Лекция 7. Государственное управление земельным фондом

Ведение государственного кадастра недвижимости обеспечивает при­нятие обоснованных решений по организации рационального ис­пользования и охраны земель. Государственный кадастр недвижимости является важнейшим инструментом информационного обеспечения управления земельными ресурсами.

Правовую основу ведения в Российской Федерации кадастра недвижимости составляют Земельный кодекс РФ (ст. 70), ФЗ от 27 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» (введен в действие с 27 июля 2007 г.).2

Государственный кадастр недвижимости — это систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом на­значении, размерах, кадастровой стоимости земельных участков, правовом положении земель РФ и. сведений о территориальных зо­нах11 и наличии расположенных на земельном участке и прочно свя­занных с ним объектов.

Состав государственного кадастра недвижимости (документы госу­дарственного земельного кадастра). По своей форме земельно-ка­дастровая документация (документы государственного земельного кадастра) может быть текстовой (цифровой) и графической (пла­ново-картографической). Документирование сведений государ­ственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При расхождении в сведениях при­оритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 17 ФЗ «О госу­дарственном кадастре недвижимости»).

Земельно-кадастровая документация подразделяется на основ­ную, вспомогательную и производную. К основным документам от­носятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

Единый государственный реестр земель содержит сведения о суще­ствующих и прекративших существование земельных участках. Эти сведения можно разделить на три группы:

а)общие данные о правовом положении земельных участков: кадастровый номер, местоположение (адрес), площадь, кате­гория и разрешенное использование земельных участков, описание границ земельных участков и их отдельных частей, наличие объектов недвижимого имущества, а также зарегис­трированные в Едином государственном реестре прав вещные права и ограничения (обременения) земельных участков, а также о субъектах прав на земельные участки;

б) сведения о качественных характеристиках, в том числе пока­затели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель (например, для земель сельскохозяйственного назначе­ния). Указываются и такие природные свойства и признаки как рельеф, состав почвы, негативные процессы — эрозия, заболачивание, засоление и др.;

в) сведения об экономических характеристиках, в том числе раз­меры платы за землю. Эти сведения вносятся на основании данных кадастровой и иной оценок земель.

Единый государственный реестр земель состоит из государствен­ного реестра земель федерального уровня, государственных реестров земель субъектов Федерации, а также государственных реестров зе­мель кадастровых районов.

Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплекто­ванных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Кадастровое дело открывается на каждый земельный участок, прошедший государственный кадас­тровый учет. При ликвидации земельного участка или при отказе в регистрации прав на него кадастровое дело закрывается. К докумен­там, включаемым в кадастровое дело, относятся: заявка о постанов­ке земельного участка на кадастровый учет; правоустанавливающие документы; межевое дело; выписки из Единого государственного реестра прав, Бюро технической инвентаризации и др.

Дежурные кадастровые карты (планы) — это карты (планы), на которых в графической или текстовой форме воспроизводятся сведе­ния о местоположении земельных участков и территориальных зон.

Вспомогательными документами государственного земельного ка­дастра являются книги учета документов (книга регистрации заявок на кадастровый учет земельных участков и книга учета справок о пра­вах — выписок из Единого государственного реестра прав); книга учета выданных сведений; каталоги координат опорной межевой сети.

К производным документам относятся: документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Феде­рации, ее субъектов, собственности муниципальных образований; доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, стати­стические отчеты; аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы); справки в налоговую инспекцию, выдаваемые по согласованному регламенту; иные справочные и аналитические документы.

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости определен в гл. 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Ведение зе­мельного кадастра возложено на Федеральную кадастровую службу и ее органы на местах.

Лекция 8.Охрана земель

Согласно п.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это означает (в том числе), что земли должны использоваться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способность земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной иных видов деятельности.

Являясь связывающим природным объектом, земля во многом влияет и определяет состояние вод, недр. Лесов. Юридические меры по охране земель характеризуются тремя понятиями: сохранение (использование земли такими способами и приемами, при которых не наступает ухудшение качеств состояние земельных участков): восстановление (меры по рекультивации земель), и улучшение (меры мелиоративного характера) в результате которых земля повышает социальную ценность благоприятного состояния земель.

Охрана земель имеет цели:

-предотвратить деградацию, загрязнение, захламление, нарушение земель, другие негативные воздействия хозяйственной деятельности;

- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.

Таким образом, мероприятия по охране земель имеют превентивное или восстановительное значение.

В целях охраны земель должны разрабатываться федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель, с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиени­ческих и иных норм и требований.

Превентивное значение имеют мероприятия по охране земель, предусмотренные как п ЗК РФ, так и законодательством об охране окружающей природной среды. В частности, для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Пра­вительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проверки соответ­ствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, гео­ботанические, агрохимические и иные обследования.

Поскольку важнее всего — предотвратить вредное воздействие на земельный участок, ЗК РФ предусматривает, что внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повы­шения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. Специальные экологические требования при размещении предприятий, сооружений и иных объектов предусмотрены в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 4!). Места строительства предприятий, соору­жений и иных объектов определяются в соответствии с нормами ЗК РФ, ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения»1 при наличии положительного заключения специально уполномоченных органов РФ в области ох­раны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологичес­кого надзора.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых пло­дородный слой почвы снимается и используется для улучшения ма­лопродуктивных земель. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допус­кается только в исключительных случаях, при экономической не­целесообразности или отсутствии возможностей использовать его для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных уча­стков помимо общих обязанностей, установленных в ст. 42 ЗК РФ, возложена обязанность проводить мероприятия по:

1. защите земель от водной и ветровой эрозии', селей, подтоп­ления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уп­лотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веще­ствами, захламления отходами производства и потребления,
загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других
негативных (вредных) воздействий, в результате которых про­
исходит деградация земель;

2. защите сельскохозяйственных угодий и других земель от за­ражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными рас­тениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

3. ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного
загрязнения, и захламления земель;

4. сохранению достигнутого уровня мелиорации;

5. рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодоро­дия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

6. сохранению плодородия почв и их использованию при прове­дении работ, связанных с нарушением земель.

Обязанности собственников, землевладельцев, землепользовате­лей, арендаторов устанавливаются и в специальных законах. Так, в соответствии с ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» они должны: производить сельскохозяйственную продукцию способами, обеспе­чивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйствен­ного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдать стандарты, нормативы, нормы, прави­ла и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, ме­лиоративных, фитосанитарных и противоэрозийных мероприятий.

В целях повышения заинтересованности собственников земель­ных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяй­ственной деятельности применяют их экономическое стимулирование в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. В частности, экономическое стимулирование может выражаться в выделении средств из различных бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Наши рекомендации