Закон как источник земельного права
Закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Конституция Российской Федерации занимает центральное место среди источников права и обладает высшей юридической силой. Ее нормы составляют основу источников земельного права и являются отправной юридической базой для определения основных направлений развития всего отраслевого законодательства.
Положения Конституции Российской Федерации развертываются и конкретизируются в законах и иных нормативно-правовых актах.
Отраслевые законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельные кодексы представляют собой систематизированные законодательные акты, регулирующие земельные отношения, правовые нормы которых располагаются в порядке, отражающем систему земельного права. В России было принято четыре земельных кодекса (1922, 1970, 1991, 2001).
Значительное место среди законодательных актов, регулирующих земельные отношения, приобрели отдельные некодифицированные законы. Их можно разделить на специальные законы, регулирующие только земельные отношения и законы других отраслей права, которые содержат нормы по поводу земли или так или иначе связаны с ней.
К законодательным источникам земельного права, принятым в процессе земельной реформы, относятся:
— Закон от 6.03.90 г. «О собственности СССР»;
— Закон от 24.12.90 г. «О собственности РСФСР»;
— Закон от 21.12.90 г. «О социальном развитии села»;
— Закон от 22.11.90 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
— Закон от 23.11.90 г. «О земельной реформе»;
— Закон от 25.04.91 г. «Земельный кодекс» ;
— Закон от 11.10.91 г. «О плате за землю»;
— Закон от 19.12.91 г. «Об охране окружающей природной среды»;
— Закон от 26.06.91 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»;
— Закон от 04.07.91 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (с изм. от 24.12.93г.);
— Закон от 21.02.92 г. «О недрах» (с последующими изменениями и дополнениями);
— Закон от 23.12.92. г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;
— Закон от 18.10.95 г. «Водный кодекс»;
— Закон от 15.02.95 г. «Об особо охраняемых природных территориях»;
— Закон от 05.12.95 г. «О сельскохозяйственной кооперации»;
— Закон от 10.01.96 г. «О мелиорации земель»;
— Закон от 21.07. 97 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
— Закон от 22.01.97 г. «Лесной кодекс»;
— Закон от 16.07.98 г. «Об ипотеке»;
— Закон от 15.04.98 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан;
— Закон от 07.05.98 г. «Градостроительный кодекс»;
— Закон от 16.07.98 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земли сельскохозяйственного назначения»;
— Закон от 02.01.00 г. «О государственном земельном кадастре»;
— Закон от 18.06.01 г. «О землеустройстве»;
— Закон от 17.07.01 г. «О разграничении государственной собственности на землю»;
— другие.
На современном этапе это:
Федеральные законы
¾ 22.07.2008 г. № 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений";
¾ 23.11.2007 г. № 268-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки";
¾ 18.10.2007 г. № 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий";
¾ 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
¾ 26.06.2007 г. № 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации";
¾ 30.06.2006 г. № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества";
¾ 17.04.2006 г. № 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации;
¾ Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
¾ Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
¾ другие
3. Указы Президента Российской Федерации как источники
земельного права
Являясь главой государства, Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на территории Российской Федерации. По юридическому содержанию указы Президента могут быть индивидуальными, применяющими норму права к конкретному случаю, и нормативными, устанавливающие новые правовые нормы и являющиеся источниками права. Указы Президента предназначаются для оперативного регулирования. Хотя указы Президента имеют подзаконный характер, но в определенных случаях могут принимать силу закона (при чрезвычайных ситуациях).
Ниже приведенный перечень указов Президента в области регулирования земельных отношений дает представление о месте этого вида источника в формировании земельного права в годы, оказавшими значительное влияние на развитие земельных отношений можно считать:
— Указ Президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27.12.91 г. № 323;
— Указ Президента «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 25.03.92 г. № 301;
— Указ Президента «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23.04. 93 г. № 480;
— Указ Президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.93 г. № 2287;
— Указ Президента «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» от 07.12.93 г. № 2118;
— Указ Президента «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.93 г. № 2144;
— Указ Президента «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11.12.93 г. № 2130;
— Указ Президента «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» от 16.12.93 г. №2162;
— Указ Президента «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14.02.96 г. № 198;
— Указ Президента «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 07.03.96 г. № 337;
— Указ Президента «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» от 07.06.96 г. № 819;
— Указ Президента «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» от 16.05.97 г. № 485;
— Указ Президента «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселении, или права их аренды» от 26.11.97 г. № 1263;
— Указ Президента «О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды» от 05.03.01 г. № 262.
4. Подзаконные акты исполнительных органов государственной власти
как источники земельного права
Следующими в иерархии подзаконных актов следуют постановления Правительства Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации. Во исполнение своих полномочий Правительство, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует перечень актов Правительства, принятых в период реформы. Наиболее значимые из них:
— «О совершенствовании ведения земельного кадастра в Российской Федерации» от 25.08.92 г. № 622;
— «Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами» от 05.08.92 г. № 555;
— «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» от 12.07.93 г. № 659;
— «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользователей в застройке городов и других поселений» от 02.02. 96 г. № 105;
— «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 г.» от 07.02.96г. №135;
— «Об утверждении федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» от 03.08.9 6 г. № 932;
— «О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1997 г.» от 14.02.97 г. № 166;
— «О порядке определения нормативной цены земли» от 15.03.97г. №1319;
— «О государственной кадастровой оценке земель» от 25.08.99 г. № 945;
— «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 08.04.00 г. № 316;
— «Об утверждении положения о федеральной службе земельного кадастра России» от 11.01.01 г. № 22;
— другие.
К числу федеральных подзаконных актов, являющихся источниками земельного права, относятся приказы, инструкции, правила, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, но некоторые из них выходят за ее рамки, т.е. имеют надведомственный характер. Примером нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить:
— Письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации «О порядке лицензирования бурения скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды)»;
— Приказ комитета по земельным ресурсам и землеустройству «О порядке выдачи лицензий на право выполнения проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель» от 15.03.93 г. № 13;
— Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов. Утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 14.01.92 г.;
— другие.
На современном этапе это:
¾ Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 21 от 18.05.2009 г. "О наделении федеральных государственных учреждений полномочиями органа кадастрового учета";
¾ Приказ Минюста России от 19.03.2008 № 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории";
¾ Приказ Минюста России от 20.02.2008 № 35 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости";
¾ Приказ Минюста России от 20.02.2008 № 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества";
¾ Приказ Минюста России от 18.02.2008 № 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка";
¾ Другие.
5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
как источники земельного права
Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. Они могут принимать законы и иные нормативные акты. Законодательные решения по вопросам, относящимся к ведению субъектов, и иные нормативные акты принимает представительный орган государственной власти.
Органы исполнительной власти, осуществляя распоряжение и управление имуществом, принимают в пределах своей компетенции постановления и распоряжения. В компетенцию этих органов в отношении земли, в которую входят:
— обеспечение контроля за использованием и охраной земель;
— защита прав собственников земли, землепользователей, арендаторов, обладателей сервитута;
— разработка и выполнение краевых, областных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
— предоставление в соответствии с законодательством земельных участков;
— установление порядка предоставления земель и т. д.
Согласно своей компетенции в субъектах также приняты достаточно большой массив нормативно-правовых актов в отношении земли и других природных ресурсов, например:
— Закон «О недропользовании»;
— Закон «О землях особо охраняемых природных территорий и объектов»;
— Закон «О регулировании земельных отношений»;
— Положение о размерах земельных участков, приобретаемых для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств;
— Порядок и условия выкупа земельных долей органами местного самоуправления;
— другие.
6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
как источники земельного права
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения и осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления принимают решения в пределах своих полномочий. Исполнительно-распорядительные функции осуществляются главой местного самоуправления непосредственно и через образуемые им органы местного самоуправления.
К ведению местного самоуправления отнесено:
— предоставление и изъятие земельных участков;
— регистрация прав на землю;
— организация ведения земельного кадастра;
— планирование использование земель;
— организация разработки и внедрения генеральных планов, проектов планировки и застройки;
— взимание платы за землю;
— осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
— и другие.
Глава местного самоуправления в пределах своей компетенции принимает постановления и распоряжения. Также были приняты постановления мэрии.
— «О вопросах платы за землю»;
— «О совершенствовании городской политики в области земельных отношений»;
— «О государственной кадастровой оценке земель»;
— другие.
ТЕМА 4. ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ
ПРАВООТНОШЕНИЯ