Воздействие налогов на принятие предпринимательских решений

Целью деятельности хозяйствующего субъекта является, как правило, увеличение стоимости фирмы, повышение благосостоя­ния акционеров. И важнейшим фактором для достижения этой цели является получение предпринимательской прибыли, т.е. прибыли, очищенной от налогов. Именно поэтому крайне актуально рассмот­рение влияния налогов на принятие предпринимательских решений.

Прибыль для предприятия — это очень важно, но это не единственная цель деятельности хозяйствующего субъекта, данное утверждение можно подтвердить следующим.

Во-первых, согласно существующей теории агентских отноше­ний, возникает конфликт между заинтересованностью в прибыли со стороны акционеров и другими интересами финансовых менедже­ров, занимающихся в т.ч. и вопросами налогового планирования.

Во-вторых, утверждение о преобладающей роли прибыли вер­но не для' всех компаний и сфер деятельности. На определенном этапе своего развития организации могут преследовать такие цели, как увеличение доли рынка, в т.ч. и за счет отказа от получения части возможной прибыли в результате снижения цен. Для ряда сфер деятельности не только прибыль, но и социальный эффект являются целью их деятельности: социально-культурная и жилищно-бытовая сфера.

Западные экономисты в настоящее время к данному утвержде­нию подходят все более и более осторожно, не отрицая его всецело, но и не абсолютизируя, увязывают с конкретными обстоятель­ствами. Тем более что абсолютное увеличение прибыли хозяйствую­щего субъекта не всегда отражает реальное изменение эффективно­сти его функционирования. Современная западная экономическая теория выделяет множество подходов к целям фирмы, которые можно классифицировать на:

1) технологическую концепцию, являющуюся основой классиче­ской и неоклассической теорий;

2) институциональную теорию;

3) теорию игр.

Стремление российских организаций к максимизации прибыли з современных условиях часто сопровождается существенными на­рушениями действующего в государстве законодательства о пра­вилах ведения бухгалтерского учета и аудита.

Необходимо отметить следующее противоречие: рыночная экономика не терпит убыточных предприятий, а российская эко­номика, переходя на рыночные рельсы, по инерции сохраняет зна­чительное количество убыточных предприятий. Хотя даже на За­паде при развитой системе аудита компании идут на искажение отчетности.

Как правило, налоговое планирование имеет специфику в зави­симости от целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом.

Оптимизация налогообложения хозяйствующего субъекта в тео­рии должна вести к увеличению размера чистой прибыли и отве­чать интересам как акционеров, так и менеджеров и наемных работ­ников. При планировании как зарубежные, так и российские предприятия часто ориентируются на сводный показатель накоп­лений, включающий в себя прибыль и другие доходы. Во-первых, это часть реальных денежных накоплений в форме избыточных амортизационных отчислений по сравнению с реальным износом оборудования и различных резервных фондов. Во-вторых, это не­реализованный прирост стоимости принадлежащих предприятию активов: недвижимого имущества, товарных запасов, пакетов ак­ций и т.п. В-третьих, это находящиеся в обороте предприятия сред­ства, передача которых в пользу других лиц может быть на опреде­ленное время задержана: суммы налогов, по которым предоставлена отсрочка; фонды привлечения работников к участию в капитале предприятия, образуемые путем начислений на их заработную пла­ту С позиций такого планирования все налоги, уплачиваемые хо­зяйствующими субъектами, рассматриваются как его собственные издержки и являются «встроенным регулятором» для предприни­мательских решений. Так как размер налоговых платежей в общей сумме расходов хозяйствующего субъекта составляет значитель­ную величину, то налоговое планирование осуществляется на всех стадиях его жизненного цикла и во всех сферах его финансово-хозяйственной деятельности.

В идеальной экономике налоги не должны занимать доминирую­щую позицию в принятии предпринимательских и управленческих решений хозяйствующими субъектами, не должны существенно менять философию бизнеса. Однако реально налоги, являясь мощ­нейшим инструментом экономического регулирования, подчиня­ясь принципам корпоративных финансов, оказывают существенное влияние на принятие стратегических и тактических решений.

С одной стороны, это налоговое законодательство, которое рег­ламентирует и устанавливает элементы налогообложения и тем са­мым формирует налоговое бремя.

С другой — налоговые органы, проверяющие налогоплательщи­ков и применяющие налоговые санкции.

Предпринимательские решения должны приниматься только ', с учетом действующих налогов, возможностей их оптимизации с уче­том прогнозируемых изменений налогового законодательства. От­сюда можно сформулировать одну из целей налогового планиро­вания — сокращение влияния налоговой системы на разработку стратегии и тактики организации и использование возможностей, ею предоставляемых, с выгодой для бизнеса. Здесь не просто надо минимизировать налоги, а сократить их негативное влияние на про­цесс принятия и изменения стратегических и тактических предпри­нимательских решений.

Повторим следующую аксиому: налоговый фактор играет ог­ромную роль, начиная от принятия решения, где и какую компаниюсоздать, и заканчивая инвестиционными решениями с учетом дис­контирования. Рассмотрим влияние налогов на принятие предпри­нимательских решений на различных стадиях налогового планиро­вания.

На первой стадии происходит принятие решений о наиболее вы­годном с точки зрения налогового планирования территориальном расположении'самого предприятия, его руководящих органов, фи­лиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налого­вых режимов отдельных стран.

На второй стадии осуществляется выбор организационно-пра­вовой формы юридического лица, его размера и внутренней струк­туры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам. В западных стра­нах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налого­вые обязательства, и наоборот.

Создание филиалов в юрисдикциях с повышенным налоговым бре­менем снижает общие доходы организации, а с мннимачьным—созда­ет дополнительные возможности для налогового планирования.

Третья стадия заключается в текущем налоговом планирова­нии, которое состоит из следующихосновных элементов:

1) использования налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорга­низацию предприятия;

2) использования оптимальных форм договоров при прогнозиро­вании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планиро­вания сделок, опосредствующих предпринимательскую деятель­ность организации;

3) разработки учетной политики для целей оптимизации налогооб­ложения;

4) осуществления вариантных расчетов по различным элементам конкретных налогов;

5) использования возможностей изменения сроков уплаты налогов и сборов, в т.ч. реструктуризации задолженности, отсрочки и рас­срочки уплаты, налогового кредита и инвестиционного налого­вого кредита.. На четвертой стадии принимаются решения по наиболее рацио­нальному размещению активов и прибыли и по инвестированию и аккумулированию средств с учетом возможностей получения дополнительных налоговых льгот или обеспечения возврата части уплаченных налогов.

Рассматривать влияние налогов на принятие предприниматель­ских решений возможно также с позиций процессного подхода, пред­ставляющего качественно новую концепцию внутрифирменного менеджмента, состоящую в коренном пересмотре традиционных" основ построения организаций и их организационной культуры.

Систему процессов организации целесообразно подразделять на две основные группы процессов: бизнес-процессы и обслуживающие процессы.

Бизнес-процессы — процессы, изначальной целью которых является удовлетворение потребностей внешних потребителей, гото­вых платить за результаты процесса.

Обслуживающие процессы — процессы., конечной целью которых является решение внутренних задач организации по обслужи­ванию бизнес-процессов. Данная группа не является единственной группой процессов, направленных на решение внутренних задач организации.

Налоговое планирование, с одной стороны, может быть представлено как обслуживающий процесс, т.к. оно направлено на решение ! внутренних задач организации по обслуживанию бизнес-процессов, выполняется исходя из интересов собственников и способствует улуч­шению финансово-хозяйственной деятельности предприятия и по­вышению его финансовой значимости. Однако следует признать, • что налоговое планирование является и специфическим управленческим процессом, т.к. призвано сопровождать (способствовать оптимизации) практически каждую функцию любого бизнес и обслуживающего процесса хозяйствующего субъекта.

Таким образом, налоговое планирование целесообразно считать специфическим управленческим процессом, которое может присут­ствовать в виде функции в составе, как бизнеса, так и обслуживающих процессов и призвано способствовать оптимизации практически каждой функции любого процесса хозяйствующего субъекта. Эффективность налогового планирования можно существенно по­высить, решая его задачи с позиций процессного подхода.

Обобщая результаты рассмотрения влияния налогов на принятие предпринимательских решений, можно констатировать, что оно происходит на различных стадиях налогового планирования, при выполнении различных функций бизнес-процессов и зависит от структуры решаемых вопросов.

10.2. Исторические аспекты налогового планирования в условиях развития теорий финансового менеджмента

В основе многих теорий финансового менеджмента лежит поня­тие идеальных (или совершенных) рынков капитала, которое пред­полагает в числе прочих условий отсутствие каких-либо налогов. На практике такое условие выполнимо только для хозяйствующих субъектов, имеющих полное освобождение от налогов. Таким об­разом, результаты, предсказанные теорией, исходившей из отсут­ствия налогов, совпадут с действительностью лишь у незначитель­ного количества организаций. Например, такое возможно для организаций, осуществляющих деятельность через оффшорные юрис­дикции или имеющих практически полное освобождение от нало­гов на территории конкретной страны.

Дж.Б. Уильяме и М.Г. Гордон первыми применили анализ дис­контированного денежного потока для управления финансами кор­пораций.

В 1958 г. Ф. Модильяни и М. Миллер разработали теорию структуры капитала согласно которой стоимость фирмы опре­деляется только ее будущими доходами и не зависит от структу­ры ее капитала.

В дальнейшем различными исследователями предприняты по­пытки модифицировать теорию Модильяни—Миллера. В частно­сти, было доказано, что экономия за счет снижения налогов обеспе­чивает повышение стоимости фирмы по мере увеличения доли заемного капитала только до момента достижения оптимальной структуры капитала. С определенного момента при увеличении сто­имости заемного капитала стоимость фирмы снижается, т.к. налого­вая экономия более чем перекрывается ростом затрат вследствие необходимости поддержания более рисковой структуры источни­ков средств (банки по мере роста удельного веса заемного капитала источниках средств хозяйствующего субъекта увеличивают уровень платы за кредит). Данная теория получила название теории компромисса между экономией от сниженияналоговых выплат финансовыми затратами.

Модильяни и Миллер разработали также теорию дивидендов рассмотрев влияние политики выплаты дивидендов на курс акций фирмы и доказав отсутствие такового в условиях идеальных рын­ков капитала (в т.ч. при нулевом' налогообложении).

В 1952 г. Г. Маркович разработал теорию портфеля, доказав, что объединение рисковых активов в портфели позволяет снижать уро­вень риска. В дальнейшем взаимосвязь между уровнем риска и доход­ностью нашла свое отражение в разработанной Д. Линтнером, Я. Мойсси-ном и У. Шарпом модели оценки доходности финансовых активов, которая также базируется на принципах идеальных рынков капиталов, предполагающих в числе прочих и нулевое налогообложение.

Теория ценообразования опционов в виде формализованной модели нашла свое отражение в работах Ф. Блэка и М. Шоулза. Дан­ная теория может быть призвана относительно частной, однако при определенных условиях ее целесообразно использовать при дисконтировании и в других финансовых моделях.

Еще одной теорией является гипотеза эффективности рынков, В рамках слабой формы эффективности данной модели в качестве аномалии выделяется «январский эффект», когда в январе доход­ность ценных бумаг существенно возрастает.

Следующей теорией является теория агентских отноошений.

К числу теорий финансового менеджмента относится и теория асимметричной информации когда менеджер знает о будущем сво­ей фирмы больше, чем наблюдающие за ней аналитики и инвесторы.

Анализ развития теорий финансового менеджмента показал, что значительный вклад в них внесли экономисты-математики, предла­гающие довольно абстрактные модели и формулы. Однако на прак­тике принятие конкретных решений на уровне хозяйствующего субъекта в настоящее время не может происходить на основе моде­лей, обладающих достаточной условностью. Дальнейшее развитие теории финансового менеджмента должно происходить на основе более тесной связи с реальными условиями хозяйствования пред­приятий, определяющим фактором которых являются налоги.

Одновременно очень важно подчеркнуть, что минимизация суммы Я налога на прибыль путем увеличения расходов хозяйствующего субъекта оказывает на доходность акций такое же влияние, как образование: резерва под обесценение ценных бумаг, т.е. уменьшает доходность.

Именно поэтому налоговое планирование должно быть направлено на оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности орга­низаций, а не на минимизацию сумм налогов.

Налоговый фактор необходимо учитывать и в других моделях, изучаемых различными теориями финансового менеджмента.

Авторы ставили своей целью в данном параграфе не доскональ­ное изучение различных теорий финансового менеджмента, а опре­деление влияния налогов на принятие финансовых решений. Поэто­му в заключение необходимо отметить, что в историческом аспекте теории финансового менеджмента претерпевают изменения, неиз­бежно переходя от теории идеального рынка, когда налоги прини­маются равными !гулю, к всестороннему учету налогового фактора. В условиях существования неидеального рынка, внешнего воздей­ствия со стороны налоговой системы на принятие практически лю­бых предпринимательских решений в теоретических концепциях все большее внимание должно уделяться налоговой составляющей, а хозяйствующие субъекты вынуждены заниматься налоговым пла­нированием как составной частью финансового менеджмента.

Наши рекомендации