Тенденции развития государства

В целях выхода из глубокого социально–экономического кризиса, поразившего Советский Союз к середине 80-х годов, было решено осуществить ряд реформ. Период, который охватывает время, связанное с мерами по проведению реформ, получил название “перестройка”.

В своем развитии “перестройка” прошла четыре этапа.

Первый этап – с весны 1985 г. до конца 1986 г. Начало этому положил апрельский пленум ЦК КПСС. На нем была выдвинута задача достижения качественно нового состояния советского общества путем ускорения экономического развития страны – научно–технического обновления производства, достижения мирового уровня производительности труда. На это были нацелены решения XXVII съезда КПСС, состоявшегося в феврале 1986 г. Но реального изменения структуры производства не произошло. На данном этапе решение поставленных задач предполагалось на основе совершенствования административно–командной системы «исправления отдельных деформаций» общественного организма.

Второй этап – с 6 января 1987 г. по апрель 1988 г. Предпринимаются попытки внутрипартийной реформы, приняты законы о кооперации и госпредприятии. Намечаются контуры экономической реформы с целью перехода от административных к преимущественно экономическим методам руководства.

Третий этап – с апреля 1988 г. по март 1990 г. На состоявшейся XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь – июль 1988 г.) впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы, направленной на достижение “полновластия” Советов, реформирования механизмов гражданского общества и правового государства. Весной 1989 г. были проведены первые альтернативные выборы народных депутатов СССР. Прошли съезды народных депутатов СССР.

Четвертый этап – с марта 1990 г. по август 1991 г. Начинается переход к президентской форме правления. Пост Президента СССР был утвержден III съездом народных депутатов в марте 1990 г. Одновременно резко ухудшается экономическое положение в стране, обостряется политическая борьба, формируется многопартийная система, углубляется кризис советской федерации (усиливаются центробежные силы в республиках).

В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы: двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов съезда. Часть народных депутатов избиралась в избирательных округах по стране, часть - партией, профсоюзами и общественными организациями. В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парламентского органа нового типа, но легитимность президентской власти не была полной. Сформировалась концепция "социалистического правового государства", в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделения власти. Весной 1988 г. формируется Демократический союз. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа. В ноябре 1990 г. образовалась Республиканская партия, с марта 1990 г. стала формироваться Демократическая партия, почти одновременно с ней Конституционно-демократическая и Либерально-демократическая партии. В октябре 1990г. во время обсуждения альтернативных проектов экономической реформы Президент СССР поддержал проект Союзного Совета Министров против более радикального проекта, уже одобренного российским парламентом. В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направленная на борьбу с "теневой" экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. В феврале 1991 г. на референдуме в Литве большая часть населения проголосовало на "независимую и демократическую республику".

В июне 1990 г. была принята Декларация о суверенитете Российской Федерации. В июне 1991 г. Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Взрыв националистических проявлений, усиление сепаратистских тенденций обусловили необходимость заключения нового Союзного договора, который предусматривал бы федеративное устройство, создающее всем входящим в Союз республикам одинаковые условия. С целью выявления мнения народных масс 17 марта 1991 г. был проведен “всенародный” референдум по проблеме сохранения Союза ССР. В нем приняли участие 9 республик (не участвовали Грузия, Армения, Молдова, Эстония, Латвия, Литва).

Свыше 3/4 принявших в голосовании (больше половины всего взрослого населения страны) высказались за сохранение Советского Союза. Но референдум привел к расколу общества. После этого была продолжена разработка нового союзного договора. Однако его подписание было сорвано путчем 19–21 августа 1991 г. Его начало было положено созданием Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который заявил о намерении "восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР". Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения. Вслед за провалом "путча" восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные прибалтийские республики в сентябре были признаны СССР.

Генеральный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК. Деятельность, КПСС была приостановлена, а позже запрещена Президентом России. Стремясь, сохранить центр, М.С. Горбачев предлагает республикам новый вариант союзного, договора, но союз уже окончательно распадается. В начале декабря после референдума Украина объявила о своей независимости. Практически все республики заявляют о своей независимости, создают свои армии, переводят под республиканскую юрисдикцию предприятия союзного подчинения.

8 декабря 1991 г. Б.Н. Ельцин (Россия), Л.М. Кравчук (Украина), С.С. Шушкевич (Беларусь) заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма–Ате состоялась встреча руководителей 11 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии). Содружество Независимых Государств стало объединять 11 независимых государств. М.С. Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.

Тенденции развития права

В период «перестройки» происходило значительное обновление законодательства. В системе актов, регламентирующих деятельность высших органов власти, наиболее важным новшеством стал Закон об учреждении поста Президента СССР (март 1990 г.). Его положения были включены в Конституцию. Президент избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считался избранным. Президент представляет Верховному Совету кандидатуры главы Правительства, Генерального прокурора, Председателя Верховного суда, по согласованию с Правительством освобождает и назначает его членов. Президент возглавляет Совет Федерации, в который входят высшие должностные лица союзных республик. При Президенте действует совещательный Президентский Совет. Президент на основе законов издает указы.

В декабре 1990 г. принимается Закон «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», предусматривающий новую форму непосредственного участия народа в осуществлении государственной власти. Предметами референдума могли быть принятие новых или изменение действующих законов СССР, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам. Право назначить референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», подчеркивающий право союзной республики на выход из СССР, решение о чем может быть принято на референдуме. Права союзных республик (внешнеполитические, экономические и др.) существенно расширялись.

Функции, не входившие в исчерпывающий перечень исключительных полномочий Союза, презюмировались закрепленными за союзной республикой. Порядок выхода союзной республики из состава СССР регламентировался Законом «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» (апрель 1990 г.). Одновременно принимается Закон «О правовом режиме чрезвычайного положения», в котором устанавливался порядок введения чрезвычайного положения, круг органов, имеющих на это право (Президент СССР, верховные советы СССР и республик) и чрезвычайные полномочия на период введения этого положения.

Основные изменения происходили в сфере "переходной" экономики. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле. Определялось, что «земля является достоянием народов, проживающих на данной территории». Граждане получали право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или в аренду. Подробно регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Контроль за землепользованием возлагался на местные советы.

В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР», в котором перечислялись ее три основные формы: собственность граждан, коллективная и государственная. Кроме того, допускается существование в СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность может быть долевой или совместной (общая собственность нескольких лиц) и смешанной (совместная собственность советских и иностранных субъектов). Формами собственности граждан являются собственность трудового хозяйства, крестьянского и личного подсобного хозяйства. Формами коллективной собственности – собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйственного общества, товарищества, акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации. Государственная собственность подразделяется на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных областей и округов, собственность административно-территориальных образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, государственных учреждений.

В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», разграничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов. В законе закреплялось понятие «общесоюзный рынок», основой формирования и функционирования которого признавалась «самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей», действующих в условиях равноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере действия антимонопольного законодательства.

В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР», направленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного расчета. Перечислялись виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие общественным или религиозным организациям. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предполагалось создание совместных предприятий, арендных и малых государственных предприятий. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и иным признакам. Чистая прибыль предприятий (после уплаты налогов и других платежей в бюджет) поступала в их полное распоряжение. Основу планов предприятия составляют договоры, заключенные с потребителями. Договор стал основой всех отношений, в которые вступало предприятие. Предприятие само устанавливало цены на свою продукцию.

Государство обязано было обеспечивать предприятию независимо от форм собственности равные правовые и экономические условия хозяйствования, способствовать развитию рынка и при регулировании использовать лишь экономические рычаги. Само предприятие несет за все свои действия полную имущественную ответственность.

В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР, перечислявшие в качестве объектов такой деятельности вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническую продукцию, интеллектуальные ценности, имущественные права и др. Субъектами (инвесторами и участниками) могут быть советские и иностранные граждане, юридические лица, государства.

Демократизация социальных структур отразилась в содержании новых законов «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.) и «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.). К общественным объединениям закон относил политические партии, массовые движения, профсоюзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан. В законе о профсоюзах наряду с общими правами союзов перечислялись их имущественные права: как юридические лица они «владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом и денежными средствами», могут участвовать во внешнеэкономической деятельности, создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать различные фонды.

В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция. Законом СССР (октябрь 1990 г.) под спекуляцией понималась скупка товаров, на которые установлены государственные розничные цены в предприятиях торговли, продажа товаров со складов, баз и т.д. в нарушение установленных правил, сокрытие товаров от покупателей, уклонение от регистрации. Дальнейшее развитие рыночных отношений изменило представления о спекуляции и о ее соотношении с легальной торговой деятельностью.

В целом законодательство периода перестройки заложило определенную правовую основу для социально-экономических преобразований последующих лет

Наши рекомендации