Понятие и виды земельно-правовых норм

Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и санкционированное государством в лице компетентного органа и обеспеченное принудительной силой государства, регулирующее земельные отношения.

Норма права— это особая разновидность социальных норм, имеющая свои особенности:

— всеобщий характер, обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания;

— призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок;

— обязательно должна быть санкционирована (подтверждена) государством, т. е. окончательно она признается правовой только государством;

— обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения;

— имеет форму в виде нормативно-правового акта (формальность);

— в содержании норм четко фиксируется, какие юридические права и обязанности возникают у субъекта права (определенность).

Структура логической нормы включает три элемента: диспозицию, гипотезу,Санкцию. Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения — на те права и обязанности, на страже которых стоит государство. Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует. Санкция называет поощрительные или карательные меры, наступающие в случае соблюдения или нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы.

Чтобы понять правовую норму, необходимо представить ее назначение и регулятивную возможность, уяснить, к какой разновидности она относится. Существуют различные классификации земельно-правовых норм, но наиболее широкую классификацию, отражающую всю регулятивную возможность и разнообразие норм, дает Е. Н. Колотинская.

Она выделяет следующие виды норм:

— прямого действия — не требуют для своего применения дополнительного нормативного акта (например, нормы, определяющие сроки рассмотрения ходатайств об изъятии и предоставлении земель);

— непрямого действия — требуют для своего применения дополнительного нормативно-правового акта (напр., для применения нормы закона о государственном контроле за использованием и охраной земель потребовалось принять Положение Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации» от 23.12.93 г. № 1362, которым определены органы, осуществляющие контроль, их права и обязанности).

По выполняемым целям и задачам нормы делятся на:

— регулятивные (условно), т. к. все нормы имеют регулятивный характер. Эти нормы определяют содержание права и обязанностей;

— охранительные— устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав.

В свою очередь регулятивные нормы (правоустановительные) можно классифицировать на:

— запрещающие совершать те или иные действия, нарушать права пользователей земельных участков;

— обязывающие совершать те или иные действия (вносить платежи, рационально использовать землю и т. д.);

— управомочивающие на совершение определенных действий (предоставление земельных участков в собственность, пользование, аренду);

— компенсационные— предусматривают обязанность по возмещению правомерного вреда (при изъятии земель для государственных и общественных нужд).

В зависимости от характера предписания и способа воздействия можно выделить нормы:

— материальные — устанавливают права и обязанности субъектов земельных отношений;

— процессуальные— определяют порядок, процедуру выполнения материальных норм.

Материально-правовые земельные нормы могут быть нормами положительного регулирования, устанавливающими права и обязанности субъектов земельных отношений. Их можно разделить на регулятивные нормы и нормы-гарантии. Разновидность регулятивных норм мы уже рассмотрели, а нормы-гарантии могут быть в виде:

— поощрительных норм— предусматривают экономическое стимулирование, повышение заинтересованности пользователей земель в их рациональном использовании и охране (обычно их выделяют в особый вид);

— карательных норм — предусматривают принуждение субъектов земельных отношений к выполнению предписаний регулятивных норм и их ответственность за виновное противоправное невыполнение этих предписаний.

Особую группу материально-правовых норм, регулирующих земельные отношения, составляют экологизированные земельно-правовые нормы, предусматривающие обязанности субъектов земельных отношений по охране земель и других природных ресурсов от вредного негативного воздействия.

Процессуальные земельно-правовые нормы имеют служебный характер по отношению к материальным. Они определяют порядок, процедуру выполнения материальных норм, т. е. регламентируют порядок деятельности государственных органов при предоставлении земельных участков, порядок проведения землеустройства, ведения мониторинга, государственного земельного кадастра, порядок разрешения земельных споров.

По содержанию процессуальные земельно-правовые нормы делятся на:

— правонаделительные — определяют порядок предоставления земель;

— правообеспечительные — устанавливают порядок проведения землеустройства;

— правоохранительные — регламентируют порядок разрешения земельных споров;

— правопрекращающие— определяют порядок прекращения прав на землю.

Классификация земельно-правовых норм может быть проведена:

— по институтам (право собственности, использование, государственное управление землями и т. д.);

— по объектному признаку (в зависимости от категорий земель: правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, земель населенных пунктов и т. д.);

— по субъектам, осуществляющим пользование земельными участками. Это нормы, предусматривающие права на землю граждан и юридических лиц.

Понятие и виды земельно-правовых норм - student2.ru


Наши рекомендации