показания эксперта и специалиста | ОК-1/2 ОК-2/2 ОК-5/2 ПК-2/2 ПК-3/2 ПК-4/2 ПК-7/2 ПК-8/2, ПК-11/2 ПК-9/3 | Оценка участия в круглом столе, оценка домашнего задания и участия в деловой игре | |
Тема 2.4. Вещественные доказательства | ОК-1/2 ОК-2/2 ОК-5/2 ПК-2/2 ПК-3/2 ПК-4/2 ПК-7/2 ПК-8/2, ПК-11/2 ПК-9/3 | Оценка и самооценка устных выступлений домашнего задания | |
Тема 2.5. Протоколы следственных и судебных действий и иные документы | ОК-1/2 ОК-2/2 ОК-5/2 ПК-2/2 ПК-3/2 ПК-4/2 ПК-7/2 ПК-8/2, ПК-11/2 ПК-9/3 | Наблюдение, тесты | |
Текущий контроль | Использование балльно-рейтинговой системы (БРС) | ||
Промежуточная аттестация: зачет | Использование балльно-рейтинговой системы (БРС) |
* Фонд оценочных средств по дисциплине (тематика рефератов, проектов, эссе; экзаменационные билеты; контрольные вопросы, задания и тесты, а также критерии их оценки) является обязательной частью УМК дисциплины.