Тема 8. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX в.)

Предпосылки реформ

По форме правления Россия до начала XX в. продолжала оставаться абсолютной монархией. Но в системе организации государственной власти произошли изменения либерального характера, открывшие возможность ненасильственного перехода к демократическому индустриальному обществу. Это отмена крепостного права, судебная, земская и городская реформы.

Середина XIX века характеризуется дальнейшим углублением кризиса феодально–крепостнической системы. В экономической области – промышленный переворот, широкое внедрение машинного производства, строительство железных дорог, пароходов в речном транспорте.

Все это требовало все более широкого использования наемной рабочей силы. Крепостное право серьезно мешало этому процессу. Тормозило оно и развитие сельского хозяйства, которое снижало свою продуктивность. Экономическая отсталость России особенно наглядно проявилась в Крымской войне, в которой Россия потерпела поражение.

Экономические причины дополнялись социально–политическими: в стране неуклонно возрастала социальная напряженность.

В результате царское правительство осознало необходимость проведения коренных реформ.

Крестьянская реформа

В январе 1857 г. созданием Секретного комитета по крестьянскому делу началась разработка крестьянской реформы. В этот процесс включились различные слои общества. Либералы стояли на почве проведения реформы, которая бы учитывала интересы помещиков и крестьян. Революционеры были за радикальные меры.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Состав нормативных актов о крестьянской реформе довольно обширен – насчитывалось 17 положений и особых правил. Но из них именно Манифест и “Общее положение” являются главными. Реформа решала два вопроса: о личности крестьянина и вопрос о земле.

Крестьяне становились лично свободными. Они наделялись землей за выкуп при сохранении помещичьей собственности на землю. В течение определенного времени крестьяне оставались временнообязанными, продолжая выполнять повинности в пользу помещиков. Освободив крестьян от личной зависимости от помещиков, правительство отнюдь не сделало их полноправными гражданами государства, в котором они вместе с помещиками продолжали жить. Реформа перевела их из разряда крепостных крестьян в разряд так называемых податных сословий. Государство облагало крестьян прямыми налогами не на имущество, а на их личный труд, что предполагало сохранение круговой поруки, ограничение свободы передвижения при помощи особой паспортной системы и выполнение органами крестьянского самоуправления ряда полицейско–охранных функций (схема 21).

Схема 21. Органы крестьянского самоуправления (по реформе 1861 года)

Тема 8. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX в.) - student2.ru

Порядок наделения крестьян землей в рассматриваемых документах определен в самом общем виде. В частности, в “Положениях” этому вопросу посвящены 3–6-я статьи введения. Земля условно делилась на три зоны – нечерноземная, черноземная и степная. Размеры надела варьировались от 1 до 12 десятин на душу в зависимости от местных условий, что давало возможность помещикам манипулировать земельными площадями, что, в конце концов, обернулось малоземельем для крестьянства.

Основные аспекты выкупной операции – определение суммы выкупа за усадебную оседлость, порядок проведения выкупных платежей и степень участия в них правительства – изложены в “Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости”. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал в качестве компенсации за потерю крепостной рабочей силы. То есть базой проведения выкупных платежей служил не капиталистический, а феодальный принцип.

Тем не менее, освобождение крестьян заметно изменило все основы государственного и общественного быта. В центральных и южных районах Российского государства сформировался новый многомиллионный класс – крестьян–собственников. В связи с этим необходимо было создавать новую местную администрацию и суд. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим крупным преобразованиям во многих сферах российского общества.

Наши рекомендации