Тема1. Понятие, сущность, характерные признаки и виды правоохранительной деятельности и правоохранительных органов.
Тема1. Понятие, сущность, характерные признаки и виды правоохранительной деятельности и правоохранительных органов.
1. Понятие правоохранительной деятельности как одного из видов государственной деятельности. Цель, задачи и основные признаки правоохранительной деятельности.
2. Понятие и задачи правоохранительных органов.
3. Виды правоохранительных и правозащитных институтов
4.Общая характеристика функций правоохранительных органов.
5.Негосударственные структуры, призванные участвовать в осуществлении правоохранительной деятельности.
Понятие правоохранительной деятельности как одного из видов государственной деятельности. Цель, задачи и основные признаки правоохранительной деятельности.
Правоохранительная деятельность -это особый (специальный) вид государственной или санкционированной государством деятельности, осуществляемый на законной основе специально уполномоченными на то правоохранительными органами по обеспечению в стране конституционной законности и правопорядка с целью защиты прав, свобод и законных интересов граждан, общества и интересов самого государства.
Задачи правоохранительной деятельности- охрана правовых ценностей: прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства; обеспечение законности и правопорядка; борьба с правонарушениями.
Основные черты:
1. официальный характер деятельности правоохранительных органов РФ;
2. деятельность правоохранительных органов РФ имеет постоянный характер;
3. через деятельность правоохранительных органов государство реализует свою правоохранительную функцию;
4. в основе правоохранительной деятельности лежит конкретный юридический факт, т.е. законное основание для реализации имеющихся полномочий;
5. деятельность правоохранительных органов РФ осуществляется на основании и в соответствии с законом и в строго определенной процессуальной форме;
6. практическую деятельность правоохранительных органов РФ осуществляют только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную подготовку;
7. нарушение требований закона сотрудниками правоохранительных органов в процессе осуществления правоохранительной деятельности влечет для них возможность наступления юридической ответственности;
8. решения, принимаемые правоохранительными органами, являются мерами юридического воздействия, санкционированными государством;
9. эффективность правоохранительной деятельности зависит от неукоснительности выполнения законных решений физическими и юридическими лицами, которым они адресованы;
10. действия правоохранительных органов, затрагивающие конституционные права, свободы и законные интересы человека и гражданина, общества и государства, могут быть обжалованы в установленном законом порядке внутри государства или посредством обращения в специализированные международные организации.
Судебная система РФ
Судебная система - это упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путём отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации, и устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ».
Согласно статье 18 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
В Конституции Российской Федерации прописано, что в государстве действуют:
- Конституционный Суд РФ (статья 125);
- Верховный Суд РФ (статья 126);
- суды общей юрисдикции.
Однако полный перечень судов, действующих на территории Российской Федерации, устанавливается в федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют организации под наименованием суд, но которые не входят в судебную систему России. Например, к ним относятся третейские суды. Третейский суд, согласно федеральному закону от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» - единоличный арбитр или коллегия арбитров, который может быть образован сторонами для разрешения конкретного спора или быть постоянно действующим арбитражным учреждением. Этот суд не обладает полномочиями судебной власти и не является государственным органом. Рассмотрение спора в этом суде происходит на основании соглашения, заключённого сторонами.
Действующая судебная система построена в первую очередь на принципе федерализма. Поэтому все суды подразделяются на:
- суды федеральные;
- суды субъектов РФ.
Федеральные суды создаются и упраздняются на основании федеральных законов.
Федеральные суды действуют на основании только федерального законодательства, в то время как деятельность судов субъектов РФ регулируется ещё и законами того субъекта РФ, где они действуют. Федеральные судьи назначаются на должность федеральными органами государственной власти, судьи субъектов РФ – законодательным (представительным) органом субъекта РФ или избираются народом. Материальное обеспечение федеральных судов осуществляется из федерального бюджета, а суды субъектов РФ финансируются за счёт средств субъекта РФ (сами же судьи получают заработную плату из федерального бюджета).
Федеральные суды – это орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным законом. К ним относятся:
1. Конституционный суд РФ – является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
2. Верховный Суд РФ – является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным на территории РФ;
3. Федеральные суды общей юрисдикции: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды. Осуществляют судопроизводство по уголовным, гражданским, административным делам;
4. Военные и специализированные суды – осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
5. Федеральные арбитражные суды: федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, суд по интеллектуальным правам – рассматривают экономические споры, а также иные дела, отнесенные к их компетенции.
К судам субъектов Российской Федерации относятся:
1. Конституционные (уставные) суды, которые могут создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации;
2. Мировые судьи субъектов РФ - рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Все суды также можно разделить на:
Суды общей юрисдикции - разрешающие споры о праве, которые регулируются самыми различными отраслями права: уголовным, гражданским, административным. Согласно федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» к ним относятся:
- верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
- районные суды;
- мировые судьи;
- гарнизонные военные суды;
- окружные (флотские) военные суды
Суды специальной юрисдикции - разрешающие строго определённые споры о праве, т.е. узкую категорию дел (например, экономические споры между юридическими лицами или проверяют законы на соответствие Конституции РФ). Понятие «специальная» юрисдикция не является законодательно закреплённым, однако наличие судов общей юрисдикции даёт основания полагать, что существуют судебные органы со специальной юрисдикцией.
- Конституционный суд РФ;
- конституционные (уставные) суды;
- федеральные арбитражные суды округов;
- арбитражные апелляционные суды;
- арбитражные суды субъектов РФ;
- Суд по интеллектуальным правам.
Упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ в 2014 г. возложило дополнительные полномочия на Верховный Суд РФ, который теперь не относится к судам общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации (статья 126 Конституции РФ) является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Законодатель допускает создание специализированных судов внутри системы судов общей и специальной юрисдикции (статья 26 ФКЗ «О судебной системе»), это специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. К ним можно отнести Суд по интеллектуальным правам и военные суды.
Судебная система обладает отличительными признаками:
1. Целостность – согласно статье 3 ФКЗ «О судебной системе РФ» единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается едиными правилами судопроизводства во всех судах; признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; единства статуса судей; единого материального обеспечения судей из федерального бюджета.
2. Упорядоченность – каждый судебный орган наделён определенной компетенцией;
3. Взаимосвязанность элементов – решения нижестоящих судов подлежат обжалованию в вышестоящий суд.
Адвокатура и нотариат
Адвокатура - профессиональное сообщество адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Адвокатская деятельность -
квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию
Адвокат –
лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.
Оказывая юридическую помощь, адвокат:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет:
- высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности;
- стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании
Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:
1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена, который состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования.
Формы адвокатских образований:
- адвокатский кабинет,
- коллегия адвокатов,
- адвокатское бюро,
- юридическая консультация
Адвокатские палаты субъектов РФ - негосударственная некоммерческая организацией, основанная на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации, создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.
Федеральная палата адвокатов –
общероссийская негосударственная некоммерческая организация, объединяющая адвокатские палаты субъектов РФ на основе обязательного членства, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества
Нотариат- Система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.
Компетенция нотариата:
1) удостоверяют сделки;
2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;
4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;
6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
10) удостоверяют время предъявления документов;
11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
13) совершают исполнительные надписи;
14) совершают протесты векселей;
15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
16) принимают на хранение документы;
17) совершают морские протесты;
18) обеспечивают доказательства;
19) выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества;
20) удостоверяют завещания;
21) удостоверяют доверенности
Тема1. Понятие, сущность, характерные признаки и виды правоохранительной деятельности и правоохранительных органов.
1. Понятие правоохранительной деятельности как одного из видов государственной деятельности. Цель, задачи и основные признаки правоохранительной деятельности.
2. Понятие и задачи правоохранительных органов.
3. Виды правоохранительных и правозащитных институтов
4.Общая характеристика функций правоохранительных органов.
5.Негосударственные структуры, призванные участвовать в осуществлении правоохранительной деятельности.