Учетная политика как фактор оптимизации налогового менеджмента
Изменение миссии учета (от обслуживания государства — к обеспечению потребностей широкого круга пользователей отчетности) привело к появлению внутрихозяйственного уровня в регулировании учета и отчетности, который способствует активизации работы с бухгалтерской информацией, решает задачи извлечения прибыли и повышения управляемости, определяет индивидуальные особенности организации, в частности в вопросах налоговой политики. Совокупность организационно-распорядительных документов, отражающих эти индивидуальные особенности, формирует учетную политику организации.
Термин «учетная политика» вошел в употребление в конце 1980 гг. В российских нормативных документах он впервые появился в середине 1991 г. в Рекомендациях по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве. В начале 1992 г. термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Нормативным документом, предъявляющим общие требования к учетной политике, является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». В настоящее время этот термин широко распространен в литературе и на практике.
Опыт показывает, что до настоящего времени руководство предприятий и организаций сферы услуг пренебрегает таким важным (вторым по значимости после учредительных) документом, как учетная политика. Со стороны первых лиц явно недооценивается-этот внутренний фактор оптимизации налогового менеджмента. Проведенное обследование учетной политики предприятий и организаций сферы услуг позволяет сделать следующие выводы:
1) учет налоговых последствий того или иного элемента учетной политики прослеживается лишь в определении реализации («п° отгрузке», «по оплате»), в остальных элементах учетной поли' тики налоговые акценты не прослеживаются вовсе;
2) учетная политика большинства предприятий представляет собой безликий документ, сводящийся к общим формулировкам и переписыванию однозначных норм учетного и налогового за конодательства, что не позволяет использовать этот второй по значимости внутрихозяйственный документ в качестве актив вного инструмента ни в бухгалтерском учете, ни в управлении финансами, ни в налоговом менеджменте;
3) в ряде приказов по учетной политике содержатся серьезные ошибки, свидетельствующие о некомпетентности лиц, ответственных за ее формирование, и позволяющие с высокой вероятностью предсказать потенциальные проблемы этих предприятий при налоговых проверках и, следовательно, дополнительные налоговые издержки при их устранении.
В правовых актах и экономической литературе содержание учетной политики традиционно рассматривается в двух аспектах — организационном и методическом. В рамках каждого аспекта можно выделить несколько основных направлений учетной политики (схема 32).
Схема 32 Содержание учетной политики
Учетная политика организации оформляется соответствующие приказом руководителя. В качестве приложений к приказу могут выступать:
· положение о бухгалтерской службе; S должностные инструкции работников бухгалтерии;
· формы договора (контракта) с профессиональной организацией или соответствующим специалистом в том случае, если ведение учета осуществляется третьими лицами по договору.
В рамках организационного аспекта учетной политики рассматриваются следующие направления:
1) организация учетной работы;
2) технология обработки учетной информации;
3) регламенты системы документооборота;.
4) инвентаризация активов и обязательств;
5) регламенты материальной ответственности.
В рамках такого направления учетной политики, как организация учетной работы, важно отразить субъекта, ответственного за ведение бухгалтерского учета, и порядок расчетов по налогам, если предприятие имеет сложную организационную структуру с территориально обособленными структурными подразделениями и филиалами. Так, организация учетной работы может осуществляться:
1) бухгалтерией — структурным подразделением организации;
2) бухгалтером, состоящим в штате организации;
3) специалистом, работающим на договорной основе;
4) профессиональной организацией, работающей по договору;
5) лично руководителем предприятия.
Технология обработки учетной информации может осуществляться в ручной или компьютерной информационной среде. При этом обработка учетной информации может вестись в журнально-ордерной, мемориально-ордерной, простой (с ведением журнала хозяйственных операций) и упрощенной формах.
Регламенты системы документооборота распространяются на: •/ формы первичных документов;
· перечень лиц с правом подписи первичных документов;
· график документооборота;
· рабочий план счетов, в т.ч. для финансового, налогового и управленческого учета.
Инвентаризация активов и обязательств рассматривается как одно из обязательных условий, обеспечивающих достоверность данного учета и отчетности.
Регламенты материальной ответственности — также важный организационный элемент учетной политики, обеспечивающий сохранность активов или их возмещение в случае утраты. Регламенты материальной ответственности могут быть распространены на материальные и денежные активы, информационные ресурсы, активы, находящиеся в подотчете (денежные средства, готовая продукция или товар, дебиторская задолженность покупателей и др.).
Перечисленные выше направления (элементы) учетной политики чрезвычайно важны с точки зрения внутрифирменной организации, однако они не оказывают прямого воздействия на уровень налоговых обязательств и, следовательно, на налоговый менеджмент в целом. Для целей определения налоговой политики наибольший интерес представляет методический аспект этого документа, в рамках которого формируются налогооблагаемые базы, и определяется способ расчета налогов. Направления учетной политики в рамках ее методического аспекта, приведенные на схеме 32, могут быть подразделены на составляющие многовариантные элементы.
Контрольные вопросы к теме 12
1. Дайте определение понятия «налоговый менеджмент».
2.Что является объектом налогового менеджмента?
3. Что является информационной базой налогового менеджмента?
4.Дайте определение понятия отечественного налогового менеджмента.
5. Каковы варианты налоговой политики?
6. Какие факторы оптимизации налогового менеджмента существуют?
7. Какие показатели эффективности налогового менеджмента существуют?
8. Раскройте понятие «учетная политика организации» с позиции оптимизации налогового менеджмента.
9. Каково содержание учетной политики организации?
Список использованной литературы
1.Вылкова Е., Романовский М. Налоговое планирование. —СПб.: Питер, 2004.
2. Ходов Л., Худолеев В, Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Форум; ИНФРА-М, 2002.
3. Черник Д.Г., Починок А.В., Морозов В.П. Основы налоговой системы / под ред. Д.Г. Черника. — М.: ЮНИТИ, 1998.
4. Закон РФ от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество - физических лиц» (с изм. и доп.).
5. Налоговая система Российской Федерации. Сборник нормативных документов. Т. 1,2, 3. — М.: ИНФРА-М, 1998.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая. 2003.
7. Налоги и налоговое право. Практикум / Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 1998.
8. Налоги и налогообложение: учебное пособие для вузов / Под ред. И.Г.Русаковой и В. А. Кашина. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998
Рекомендуемая литература (дополнительная)
Акул и иинД. Основные средства организации как объект налогового планирования // Налоговый вестник. — 2002. — № 3.
АфонниковаЕ. Упрощенная система налогообложения как инструмент налогового планирования // Финансовая газета. — 2002. — октябрь, ноябрь.
Бабанин В.Анализ методов государственного регулирования офшорного бизнеса // Внешнеэкономический бюллетень. — 2004. — №1.—С. 14.
Бабанин В.Анализ мирового опыта налогового планирования// Финансовый менеджмент. — 2003. — № 3. — С. 22.
Басалаева Е. Методика управления налогами на предприятии // .Финансы. — 2003. — № 4. — С. 30.
Вестина Н.Налоговое планирование как элемент финансовой политики реструктуризируемого предприятия // Финансы. — 2002. — №'4. —С. 26.
Взаимосвязь управленческого учета и налогового планирования // Выпуск АКДИ БП. — 2000. — № 33.
ВиговскийЕ. Налоговые споры предприятий // Финансы. — 2001. —№6. —С.37.
ГкндзбургЛ. Бюджетирование или налоговое планирование // Экономика и жизнь. — 2002. — Вып. 7.
ЖуравлеваТ. Эффективность налогообложения и ее критерии в рыночной экономике // Финансы и кредит. — 2004. — № 1. — С. 59.
ЗреловА. Возможности налогового планирования при начислении и выплате заработной платы: обзор популярных схем 2003 г. // Право и экономика. — 2003. — № 12.
ИльинА. Налоговая нагрузка в России // Финансы.—2004. —- № 12.
Караваева И.,Абдула-Ззде 3. Идея оптимизации налоговой нагрузки (Россия XIX—первая четверть XX вв.) // Финансы.—2004. — №1. —С.67.
Козеакова Т. Налоговое планирование // Экономика и жизнь. — 2001.—Вып. 17.
Липатова И.Налоговое планирование: принципы, методы, правовые вопросы // Финансы. — 2003. — № 7. — С. 28.
Манасуев А., Гондусов В.Европейская конвенция об устранении двойного налогообложения в связи с корректировкой прибыли ассоциированных предприятий // Законодательство. — 2001. — № 8,9.
Новодворский В., Сабанин Р.Оценка налоговой нагрузки при переходе на упрощенную систему налогообложения // Финансы. — 2004. — № 6.
ПаськоО. Определение налоговой нагрузки на организацию // Налоговый вестник. — 2004. — июнь. — С. 111.