Тема: Защита прав участников исполнительного производства.
ГПК АПК гл. 17 ФЗ
Действия бездействия акты СПИ могут быть обжалованы участниками ИП или третьими лицами в порядке подчиненности или оспорены в суде.
2 формы: административная и судебная. Судебная защита может быть осуществлена в порядке 23 ГПК 25 АПК или в порядке искового производства.
Обжалование – административный порядок: он не является обязательным и не является досудебным, не обращение к вышестоящему ДЛ не лишает права обратиться в суд.
Объект обжалования – постановления СПИ и других ДЛ ССП действия бездействия и отказ в совершении действий. Исключение – постановление главного СПИ РФ, которые могут быть оспорены только в суде, постановление СПИ о взыскании исполнительского сбора и наложении штрафа.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Пропуск срока – возврат жалобы, если срок пропущен по уважительной причине, заявитель в праве просить о восстановлении пропущенного срока.
Субъекты рассматривающие жалобы – вышестоящее ДЛ в подчинении которого находится ДЛ, действия которого обжалуются:
1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.
2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого находится старший судебный пристав.
3. Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются, который в течение 3х дней направляет ее вышестоящему. Если подается жалоба с нарушением подчиненности.
В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.
Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
В жалобе должны быть указаны:
1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;
2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;
4) требования лица, подавшего жалобу.
Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их, а также в праве произвести проверку. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней.
Отказ:
1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;
2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;
3) не соблюдены требования по форме и содержанию;
4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;
5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.
Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы. Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.
Срок рассмотрения по общему правилу 10 дней со дня поступления. Срок может быть увеличен не более чем на 10 дней, если ДЛ, рассматривающее жалобу, запрашивает необходимые документы. Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:
1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;
2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
3) краткое изложение жалобы по существу;
4) обоснование принятого решения;
5) принятое по жалобе решение;
6) сведения о порядке обжалования принятого решения.
По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.
В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:
1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;
2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) отменить принятое постановление и принять новое решение;
4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.
Постановление вышестоящего ДЛ должно быть исполнено в течение 10 дней. Копия направляется заявителю в течение 3х дней со дня принятия постановления, кроме того, ДЛ рассматривающее жалобу в праве решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Судебный порядок оспаривания постановлений – оспаривание (2ая форма)
Объект – постановления, действия бездействия ДЛ ССП, постановления главного СПИ РФ, о взыскании исполнительского сбора и штрафа.
Срок подачи 10 дней.
Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
Подведомственность:
Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах (контрольных органов НО, ПФР) в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Во всех остальных случаях жалобы рассматривает суд ОЮ.
Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий СПИ в порядке ГПК и АПК (ст. 45, 54 соответственно).
Когда оспариваются действия СПИ одной из сторон, другая сторона должна быть привлечена к участию в деле. Заинтересованные лица: привлекают ГУ ССП подразделение ССП или самого СПИ. Разъяснение Областного суда СО 2006-07 года по данному вопросу. В качестве заинтересованного лица необходимо привлекать самого СПИ, так как именно СПИ является ДЛ ФССП, которое осуществляет принудительное исполнение данного конкретного исполнительного производства. Именно на нем лежит ответственность за неправильное и несвоевременное исполнение исполнительного документа (ст. 2 ФЗ), а следовательно именно он будет привлекаться к дисциплинарной ответственности в случае нарушения ФЗ об ИП. Если он заболел, умер, уволился, то есть его нет в ФССП, заинтересованным лицом будет СПИ, в производстве которого находится данное дело. ГУ, территориальные органы ФССП не являются ЮЛ и следовательно не могут быть стороной в процессе.
Порядок рассмотрения дела судом:
Глава 25 ГПК – СОЮ
Глава 24 АПК – АС
Заявление рассматривается в 10дневный срок, предмет доказывания – факт правомерности или неправомерности действий СПИ, факт нарушения или не нарушения прав заявителя. Заявитель доказывает факт нарушения его прав, СПИ доказывает законность своих действий, он не обязан доказывать незаконность действий СПИ. Решение может быть об отказе в удовлетворении жалобы и признании действий законными либо об удовлетворении жалобы и признании действий незаконными (в резолютивке конкретный способ устранения нарушений). Суд может отменить принятые СПИ постановления.
Исковое производство для защиты прав участников ИП.
Возможна подача достаточно большого количества исков с целью защиты прав:
· Иск об освобождении имущества из под ареста (исключения его из описи)
Ст. 119 ФЗ В случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи.
Такие иски подаются собственниками имущества, которые не являются стороной данного производства.
Субъектный состав: ответчики – взыскатель и должник разъяснение ПП ВС ВАС 2009: должник – это лицо у которого произведен арест спорного имущества, а взыскатель, это лицо в чьих интересах произведен данный арест.
Подведомственность и подсудность – общие правила.
СПИ привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельны требования относительно предмета спора. Если спорное имущество является предметом залога аренды или безвозмездного пользования, залогодержатель, арендодатель, ссудополучатель привлекаются в качестве третьего лица на стороне ответчика.
Истец в праве ходатайствовать о приостановке реализации спорного имущества или о приостановлении исполнительного производства в части обращения взыскания на спорное имущество.
Выносится решение либо об освобождении имущества от ареста, либо об отказе в удовлетворении требований.
Если решение вынесено в пользу истца, оно аннулирует арест, копия решения направляется СПИ, который снимает произведенные ограничения с данного имущества.
· Иски о возмещении вреда, причиненного действиями СПИ
Ст. 119 Заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения. Ст. 1069 ГК - Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Подведомственность и подсудность см. выше.
Истец – лицо, чьи права нарушены, ответчик – ДЛ в лице органа: в АС привлекают ФССП на основании БК это главный распорядитель средств федерального бюджета а следовательно будет ответчиком, в СОЮ – министерство финансов (было разъяснение ВС).
Предмет доказывания – незаконность действий и бездействий СПИ, факт причинения вреда истцу и ПСС (между этим). Истец доказывает незаконность факт причинения вреда ПСС и размер вреда. Ответчик доказывает отсутствие вины СПИ в причинении вреда.
Исполнение решения на основании исполнительного листа не ФССП а напрямую Минфином, в соответствие с БК.
· Иски о признании торгов недействительными
· Иски о возмещении вреда, причиненного исполнительскими агентами
Ст. 118 Взыскатель вправе предъявить лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине.
ЛУД: истец – взыскатель, ответчик – исполнительский агент, ФССП не может привлекаться в качестве ответчика, т.к. обязанность по перечислению и удержанию средств возложена на исполнительского агента. Третьи лица – должник. По результатам выносится решение на основании которого выдается ИЛ, исполняется ФССП, вынесение решения и его фактическое исполнение не освобождает должника от исполнения требований первого исполнительного документа.
И др.