Воздействие налогов на принятие предпринимательских решений
Целью деятельности хозяйствующего субъекта является, как правило, увеличение стоимости фирмы, повышение благосостояния акционеров. И важнейшим фактором для достижения этой цели является получение предпринимательской прибыли, т.е. прибыли, очищенной от налогов. Именно поэтому крайне актуально рассмотрение влияния налогов на принятие предпринимательских решений.
Прибыль для предприятия — это очень важно, но это не единственная цель деятельности хозяйствующего субъекта, данное утверждение можно подтвердить следующим.
Во-первых, согласно существующей теории агентских отношений, возникает конфликт между заинтересованностью в прибыли со стороны акционеров и другими интересами финансовых менеджеров, занимающихся в т.ч. и вопросами налогового планирования.
Во-вторых, утверждение о преобладающей роли прибыли верно не для' всех компаний и сфер деятельности. На определенном этапе своего развития организации могут преследовать такие цели, как увеличение доли рынка, в т.ч. и за счет отказа от получения части возможной прибыли в результате снижения цен. Для ряда сфер деятельности не только прибыль, но и социальный эффект являются целью их деятельности: социально-культурная и жилищно-бытовая сфера.
Западные экономисты в настоящее время к данному утверждению подходят все более и более осторожно, не отрицая его всецело, но и не абсолютизируя, увязывают с конкретными обстоятельствами. Тем более что абсолютное увеличение прибыли хозяйствующего субъекта не всегда отражает реальное изменение эффективности его функционирования. Современная западная экономическая теория выделяет множество подходов к целям фирмы, которые можно классифицировать на:
1) технологическую концепцию, являющуюся основой классической и неоклассической теорий;
2) институциональную теорию;
3) теорию игр.
Стремление российских организаций к максимизации прибыли з современных условиях часто сопровождается существенными нарушениями действующего в государстве законодательства о правилах ведения бухгалтерского учета и аудита.
Необходимо отметить следующее противоречие: рыночная экономика не терпит убыточных предприятий, а российская экономика, переходя на рыночные рельсы, по инерции сохраняет значительное количество убыточных предприятий. Хотя даже на Западе при развитой системе аудита компании идут на искажение отчетности.
Как правило, налоговое планирование имеет специфику в зависимости от целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом.
Оптимизация налогообложения хозяйствующего субъекта в теории должна вести к увеличению размера чистой прибыли и отвечать интересам как акционеров, так и менеджеров и наемных работников. При планировании как зарубежные, так и российские предприятия часто ориентируются на сводный показатель накоплений, включающий в себя прибыль и другие доходы. Во-первых, это часть реальных денежных накоплений в форме избыточных амортизационных отчислений по сравнению с реальным износом оборудования и различных резервных фондов. Во-вторых, это нереализованный прирост стоимости принадлежащих предприятию активов: недвижимого имущества, товарных запасов, пакетов акций и т.п. В-третьих, это находящиеся в обороте предприятия средства, передача которых в пользу других лиц может быть на определенное время задержана: суммы налогов, по которым предоставлена отсрочка; фонды привлечения работников к участию в капитале предприятия, образуемые путем начислений на их заработную плату С позиций такого планирования все налоги, уплачиваемые хозяйствующими субъектами, рассматриваются как его собственные издержки и являются «встроенным регулятором» для предпринимательских решений. Так как размер налоговых платежей в общей сумме расходов хозяйствующего субъекта составляет значительную величину, то налоговое планирование осуществляется на всех стадиях его жизненного цикла и во всех сферах его финансово-хозяйственной деятельности.
В идеальной экономике налоги не должны занимать доминирующую позицию в принятии предпринимательских и управленческих решений хозяйствующими субъектами, не должны существенно менять философию бизнеса. Однако реально налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, подчиняясь принципам корпоративных финансов, оказывают существенное влияние на принятие стратегических и тактических решений.
С одной стороны, это налоговое законодательство, которое регламентирует и устанавливает элементы налогообложения и тем самым формирует налоговое бремя.
С другой — налоговые органы, проверяющие налогоплательщиков и применяющие налоговые санкции.
Предпринимательские решения должны приниматься только ', с учетом действующих налогов, возможностей их оптимизации с учетом прогнозируемых изменений налогового законодательства. Отсюда можно сформулировать одну из целей налогового планирования — сокращение влияния налоговой системы на разработку стратегии и тактики организации и использование возможностей, ею предоставляемых, с выгодой для бизнеса. Здесь не просто надо минимизировать налоги, а сократить их негативное влияние на процесс принятия и изменения стратегических и тактических предпринимательских решений.
Повторим следующую аксиому: налоговый фактор играет огромную роль, начиная от принятия решения, где и какую компаниюсоздать, и заканчивая инвестиционными решениями с учетом дисконтирования. Рассмотрим влияние налогов на принятие предпринимательских решений на различных стадиях налогового планирования.
На первой стадии происходит принятие решений о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования территориальном расположении'самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.
На второй стадии осуществляется выбор организационно-правовой формы юридического лица, его размера и внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам. В западных странах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства, и наоборот.
Создание филиалов в юрисдикциях с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с мннимачьным—создает дополнительные возможности для налогового планирования.
Третья стадия заключается в текущем налоговом планировании, которое состоит из следующихосновных элементов:
1) использования налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия;
2) использования оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирования сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;
3) разработки учетной политики для целей оптимизации налогообложения;
4) осуществления вариантных расчетов по различным элементам конкретных налогов;
5) использования возможностей изменения сроков уплаты налогов и сборов, в т.ч. реструктуризации задолженности, отсрочки и рассрочки уплаты, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.. На четвертой стадии принимаются решения по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по инвестированию и аккумулированию средств с учетом возможностей получения дополнительных налоговых льгот или обеспечения возврата части уплаченных налогов.
Рассматривать влияние налогов на принятие предпринимательских решений возможно также с позиций процессного подхода, представляющего качественно новую концепцию внутрифирменного менеджмента, состоящую в коренном пересмотре традиционных" основ построения организаций и их организационной культуры.
Систему процессов организации целесообразно подразделять на две основные группы процессов: бизнес-процессы и обслуживающие процессы.
Бизнес-процессы — процессы, изначальной целью которых является удовлетворение потребностей внешних потребителей, готовых платить за результаты процесса.
Обслуживающие процессы — процессы., конечной целью которых является решение внутренних задач организации по обслуживанию бизнес-процессов. Данная группа не является единственной группой процессов, направленных на решение внутренних задач организации.
Налоговое планирование, с одной стороны, может быть представлено как обслуживающий процесс, т.к. оно направлено на решение ! внутренних задач организации по обслуживанию бизнес-процессов, выполняется исходя из интересов собственников и способствует улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия и повышению его финансовой значимости. Однако следует признать, • что налоговое планирование является и специфическим управленческим процессом, т.к. призвано сопровождать (способствовать оптимизации) практически каждую функцию любого бизнес и обслуживающего процесса хозяйствующего субъекта.
Таким образом, налоговое планирование целесообразно считать специфическим управленческим процессом, которое может присутствовать в виде функции в составе, как бизнеса, так и обслуживающих процессов и призвано способствовать оптимизации практически каждой функции любого процесса хозяйствующего субъекта. Эффективность налогового планирования можно существенно повысить, решая его задачи с позиций процессного подхода.
Обобщая результаты рассмотрения влияния налогов на принятие предпринимательских решений, можно констатировать, что оно происходит на различных стадиях налогового планирования, при выполнении различных функций бизнес-процессов и зависит от структуры решаемых вопросов.
10.2. Исторические аспекты налогового планирования в условиях развития теорий финансового менеджмента
В основе многих теорий финансового менеджмента лежит понятие идеальных (или совершенных) рынков капитала, которое предполагает в числе прочих условий отсутствие каких-либо налогов. На практике такое условие выполнимо только для хозяйствующих субъектов, имеющих полное освобождение от налогов. Таким образом, результаты, предсказанные теорией, исходившей из отсутствия налогов, совпадут с действительностью лишь у незначительного количества организаций. Например, такое возможно для организаций, осуществляющих деятельность через оффшорные юрисдикции или имеющих практически полное освобождение от налогов на территории конкретной страны.
Дж.Б. Уильяме и М.Г. Гордон первыми применили анализ дисконтированного денежного потока для управления финансами корпораций.
В 1958 г. Ф. Модильяни и М. Миллер разработали теорию структуры капитала согласно которой стоимость фирмы определяется только ее будущими доходами и не зависит от структуры ее капитала.
В дальнейшем различными исследователями предприняты попытки модифицировать теорию Модильяни—Миллера. В частности, было доказано, что экономия за счет снижения налогов обеспечивает повышение стоимости фирмы по мере увеличения доли заемного капитала только до момента достижения оптимальной структуры капитала. С определенного момента при увеличении стоимости заемного капитала стоимость фирмы снижается, т.к. налоговая экономия более чем перекрывается ростом затрат вследствие необходимости поддержания более рисковой структуры источников средств (банки по мере роста удельного веса заемного капитала источниках средств хозяйствующего субъекта увеличивают уровень платы за кредит). Данная теория получила название теории компромисса между экономией от сниженияналоговых выплат финансовыми затратами.
Модильяни и Миллер разработали также теорию дивидендов рассмотрев влияние политики выплаты дивидендов на курс акций фирмы и доказав отсутствие такового в условиях идеальных рынков капитала (в т.ч. при нулевом' налогообложении).
В 1952 г. Г. Маркович разработал теорию портфеля, доказав, что объединение рисковых активов в портфели позволяет снижать уровень риска. В дальнейшем взаимосвязь между уровнем риска и доходностью нашла свое отражение в разработанной Д. Линтнером, Я. Мойсси-ном и У. Шарпом модели оценки доходности финансовых активов, которая также базируется на принципах идеальных рынков капиталов, предполагающих в числе прочих и нулевое налогообложение.
Теория ценообразования опционов в виде формализованной модели нашла свое отражение в работах Ф. Блэка и М. Шоулза. Данная теория может быть призвана относительно частной, однако при определенных условиях ее целесообразно использовать при дисконтировании и в других финансовых моделях.
Еще одной теорией является гипотеза эффективности рынков, В рамках слабой формы эффективности данной модели в качестве аномалии выделяется «январский эффект», когда в январе доходность ценных бумаг существенно возрастает.
Следующей теорией является теория агентских отноошений.
К числу теорий финансового менеджмента относится и теория асимметричной информации когда менеджер знает о будущем своей фирмы больше, чем наблюдающие за ней аналитики и инвесторы.
Анализ развития теорий финансового менеджмента показал, что значительный вклад в них внесли экономисты-математики, предлагающие довольно абстрактные модели и формулы. Однако на практике принятие конкретных решений на уровне хозяйствующего субъекта в настоящее время не может происходить на основе моделей, обладающих достаточной условностью. Дальнейшее развитие теории финансового менеджмента должно происходить на основе более тесной связи с реальными условиями хозяйствования предприятий, определяющим фактором которых являются налоги.
Одновременно очень важно подчеркнуть, что минимизация суммы Я налога на прибыль путем увеличения расходов хозяйствующего субъекта оказывает на доходность акций такое же влияние, как образование: резерва под обесценение ценных бумаг, т.е. уменьшает доходность.
Именно поэтому налоговое планирование должно быть направлено на оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности организаций, а не на минимизацию сумм налогов.
Налоговый фактор необходимо учитывать и в других моделях, изучаемых различными теориями финансового менеджмента.
Авторы ставили своей целью в данном параграфе не доскональное изучение различных теорий финансового менеджмента, а определение влияния налогов на принятие финансовых решений. Поэтому в заключение необходимо отметить, что в историческом аспекте теории финансового менеджмента претерпевают изменения, неизбежно переходя от теории идеального рынка, когда налоги принимаются равными !гулю, к всестороннему учету налогового фактора. В условиях существования неидеального рынка, внешнего воздействия со стороны налоговой системы на принятие практически любых предпринимательских решений в теоретических концепциях все большее внимание должно уделяться налоговой составляющей, а хозяйствующие субъекты вынуждены заниматься налоговым планированием как составной частью финансового менеджмента.