Причины государственной централизации
Создание Русского централизованного государства - важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством Москвы и в результате этого - ликвидация татаро-монгольского ига. Образование единого государства создало необходимые условия для дальнейшего экономического и политического развития России, развития отечественной государственности и российской правовой системы. Возросла роль России, как в европейской, так и в мировой истории.
С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению.
Причины образования единого Русского государства:
1) значение экономических процессов, развитие хозяйственных связей между княжествами и городами, распространению чего препятствовала феодальная раздробленность;
2) кровная заинтересованность в единстве народных масс, страдавших от иноземных нашествий и междукняжеских усобиц;
3) появление центра объединения в лице Москвы, умная искусная политика московских князей, вставших во главе борьбы за освобождение.
Образование централизованного Русского государства было подготовлено также развитием городов, население которых выступало против феодальных войн. Однако ведущая роль в процессе централизации принадлежала дворянству (мелким феодалам). Феодальное государство усиливало позиции дворянства, раздавая ему населенные земли и помогая удержать на них крестьянство.
Общественный строй, правовое положение населения
При рассмотрении общественного строя следует иметь в виду следующее:
1. Изменяется состав класса феодалов. Появляется группа служилых князей (княжата), составлявших феодальную верхушку. Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству потеряли свою самостоятельность, но сохранили право собственности на землю.
2. В этот период меняется смысл самого термина “боярин”. Он означает не только принадлежность к определенной социальной группе, а придворный чин, который жаловал великий князь (введенные бояре). Вторым придворным чином стал чин окольничего.
3. Формируется новая социальная группа – дворянство. Это мелкие феодалы, наделявшиеся великим князем землей под условием несения службы, прежде всего военной. Дворяне нуждались в сильной власти для защиты своих интересов. Поэтому они становятся опорой великокняжеской власти.
4. Существенные изменения происходят и в правовом положении крестьянства. Крестьяне делились на две категории: чернотяглые крестьяне, не находившиеся в зависимости от какого–либо конкретного владельца – феодала; владельческие, которые жили на землях, принадлежащих тому или иному вотчиннику или помещику. Последние состояли из старожилов, серебренников, новоприходцев, половников, бобылей.
До 1497 г. владельческие крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому в любое время. Судебник 1497 года ограничил это право, установив, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и за неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму – пожилое.
Правовое положение холопа конца XV в. следует рассматривать сквозь призму процесса сближения его имущественного положения с крестьянским. В это время холоп полностью теряет статус раба. Получает правовое оформление новое явление – кабальное холопство, когда лицо служит за долги или проценты. Согласно статье 56 Судебника, холоп, бежавший из плена, получал свободу. Практиковался отпуск холопов на волю после смерти господина.
Государственный строй
Раннефеодальная монархия постепенно трансформируется в более тесное политическое образование (схема 9).
Великий князь как глава государства был наделен широким кругом прав, обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Начиная с Ивана III, Великие князья стали именовать себя “государями всея Руси”.
К XV в. оформился такой орган, как Боярская дума. Это был постоянно действующий орган со стабильным составом, в который входили думные чины. Боярская дума не имела четко очерченной компетенции, но могла принимать решения по наиболее важным вопросам жизни государства.
Феодальные съезды по мере централизации государства начинают отмирать.
Сохранявшаяся дворцово–вотчинная система постепенно преобразуется. Возникают так называемые пути, обеспечивавшие специальные нужды князя (Сокольничий, Ловчий, Конюшенный и др.). Они выступали как административные и как судебные органы.
В конце XV в. начинается перерастание дворцово–вотчинной системы в приказную, что было показателем дальнейшей централизации Русского государства.
Местное управление состояло из наместников в уездах и волостелей в волостях. Судебная система была громоздкой и сложной (схема 10) и состояла из ряда инстанций: суд наместников (воевод), приказной суд, суд Боярской думы или Великого князя. Параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика “смешанных” судов.
Велика была роль церкви в государственной организации. Противоречивым было ее отношение к проблеме централизации Русского государства. Среди церковных иерархов той поры были и горячие сторонники укрепления государственного единства Руси, и силы, оказывающие упорное сопротивление этому процессу.
В организационном отношении Церковь представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит. В 1448 г. русская Православная церковь стала автокефальной – самостоятельно по отношению к вселенскому патриарху, сидевшему в Византии. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии. До XV в. русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Теперь они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей.