Лекция 7. Государственное управление земельным фондом
Ведение государственного кадастра недвижимости обеспечивает принятие обоснованных решений по организации рационального использования и охраны земель. Государственный кадастр недвижимости является важнейшим инструментом информационного обеспечения управления земельными ресурсами.
Правовую основу ведения в Российской Федерации кадастра недвижимости составляют Земельный кодекс РФ (ст. 70), ФЗ от 27 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» (введен в действие с 27 июля 2007 г.).2
Государственный кадастр недвижимости — это систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении, размерах, кадастровой стоимости земельных участков, правовом положении земель РФ и. сведений о территориальных зонах11 и наличии расположенных на земельном участке и прочно связанных с ним объектов.
Состав государственного кадастра недвижимости (документы государственного земельного кадастра). По своей форме земельно-кадастровая документация (документы государственного земельного кадастра) может быть текстовой (цифровой) и графической (планово-картографической). Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При расхождении в сведениях приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 17 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Земельно-кадастровая документация подразделяется на основную, вспомогательную и производную. К основным документам относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках. Эти сведения можно разделить на три группы:
а)общие данные о правовом положении земельных участков: кадастровый номер, местоположение (адрес), площадь, категория и разрешенное использование земельных участков, описание границ земельных участков и их отдельных частей, наличие объектов недвижимого имущества, а также зарегистрированные в Едином государственном реестре прав вещные права и ограничения (обременения) земельных участков, а также о субъектах прав на земельные участки;
б) сведения о качественных характеристиках, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель (например, для земель сельскохозяйственного назначения). Указываются и такие природные свойства и признаки как рельеф, состав почвы, негативные процессы — эрозия, заболачивание, засоление и др.;
в) сведения об экономических характеристиках, в том числе размеры платы за землю. Эти сведения вносятся на основании данных кадастровой и иной оценок земель.
Единый государственный реестр земель состоит из государственного реестра земель федерального уровня, государственных реестров земель субъектов Федерации, а также государственных реестров земель кадастровых районов.
Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Кадастровое дело открывается на каждый земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. При ликвидации земельного участка или при отказе в регистрации прав на него кадастровое дело закрывается. К документам, включаемым в кадастровое дело, относятся: заявка о постановке земельного участка на кадастровый учет; правоустанавливающие документы; межевое дело; выписки из Единого государственного реестра прав, Бюро технической инвентаризации и др.
Дежурные кадастровые карты (планы) — это карты (планы), на которых в графической или текстовой форме воспроизводятся сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон.
Вспомогательными документами государственного земельного кадастра являются книги учета документов (книга регистрации заявок на кадастровый учет земельных участков и книга учета справок о правах — выписок из Единого государственного реестра прав); книга учета выданных сведений; каталоги координат опорной межевой сети.
К производным документам относятся: документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъектов, собственности муниципальных образований; доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты; аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы); справки в налоговую инспекцию, выдаваемые по согласованному регламенту; иные справочные и аналитические документы.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости определен в гл. 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Ведение земельного кадастра возложено на Федеральную кадастровую службу и ее органы на местах.
Лекция 8.Охрана земель
Согласно п.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это означает (в том числе), что земли должны использоваться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способность земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной иных видов деятельности.
Являясь связывающим природным объектом, земля во многом влияет и определяет состояние вод, недр. Лесов. Юридические меры по охране земель характеризуются тремя понятиями: сохранение (использование земли такими способами и приемами, при которых не наступает ухудшение качеств состояние земельных участков): восстановление (меры по рекультивации земель), и улучшение (меры мелиоративного характера) в результате которых земля повышает социальную ценность благоприятного состояния земель.
Охрана земель имеет цели:
-предотвратить деградацию, загрязнение, захламление, нарушение земель, другие негативные воздействия хозяйственной деятельности;
- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.
Таким образом, мероприятия по охране земель имеют превентивное или восстановительное значение.
В целях охраны земель должны разрабатываться федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель, с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
Превентивное значение имеют мероприятия по охране земель, предусмотренные как п ЗК РФ, так и законодательством об охране окружающей природной среды. В частности, для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
Поскольку важнее всего — предотвратить вредное воздействие на земельный участок, ЗК РФ предусматривает, что внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. Специальные экологические требования при размещении предприятий, сооружений и иных объектов предусмотрены в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 4!). Места строительства предприятий, сооружений и иных объектов определяются в соответствии с нормами ЗК РФ, ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1 при наличии положительного заключения специально уполномоченных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей использовать его для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков помимо общих обязанностей, установленных в ст. 42 ЗК РФ, возложена обязанность проводить мероприятия по:
1. защите земель от водной и ветровой эрозии', селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления,
загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других
негативных (вредных) воздействий, в результате которых про
исходит деградация земель;
2. защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;
3. ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного
загрязнения, и захламления земель;
4. сохранению достигнутого уровня мелиорации;
5. рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
6. сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов устанавливаются и в специальных законах. Так, в соответствии с ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» они должны: производить сельскохозяйственную продукцию способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдать стандарты, нормативы, нормы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозийных мероприятий.
В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности применяют их экономическое стимулирование в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. В частности, экономическое стимулирование может выражаться в выделении средств из различных бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ