Эффективность налогообложения на предприятии и ее критерии в рыночной экономике
Государственное регулирование экономики осуществляется с помощью применения комплекса финансовых рычагов:- налогов (формы и виды налогообложения, ставки налогов и льготы по ним), амортизационных отчислений, прибыли, кредита, страхования и др. Но все эти рычаги могут воздействовать наиболее эффективно только в условиях рыночной экономики. Они должны стимулировать экономический рост, повышать производительность труда, улучшать качество продукции, нести основную нагрузку в функционировании рыночного механизма. Налогообложение не может выполнять одинаковую позитивную роль для всех субъектов рыночной экономики, причем эта роль может быть весьма противоречива. Однако в условиях рыночной экономики субъекты рынка могут реализовать свои экономические интересы без ущерба для государства при условии должного и качественного содержания налогового механизма. Государственная власть должна обоснованно применять налоговое регулирование, учитывая российскую специфику, и своевременно вносить необходимые коррективы как в систему налогообложения, так и во все сферы производственных отношений. Налоговое регулирование является категорией крайне сложной и многогранной, поскольку внутреннее содержание налогообложения — это противостояние экономических интересов и поиск оптимальных границ налогового изъятия. Как часть государственного регулирования налоговое регулирование, на первый взгляд, должно преследовать прежде всего интересы общества в бюджетно-налоговой сфере деятельности. Эти интересы сводятся к максимальному удовлетворению общественных потребностей нации. С помощью налогообложения можно обеспечить необходимые условия для роста благосостояния каждого члена общества. Реализация этих задач обеспечивается в сочетании с методами налогового регулирования и с прочими методами государственного регулирования экономики (ценообразование, тарифное регулирование, валютное и денежное регулирование, регулирование денежного обращения, политика государственных займов и др.). Качество системы налогообложения проявляется через ее эффективность. Состояние налоговой системы государства определяется во многом национальными, историческими, экономическими условиями развития страны, поэтому выделить наиболее эталонные характеристики для ее оценки довольно сложно, но говорить об общих характеристиках и наметившихся тенденциях развития налоговых систем развитых стран имеет смысл. В государствах с рыночной экономикой общественное мнение уделяет большое внимание вопросам государственных расходов и налогообложения, т.к. известно, что потребительские, инвестиционные и внешнеторговые решения предпринимателей и хозяйственных субъектов основываются на частном интересе и полученные итоги этих решений могут привести к спаду и инфляции. Правительство же, напротив, является определенным регулятором как экономики, так и общественного развития в целом, поэтому при известных ограничениях правительственные решения относительно расходов и взимания налогов могут быть скорректированы так, чтобы повлиять на увеличение общего благосостояния. Для определения основных направлений исследования эффективности налогообложения надо остановиться прежде всего на самом понятии эффективности и эффекта. Под экономическим эффектом понимается увеличение объемов производства, объемов потребления, величины налоговых поступлений, снижение затрат в производстве. Под социальным эффектом понимается качество и уровень жизни, дальнейший рост благосостояния всех членов общества, рост культуры, увеличение свободного времени и т.д., а также достижение политических и других целей. Эффективность же (и экономическая, и социальная) характеризуется отношением экономического или социального эффекта к понесенным для его достижения затратам. Социально-экономическая эффективность налогообложения основывается на всей системе налоговых отношений и уровне развития производительных сил каждого данного способа развития экономики в процессе удовлетворения материальных потребностей в обществе. Социальная эффективность вычленяется из социально-экономической и отражает воздействие мер экономического характера на формирование социальной среды и социального образа жизни граждан. Экономическая и социальная стороны эффективности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Хотя экономические критерии имеют одновременно социальное содержание, а социальные категории не существуют вне экономических проблем, социальные критерии охватывают более широкий круг явлений, чем экономические. Некоторые экономисты отмечают, что различие социального и экономического аспекта эффективности относительно. Содержание экономического критерия составляет требование максимальной экономии затрат, ресурсов, времени, если обеспечено соответствие результатов налогообложения социальным критериям. Но сам экономический критерий носит социальный характер: он является формой, через которую общество реализует свою заинтересованность в ускорении социального прогресса. Проблема минимизации расходов по сбору налогов была сформулирована А. Смитом в одном из принципов налогообложения, который у Вагнера получил четкую редакцию «дешевизна взимания при минимуме налогового обременения». Эффективность в данном случае можно определить как чистый доход государства от налогов, как разницу между налоговым доходом и издержками взимания. В «Кратком словаре по налогам» (авторы —Александрова Е.И., Лагутенко Б.Г.)иод эффективностью налогового процесса понимается «соотношение налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в т.ч. и в отношении к каждому конкретному налогу». По мнению автора, эффективность налогообложения — это сложное понятие, сводимое к народно-хозяйственной эффективности налогообложения и внутриотраслевой эффективности. Внутриотраслевая эффективность отражается через соотношение приращения полученного экономического результата (налоговых доходов) к понесенным затратам. Под издержками понимаются расходы по содержанию налогового аппарата, а также и другие затраты, связанные с установлением налогов и формированием налогового механизма. Внутриотраслевая эффективность в основном отражает фискальное проявление системы налогообложения. Народно-хозяйственная эффективность характеризует целостное воздействие системы налогообложения на экономическое и социальное развитие и проявляется через экономическую, включая внутриотраслевую, и социальную эффективность. Основные составляющиеналоговой эффективностиможно свести к следующим:
1) коэффициент изъятия добавленной стоимости, вновь созданной стоимости и т.д.;
2) ставки налогов и уровень налогообложения по отраслям и сферам деятельности (удельный вес налоговых платежей в доходах) в сопоставлении с оптимальными пределами налогообложения; изъятие прибыли в виде налогов и сравнительная динамика инвестиций на предприятиях, покрытие других нужд из их доходов в сопоставлении с динамикой развития производства; коэффициент возвратности налоговых платежей (в виде льгот,
дотаций, финансирования из бюджета и др.);
3) показатели (сравнительные) налогового стимулирования производства и предпринимательства (целевая направленность налоговых рычагов и механизма налогообложения, уровень налогового изъятия, возможность использования льгот и т.д.);
4) количественные и качественные параметры налогового регулирования;
5) динамика структуры налогообложения — местных, республиканских (областных) и федеральных налогов в регионе; сравнительные показатели налоговых доходов, закрепленных за территориями; показатели финансово-налогового менеджмента (эффективности работы налоговых служб, уровень работы по сокращению налоговой задолженности) и т.д. Процесс рыночного развития и воспроизводства направлен на достижение социальных целей общества, но их достижение возможно только на основе постоянного повышения экономических результатов при одновременном снижении удельных затрат на единицу полезного результата от применяемой системы налогообложения. Поэтому важная роль принадлежит повышению народнохозяйственной эффективности налогообложения. В отношении налогов многие отечественные экономисты и политики уделяют внимание в основном фискальному эффекту, отражаемому в полученных налоговых доходах к понесенным затратам (издержкам) по их взиманию, или, по-другому, внутриотраслевой эффективности налогообложения. Получение данного результата связано с реализацией фискальной функции налогов, Но получение экономического эффекта от воздействия налогового механизма невозможно рассматривать в отрыве от всех социально-экономических процессов в государстве, т.к. налоги — один из финансовых институтов государства, созданного и скорректированного им для решения насущных проблем и выступающего как составная часть всей системы хозяйствования. Такой подход требует, чтобы, помимо прямого эффекта, в данной финансовой категории был бы рассчитан и косвенный эффект (ущерб), который может быть получен в сопряженных звеньях и по всему хозяйственному комплексу, причем как в экономической, так и в социальной, политической и других сферах. Кроме того, расчет народно-хозяйственной эффективности необходимо вести не только на данный момент, но и в известной степени на перспективу. Все сказанное выше свидетельствует о необходимости определения социального эффекта налогообложения, который прослеживается также достаточно ясно:
в сумме чистых доходов, получаемых после уплаты всех налоговых платежей предприятиями и организациями, населением;
в сокращении теневых оборотов субъектов хозяйствования;
в улучшении благосостояния всех членов общества;
в повышении налоговой культуры и многом другом.
Говоря об эффективности применяемой системы налогов, необходимо рассматривать ее во взаимосвязи с рыночным хозяйствованием, акцентируя внимание на полученном эффекте на уровне государства, отраслей хозяйственного комплекса, отдельных субъектов различных организационно-правовых форм, а также населения, учитывая при этом прямой и косвенный эффекты, полученные экономикой и обществом после воздействия налогов.
Схема 30 Система оценки эффективности налогообложения
Эффективность налогообложения в процессе разрешения противоречий налоговых отношений сводится к следующему:
1) для государства: увеличить доходы государственного бюджета за счет налоговых поступлений и развивать базу налогообложения; для хозяйственных субъектов, населения: получить возможно большие доходы (прибыль) от своей деятельности, перечислив как можно менее значительную сумму налогов (сборов);
2) для населения: получить достаточные доходы для существования, уплатив необходимые налоги, за счет которых государство берет на себя обязанности предоставлять ряд услуг образовательного, медицинского характера и др. Если определить роль налогов и налогообложения с точки зрения «эффективности», то ее необходимо учесть в разрезе внешней и внутренней эффективности: внешней — на уровне государства; отраслей хозяйственного комплекса, хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, а также населения; Внутренней — в разрезе отрасли. Эффективность налогообложения на макроуровне (на уровне государства) проявляется в уровне доходов федерального бюджета для финансирования основных государственных расходов, определенных экономическим курсом страны. К числу обобщенных показателей эффективности налогообложения можно отнести: долю налоговых поступлений в доходах бюджета; долю налогов в валовом внутреннем продукте, национальном доходе; потери налогов в результате неэффективного построения налоговой модели. К показателям, народив хозяйственной эффективности налогообложения, дифференцированным в зависимости от сфер влияния, можно отнести:
1) в отраслевом масштабе: темпы роста производства, размер прибыли, рентабельность предприятий различных отраслей;
2) в территориальном масштабе — состояние доходной базы региональных (местных) бюджетов, долю поступлений от различных видов налогов (прямых и косвенных, федеральных и местных);
3) на уровне хозяйственных субъектов — научно обоснованные соотношения распределения прибыли (доходов) между бюджетами и предприятиями (долю налоговых отчислений в выручке от реализации; долю чистой прибыли предприятия, остающуюся в его распоряжении; динамику роста фонда потребления и долю инвестиций в производство);
4) для населения — доходы физических лиц, долю налоговых выплат в доходах, расслоение населения по доходным группам и ряд других.
В условиях переходной экономики складывается определенная модель налогообложения, которая характеризуется общей совокупностью налогов, механизмом их исчисления, возникающими налоговыми отношениями между налогоплательщиками и государством, а также налоговыми органами, отслеживающими правильность исчисления и уплаты налогов. Несмотря на прямое предназначение системы налогообложения (пополнение доходов государственной казны), создаваемая модель должна выполнять главную роль — обеспечивать экономический рост и развитие производства. Для этого используемая структура налогов, их виды, элементы налогообложения должны быть унифицированы и подчинены главной цели — качественному экономическому развитию.
11.3. Механизм определения налоговой нагрузки на организацию
В современной экономической литературе сложилось мнение, что для понимания налогового бремени максимально подходящей базой является на макроуровне ВВП, на уровне фирмы — добавленная стоимость. На практике существует такое понятие, как «полная ставка налогообложения». Под ней следует понимать параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму или тяжесть ее налогового бремени, рассчитываемый как отношение причитающихся к уплате налоговых платежей к добавленной стоимости или ВВП.
Исходя из размера этой ставки на основе мирового опыта, обычно вносятся следующие рекомендации по выбору метода у платы налога:
1) если полная ставка налогообложения 10-15%, то используется стандартный метод;
2) если полная ставка налогообложения 20-35%, то используются пассивные элементы налогового планирования, без специальных программ;
3) если полная ставка налогообложения 40-50%, то используется налоговое планирование активного характера, характерны проведение налоговых экспертиз и наем налоговых консультантов. Базируясь на том, что в современных условиях уровень налоговых изъятий в большинстве стран не превышает 40%, хозяйствующим субъектам целесообразно прибегать к налоговому планированию при любом уровне данных изъятий, т.к. это позволяет повысить финансовую устойчивость предприятий, снизить штрафные санкции и возможную налоговую ответственность руководства.
Даже краткий анализ данных о размере налоговых изъятий позволяет сделать вывод о том, что налоговое бремя, начавшееся в древности с десятины, имеет тенденцию к увеличению. Причем исследования не останавливаются на интерпретациях общеизвестной кривой Лэффера, являющейся, в свою очередь, развитием «налоговой таблицы умножения», предложенной в 1728 г. Д. Свифтом, а постоянно продолжаются.
Цифровые значения налогового бремени, содержащиеся в современной отечественной экономической литературе, различаются.
Существует большое количество мнений по расчету налогового» бремени, и, адаптируя данные предложения к современным условиям расчета тяжести налогового бремени хозяйствующих субъектов, целесообразно учитывать в нем следующие основные факторы, как снижающие, так и повышающие тяжесть обложения.
1) уровень развития соответствующей страны и характер государственных расходов;
2) особенности первоначального накопления капитала и формирования s финансовых ресурсов соответствующего хозяйствующего субъекта с учетом формы собственности и организационно-правовой формы;
3) участие или нет в государственных инвестиционных и других аналогичных программах, соглашениях о разделе продукции, получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам. Таким образом, тяжесть налогового бремени для каждого хозяйствующего субъекта носит индивидуальный характер, для ее определения необходимо учитывать не только экономические, но и политические факторы.
В экономической литературе предлагаются различные модели „математически формализованного расчета налогового бремени, которые возможно сгруппировать в основные группы: !) суммовые; 2) мультипликативные.
Нельзя сравнивать показатель налоговой нагрузки в Российской Федерации с показателями налогового бремени в развитых странах, поскольку в последних значительно выше доход на душу населения, высокая социальная защищенность членов общества, сформировавшиеся рыночные отношения, стабильная экономика, а российские предприятия работают в условиях нестабильных рыночных отношений, постоянно изменяющейся налоговой системы, отсутствия поддержки со стороны государства. Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка в Российской Федерации находится на уровне налоговой нагрузки развитых стран при более низком качестве услуг со стороны государства. Налоговая нагрузка организации различается по отраслям экономики.
Теперь рассмотрим существующие методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты.
Разработанные в настоящее время методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты различаются по двум направлениям: по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:
НН = (НП/(В+ВД))*100%,
где НН — налоговая нагрузка на предприятие;
НП — общая сумма всех уплаченных налогов;
В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);
БД— внереализационные доходы.
Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоге- I вал нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик.
Е.А. Кирова предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки, согласно которой:
1) сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, т.е. суммой начисленных платежей;
2) в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;
3) сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;
4) сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.
Согласно данной методике, налоговая нагрузка подразделяется 1 на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка • представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией. Она может быть исчислена следующим образом:
АНН = НП + ВП + НД,
где АНН — абсолютная налоговая нагрузка;
НП — налоговые платежи, уплаченные организацией; -
ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды;
НД — недоимка по платежам.
Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Е.А. Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты. Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:
ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР или
ВСС = ОТ + НП + ВП + П.,
где ВСС — вновь созданная стоимость;
В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);
МЗ — материальные затраты;
А — амортизация;
ВД — внереализационные доходы;
ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей);
ОТ — оплата труда;
НП — налоговые платежи;
ВП — платежи во внебюджетные фонды;
П — прибыль организации.
В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:
ОНН = АНН/ВСС * 100%
Достоинства данной методики заключаются в том, что на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги; в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией; на объективность расчета не влияет принадлежность к той или иной отрасли, а также масштабы организации. Таким образом, методика, предложенная Е.А. Кировой, применима к конкретному хозяйствующему субъекту.
Главным недостатком этой методики является отсутствие возможности прогнозирования изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот. Иной подход определения налоговой нагрузки предложен М.И. Литвиным1; согласно этому подходу понятие «налоговая нагрузка» включает:
количество налоговых платежей;
структуру платежей;
механизм взимания налогов.
Согласно методике М.И. Литвина показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:
где сумма (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;
сумма ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.
В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.
НН = (НП + ВП)/ ИС*100%
М.И. Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется следующим образом:
ДС = В - МЗ
или
ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,
где ДС — добавленная стоимость;
ОТ — оплата труда;
НП — налоговые платежи;
ВП — платежи во внебюджетные фонды;
П — прибыль организации;
А — амортизация.
В отличие от Е. А. Кировой, М.И. Литвин не исключает из добавленной стоимости амортизационные отчисления.
Предложенная М.И. Литвиным методика исчисления налогового бремени имеет практическую значимость, поскольку она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация выступает в роли налогового агента.
Способ расчета, предложенный А. Кадушкиным и Н. Михайловой1, позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Они определяют налоговое бремя как долю добавленной стоимости, отдаваемую государству. При этом налоги соотносятся с источником их уплаты.
Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:
ДС = А + (ОТ + ВН) + НДС + Но + П,
где ДС — добавленная стоимость;
А — амортизация;
ОТ — оплата труда;
ВН — платежи во внебюджетные фонды, начисляемые на оплату труда;
НДС — налог на добавленную стоимость;
Но — налоги с оборота;
П — прибыль.
Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат:-
В = ДС + МЗ
С учетом изменений, произошедших в законодательстве (отмена ряда налогов с оборота), формула добавленной стоимости примет следующий вид:
ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,
где ЕСН — единый социальный налог.
Согласно методике А. Кадушкина и Н, Михайловой вводятся I структурные коэффициенты:
доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату):
Кот = (ОТ + ЕСН)/ДС,
удельный вес амортизации в добавленной стоимости:
Ка = А/ДС,
удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке:
Ко = ДС/В.
В соответствии с действующей системой налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:
1) НДС (расчет производится по ставке 18%):
НДС = (ДС/118%)*18% = 0,153 ДС
2) единый социальный налог:
ЕСН = (ДС/126%) * 26% = 0,206 ДС
3) налог на доходы физических лиц:
Нп = 0,13 * (1 – 0,26/1,26 * Кот * ДС) = 0,103ДС * Кот.
4) налог на прибыль:
Нпр = 0,24 х (1 -НДС-Кот-Ка) X ДС = 0,24ДС X (0,833-Кот-Ка).
Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, т.е. налоговую нагрузку:
НН = НДС + ЕСН + Нл + Нпр.
При подстановке коэффициентов формула примет следующий вид:
НН = ДС (0,559 - 0,24 Кот + 0,24 Ка).
Достоинством данной методики является то, что сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, т.е. с источником дохода. Недостатком метода, разработанного А. Кадушкиным и Н. Михайловой, является то, что в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.
Методику расчета налоговой нагрузки можно представить следующим образом.
В целях совершенствования способа расчета налоговой нагрузки следует внести изменения в порядок ее расчетов. В качестве основы целесообразно использовать метод А. Кадушкина и Н. Михайловой.
Основные принципы предлагаемой методики заключаются в следующем:
· в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, т.е. сумма начисленных платежей. Это связано с тем, что определение налоговой нагрузки по сумме уплаченных налогов, как правило, уменьшает действительный уровень налогового бремени;
· налог на доходы физических лиц не включается в расчет, поскольку организация выступает лишь налоговым агентом при его уплате;
· общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи, является добавленная стоимость продукций (ДС = В - МЗ). Помимо коэффициентов, определяемых в соответствии со способом А. Кадушкина и Н. Михайловой (это коэффициент оплаты труда и коэффициент амортизации), в состав структурных коэффициентов необходимо ввести дополнительные коэффициенты.
Удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением единого социального налога (поскольку он же включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости:
,
где Нсс — сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции.
Для больших организаций основная доля в налогах, относящихся на себестоимость, приходится на земельный налог. Доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество и т.д.):
,
где Нпр — сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.
Для больших организаций эти коэффициенты имеют существенное значение при определении налогового бремени, поскольку платежи за пользование природными ресурсами, налог на землю, налог на имущество занимают значительную долю в общей сумме налогов, и, как правило, их уплата наиболее затруднительна для организации.
Расчет НДС и ЕСН производится в соответствии с методикой А. Кадушкина и Н. Михайловой.
Следует отметить, что расчет НДС приведен для ставки 18%, которая начала действовать с 2004 г.
Формулу определения налога на прибыль следует скорректировать на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:
Нпр = 0,24 х [ДС-НДС-ОТ + ЕСН-А-НСС-Нпр].
При помощи структурных коэффициентов формулу определения налога на прибыль можно преобразовать следующим образом:
Нпр = 0,24 ДС х (0,833 - Кот - Ка - Кнсс - Кипр').
Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов:
НН = НДС + ЕСН + Нпр + Нес + Нпр'.
Из расчета исключен налог на доходы физических лиц. При замене расчетных составляющих структурными коэффициентами формула налоговой нагрузки примет следующий вид:
НН = ДС (0,367 + 0,23 Кот + 0,07 Кнсс + 0,076 Кипр' - 0,24 Ка).
Таким образом, уточненная методика расчета имеет следующие преимущества:
· оценка уровня налогового бремени более объективна в результате включения сумм налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации;
· выведенная формула определения налоговой нагрузки позволяет более точно рассчитать сумму налоговых платежей, подлежащих уплате, и значительно снизить погрешность расчетов. Для организации важное значение имеет наличие реальных финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Следует учитывать, что сумма выручки рассчитывается по методу начисления, в результате добавленная стоимость определяется исходя из объема отгруженной продукции. Но при этом образовавшаяся дебиторская задолженность хозяйствующего субъекта может иметь длительные сроки погашения. Таким образом, денежные средства, полученные реально от реализации продукции в текущем периоде, как правило, значительно меньше той суммы, которую организация должна получить, если бы ее дебиторы своевременно оплатили поставки продукции. В целях компенсации недополученных денежных средств организации вынуждены привлекать заемные средства в виде кредитов банков или накапливать кредиторскую задолженность.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным ввести еще один показатель налоговой нагрузки — коэффициент денежного изъятия, представляющий собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам:
где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы);
ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период;
КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.
Значения показателей ДС и КБ отражаются в форме № 4 «Отчет о движении денежных средств» бухгалтерской отчетности, представляемой организациями.
Заемные денежные средства следует исключать из общей суммы полученных денежных средств, поскольку они привлекаются лишь в целях преодоления недостаточности денежной массы в обращении, а не в результате ведения организацией производственного процесса.
Таким образом, предложенная автором формула расчета позволяет определить удельный вес налогов, подлежащих уплате, в общем объеме полученной денежной массы от реализации продукции (работ, услуг) или имущества.
Контрольные вопросы к теме 11
1. Дайте определение понятия налогового бремени.
2. Какие факторы влияют на налоговое бремя предприятий?
3. Дайте определение эффективности налогообложения на предприятии.
4. Каковы критерии определения эффективности налогообложения на предприятии?
5. Как можно дифференцировать в зависимости от сфер влияния показатели народно-хозяйственной эффективности налогообложения?
6.Каков механизм определения налоговой нагрузки на организацию?