Предмет и метод регулирования.
Лекции
Литература: Комментарии под ред. Яркова, Решетниковой, ФЗ об исполнительном производстве последние изменения июль 2011 г, ФЗ о судебных приставах
Предмет и метод регулирования.
Предмет – это отношения, складывающиеся в процессе принудительного исполнения требований исполнительных документов, а также действия ФССП и возникающие в связи с этим правоотношения.
Ст. 1 ФЗ об исполнительном производстве устанавливает, что предметом регулирования являются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым законом предоставлено право возлагать на граждан, юридических лиц, РФ, субъектов РФ, МО обязанности по передаче другим гражданам организациям и публичным образованиям денежных средств или иного имущества, либо обязанности по совершению в их пользу определенных действий, либо по воздержанию от совершения определенных действий.
Не все исполнительные документы будут исполняться:
- Требования о взыскании денежных средств с бюджетов любого уровня в пользу граждан или организаций исполняются бюджетом и регулируются бюджетным законодательством.
Метод – императивно диспозитивный. Императивность метода связана с тем, что обязательным участником исполнительного производства является ОГВ, наделенный властными полномочиями, в том числе, и по привлечению к административной и уголовной ответственности. Диспозитивность метода проявляется в равноправии сторон исполнительного производства, а также возможностью выбора той или иной модели поведения.
Система исполнительного производства:
Общая часть исполнительного производства регулирует вопросы о лицах, участвующих в исполнительном производстве (извещения вызовы исполнительные документы, сроки, общие правила и т.д.) В Особенной части - более узкие вопросы: особенности обращения взыскания на имущество должника гражданина или должника организации, особенности исполнения при банкротстве организации, особенности по требованиям неимущественного характера.
Понятие исполнительного производства и его место в системе права.
3 концепции о месте исполнительного производства:
- Это стадия гражданского или арбитражного процесса
- Это самостоятельная отрасль права, которая отпочковалась от гражданского или арбитражного процесса
- Это комплексное образование, которое объединяет в себе как нормы из ГПК АПК так и нормы из ФЗ об исполнительном производстве
Источники правового регулирования.
Законы:
Конституция РФ
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о судебных приставах
АПК
ГПК
ТК
ГК
КоАП
Таможенный кодекс ТС
УК
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ об оценочной деятельности
ФЗ о полиции
ФЗ о рынке ценных бумаг
Президент РФ и Правительство во исполнение ФЗ об исполнительном производстве в праве принимать нормативные акты по вопросам обеспечения работы и организации. Например, Указ Президента «Вопросы ФССП» 2006 г., указ Президента «Об утверждении перечня информации о судебных приставах, размещаемых в сети Интернет» 2011
Нормативно правовые акты ФССП и Минюста:
Приказ Минюста об утверждении положения о территориальном органе ФССП 09.04.2007 №69
Методические рекомендации ФССП РФ по осуществлению принудительного привода
Приоритет норм международного права перед национальным правом. Множество договоров о правовой помощи.
ФССП и ее компетенция.
Это ФОИВ, который осуществляет функции:
- Обеспечение установленного порядка деятельности судов
- Принудительное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц
- Правоприменительные функции
- Контрольные и надзорные функции
Полномочия ФССП
- Обеспечение УПДС, исполнительного производства, применение мер принудительного исполнения, проведение оценки и учета арестованного имущества
- Организует хранение и принудительную реализацию арестованного имущества, розыск имущества должника гражданина и розыск должника организации и ее имущества, участие СПИ в защите интересов РФ в делах о банкротстве, и участие СПИ в исполнении решений Комиссии по трудовым спорам (КТС).
- Руководит деятельностью территориальных органов и контролирует их деятельность
- Анализирует их деятельность, разрабатывает меры по совершенствованию
- Создает и ведет банки данных (должники, возбужденные и прекращенные исполнительные производства и т.д.)
- Обобщает практику применения законодательства в сфере исполнительного производства
Права ФССП РФ:
- запрашивать и получать от ФОГВ ОГВ субъектов РФ и ОМСУ, а также от организаций документы и иные материалы, необходимые для осуществления ее деятельности
- привлекать к решению вопросов научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе и на договорной основе
- осуществлять функции государственного заказчика
- образовывать самостоятельно или совместно с другими ОГВ совещательные или консультативные органы для решения вопросов исполнительного производства
- заключать ГП договоры
ФССП подведомственно Минюсту РФ, самостоятельный ОГВ. ФССП РФ возглавляет Директор (главный судебный пристав РФ), назначается на должность и освобождается Президентом РФ. Замы – Президентом РФ по представлению председателя Правительства РФ.
Территориальные органы – управления или отделы ФССП, которые действуют на территории одного субъекта РФ. Субъект РФ и место нахождения территориального органа определяется Минюстом РФ.
Полномочия: Обеспечение УПДС, исполнительного производства, применение мер принудительного исполнения, проведение оценки и учета арестованного имущества.
Организует хранение и принудительную реализацию арестованного имущества, розыск имущества должника гражданина и розыск должника организации и ее имущества, участие СПИ в защите интересов РФ в делах о банкротстве, и участие СПИ в исполнении решений Комиссии по трудовым спорам (КТС).
Руководит деятельностью структурных подразделений и осуществляет контроль их деятельности.
Анализирует деятельность структурных подразделений и разрабатывает меры по ее совершенствованию.
Создает и ведет банки данных по возбужденным исполнительным производствам
Обобщает практику применения законодательства об исполнительном производстве и вносит в центральный аппарат ФССП РФ предложения по ее совершенствования
Информирует население о деятельности ФССП, взаимодействие со СМИ
Представляет интересы территориального органа в судебных процессах, оказывает практическую помощь структурным подразделения в подготовке к судебным процессам по жалобам на действие (бездействие) СПИ, а при необходимости обеспечивает участие в процессе представителя территориального органа.
Права территориального органа:
- имеет право запрашивать и получать от ФОГВ ОГВ субъектов и ОМСУ, а также от организаций документы и иные сведения, в том числе информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные для выполнения своих полномочий
- привлекает научные и иные организации, ученых и специалистов для решения вопросов
- осуществляет функции государственного заказчика для строительства и ремонта территориального органа ФССП
- заключает ГП договоры
- направляет ВДЛ субъектов РФ предложения по взаимодействию различных ОГВ субъектов РФ
Территориальный орган возглавляет главный судебный пристав субъекта РФ, который назначается на должность и освобождается от нее приказом Минюста РФ, по предложению директора ФССП РФ, а его замы назначаются директором ФССП РФ по согласованию с Министром Юстиции.
Структурные подразделения территориального органа ФССП РФ – низшее звено, реально осуществляют функции по принудительному исполнению судебных актов и актов иных органов. Возглавляют старшие судебные приставы. Требования: гражданин РФ, достигший возраста 20 лет, имеющий высшее юридическое образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Полномочия старшего СПИ:
- организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения
- является распорядителем депозитного счета подразделения
- осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве
Специальные полномочия: а) вынесение постановлений (постановление об отводе СПИ, отмена постановления СПИ) б) оказывает содействие СПИ если он совершает исполнительные действия на территории, на которую не распространяются его полномочия в) дает разрешения в письменной форме на совершение определенных действий г) утверждает акт, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю д) решение вопроса об отводе СПИ е) утверждение постановлений СПИ (постановление о приводе, о розыске должника, о взыскании исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительских действий, о наложении штрафа, о передачи нереализованного имущества взыскателю)
Главный СПИ субъекта может наложить на старшего СПИ осуществление контроля за сводным (несколько свели в одно) исполнительным производством
.
Судебный пристав исполнитель – непосредственные функции по осуществлению принудительного исполнения требований исполнительных документов возложены на него. Требования – гражданин РФ, достигший 20 летнего возраста, имеющий среднее полное общее или среднее профессиональное образование (не юридическое), способные по своим личным и деловым качествам по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
Права и обязанности СПИ:
Обязан
- принять меры по своевременному полному и правильному исполнению исполнительного документа. Общий срок 2 месяца
- предоставить сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, снимать копии и делать выписки
- рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства, выносить соответствующие постановления, устанавливать сроки и порядок обжалования
- взять самоотвод, если имеется заинтересованность в исходе исполнительного производства или иные обстоятельства, позволяющие сомневаться в его беспристрастности
В праве:
- получать необходимые справки информацию и объяснения от ОГВ и ОМС всех уровней, от организаций и от граждан (в том числе и от банков)
- проводить проверку у работодателя исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведение финансовой документации
- давать гражданам и организациям – участникам исполнительного производства поручения по вопросам исполнения исполнительного производства
- входить в помещения и хранилища, занимаемые должником или принадлежащие ему, производить осмотры данных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также при разрешении соответствующего суда имеют аналогичные права в отношении помещений и хранилищ, принадлежащих и занимаемых третьим лицам
- арестовывать изымать передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота
- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных КО, в размере, указанном в исполнительном документе
- в случае неясности требований в исполнительном документе СПИ в праве обратиться в суд за разъяснением порядка исполнения
- использование служебного помещения для хранения арестованного имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанности по хранению, использовать транспорт должника для перевозки имущества, с отнесением расходов за счет должника
- объявлять розыск должника, его имущества и его ребенка
- вызывать граждан и должностных лиц
СК – ст. 99, 100
4. Удостоверения Комиссии по трудовым спорам (КТС). После вынесения решения, копии решения, подписанные и заверенные в установленном порядке, вручаются работнику и работодателю в течение 3х дней после вынесения решения. В течение 10ти дней после вручения работник или работодатель имеют право перенести трудовой спор в суд. Если этого не происходит, стороны обязаны исполнить решение КТС в течение 3х дней по истечению 10ти. Если они не исполняют в установленный срок – комиссия выдает удостоверение на основании решения, которое в течение 1месяца может быть предъявлено для принудительного исполнения.
5. Акты органов, осуществляющих контрольные функции о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных КО, в которых открыты расчетные и иные счета должника о полном или частичном неисполнении требований данных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. ФНС, Фонд социального страхования и др.
6. Судебные акты и акты других органов и ДЛ по делам об административных правонарушениях. Нормативное регулирование- раздел 5 КоАП. Если П по делу об АП не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется для исполнения в течение 3х суток со дня вступления его в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы или протеста – со дня поступления решения по жалобе из суда или должностного лица. В соответствие с КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в ЗС. Сумма штрафа должна быть внесена или перечислена в банк или иную КО. В течение 30 дней после исполнения копия документа об оплате должна быть направлена в орган или суд, наложивший штраф.
Постановления судебного пристава-исполнителя. Требования к содержанию.
Все решения по вопросам исполнительного производства, принимаемым главным СПИ, старшим СПИ, главным СП субъекта и их заместителями, оформляются в виде постановления
Требования к содержанию: наименование подразделения и его адрес, дата вынесения постановления, должность, ФИО лица, которое вынесло постановление, наименование и номер исполнительного производства, вопрос, по которому выносится постановление; НА, на основании которых принимается решение по данному вопросу и основания принимаемого решения, принятое решение и порядок обжалования.
Тема. Исполнительский сбор
Исполнительский сбор -является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается СПИ по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
КС в 2003 г: постановление: КС определил исполнительский сбор – штрафная санкция, налагаемая на должника за неисполнением им без уважиетльных причин требований исполнительного документа в срок, установленный СПИ без уважительных причин.
После того, как в 2009 были внесены изменения, касающиеся размера исполнительского сбора, стало возможным говорить, что исполнительский сбор схож с гос.пошлиной за принудительное исполнение.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
Некоторые ученые рассматривают исполнительский сбор, как налог на взыскание.
Признаки исполнительского сбора:
· взыскивается принудительно
· взыскивается за совершение правонарушения
· он зачисляется в федеральный бюджет
Основания взыскания исполнительского сбора:
· возбужденное исполнительское производство
· истечение срока для добровольного исполнения требований исполнительского документа
· полное или частичное неисполнение должником требований исполнительного документа
· отсутствие непреодолимой силы
Основания должны быть в совокупности.
Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.
Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:
· по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;
· при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
· по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
· по судебным актам по обеспечительным мерам.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.
Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:
· судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;
· исполнительного документа;
· постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на основании заявления должника. Возврат производится в подразделениях или в территриальных органах ФССП в течение 30 дней с момента приема заявления.
Суд с учетом конкретных обстоятельств дела вправе освободить должника от уплаты исполнительского сбора
Глава 15 ФЗ
Изменения от 21.10.2011 года.
Виды ответственности.
Законные требования СПИ обязательны для всех ОГВ ОМСУ организаций и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение законных требований СПИ, а также воспрепятствование к осуществлению функций по исполнению судебных актов и актов иных органов влекут ответственность, предусмотренную ФЗ.
Нормативное регулирование – глава 15 ФЗ, глава 17 КоАП, УК, ГК, ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», ГПК и АПК.
Виды ответственности:
· Административная. Штраф применяются как к должнику так и к иным лицам, не являющимся участниками. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа – 17.15 КоАП. Штраф за иное нарушение ФЗ об ИП иными субъектами (КО, реестродержатель) – 17.14 КоАП. Штраф за воспрепятствование – 17.18 КоАП. Штраф за непредставление сведений – 19.7 КоАП. Принудительный привод, исполняется УПДС
· Гражданско-правовая – см. виды исков в исполнительном производстве.
· Уголовная – за злостное уклонение от уплаты алиментов ст. 157 УК. Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого аресту или описи либо конфискации ст. 312 УК. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта 315 УК. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников процесса ст. 311 УК
· *процессуальная
Из ФЗ убрали все процедурные вопросы по поводу привлечения к ответственности. Теперь все это сосредоточено в КоАП.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок:
Компенсация может быть присуждена только при нарушении права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ в разумный срок. В таком случае компенсация присуждается, если нарушение допущено по причинам, не зависящим от заявителя.
Подсудность – СОЮ – суд субъекта, АС – ФАС округа. Заявление может быть подано до окончания производства по исполнению, но не ранее чем через 6 месяцев со дня истечения сроков для исполнения или не позднее 6 месяцев по истечению сроков для исполнения.
Лекции
Литература: Комментарии под ред. Яркова, Решетниковой, ФЗ об исполнительном производстве последние изменения июль 2011 г, ФЗ о судебных приставах
Предмет и метод регулирования.
Предмет – это отношения, складывающиеся в процессе принудительного исполнения требований исполнительных документов, а также действия ФССП и возникающие в связи с этим правоотношения.
Ст. 1 ФЗ об исполнительном производстве устанавливает, что предметом регулирования являются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым законом предоставлено право возлагать на граждан, юридических лиц, РФ, субъектов РФ, МО обязанности по передаче другим гражданам организациям и публичным образованиям денежных средств или иного имущества, либо обязанности по совершению в их пользу определенных действий, либо по воздержанию от совершения определенных действий.
Не все исполнительные документы будут исполняться:
- Требования о взыскании денежных средств с бюджетов любого уровня в пользу граждан или организаций исполняются бюджетом и регулируются бюджетным законодательством.
Метод – императивно диспозитивный. Императивность метода связана с тем, что обязательным участником исполнительного производства является ОГВ, наделенный властными полномочиями, в том числе, и по привлечению к административной и уголовной ответственности. Диспозитивность метода проявляется в равноправии сторон исполнительного производства, а также возможностью выбора той или иной модели поведения.
Система исполнительного производства:
Общая часть исполнительного производства регулирует вопросы о лицах, участвующих в исполнительном производстве (извещения вызовы исполнительные документы, сроки, общие правила и т.д.) В Особенной части - более узкие вопросы: особенности обращения взыскания на имущество должника гражданина или должника организации, особенности исполнения при банкротстве организации, особенности по требованиям неимущественного характера.