C 20 марта 2015 года ужесточилась административная ответственность за земельные правонарушения.
Штрафы сейчас исчисляются исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Установление административных штрафов в процентах от кадастровой стоимости земельного участка обусловлено тем, что при определении штрафа за отдельные правонарушения в сфере земельных отношений учитываются индивидуальные характеристики конкретного земельного участка, ставшего предметом посягательства.
Мера наказания применяется дифференцированно, в зависимости от площади нарушения и его местоположения. Чем больше площадь нарушения, тем больше будет размер штрафа. Так, если раньше минимальный штраф за самовольное занятие земельного участка в отношении физических лиц составлял 500 рублей, то с 20 марта это - 5 тысяч рублей, должностных лиц - 20 тысяч рублей (раньше - 1000 рублей), на юридических лиц - 100 тысяч рублей (раньше - 10 000 рублей).
За использование земельных участков не по целевому назначению Федеральным законом установлена следующая ответственность: для граждан минимальный штраф составил 10 тысяч рублей, для должностных лиц - не менее 20 тысяч рублей, для юридических лиц - не менее 100 тысяч рублей.
Кроме того, законом усилилась административная ответственность за неиспользование земельного участка: минимальный штраф для граждан составляет 20 тысяч рублей, для должностных лиц - не менее 50 тысяч рублей, для юридических лиц - не менее 400 тысяч рублей.
За невыполнение предписаний об устранении нарушения земельного законодательства законодатель предусмотрел ответственность на граждан от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на должностных лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификация до 3 лет, на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
В среднем размер штрафа за нарушение земельного законодательства увеличился в 10 раз. Кроме того, новым федеральным законом введена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения по невыполнению предписаний государственного земельного надзора: штраф на граждан составил от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на должностных лиц - от 70 до 100 тысяч рублей, на юридических лиц - от 200 до 300 тысяч рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В силу нового КоАП РФ многие проблемы административной ответственности за земельные правонарушения были решены. Предусматривается также ряд новых составов административных правонарушений в этой области, существенно увеличены размеры штрафных санкций, в число субъектов административной ответственности за земельные правонарушения, наряду с гражданами и должностными лицами, включены также и юридические лица. Но в, то, же время не обошлось и без потерь, которые не были вызваны объективными причинами. Примерами могут служить: неполное регулирование ответственности должностных лиц, нарушающих земельное законодательство; невключение специальных норм об ответственности за захламление земель, нерациональное использование земель и др. Существенным недостатком законодателя также является разбросанность статей о земельных правонарушениях и расположение их вперемежку со статьями, относящимися к нарушениям в сфере других отраслей законодательства, что значительно усложняет их применение на практике. Низкий уровень эффективности уголовной ответственности за земельные преступления в настоящее время также обусловливается несовершенством уголовного законодательства. Несмотря на то, что законодатель признал общественную опасность порчи земли (ст. 254 УК РФ), назначив за ее совершение значительные санкции, на практике количество возбужденных уголовных дел измеряется десятками, а количество привлеченных к ответственности по ней единицами. Существующие штрафные санкции (размер их ничтожно мал), применяемые к конкретным должностным лицам, не способствуют восстановлению нарушенного преступной деятельностью экологического баланса. Штрафы, которые могли бы быть наложены на юридическое лицо, в силу их многократно большего размера, по мнению специалистов, были бы способны выполнять восстановительную функцию.
Таким образом, можно сделать вывод, что российское законодательство несовершенно. Для решения обозначенных проблем необходимо: обеспечить неотвратимость уголовного и административного наказания за порчу земли, т.к. сохранение существующих тенденций прогрессивной деградации земель, когда почва, как естественная саморегулирующаяся система биосферы, уже не справляется с современной техногенной нагрузкой, ведет к разрыву связей природной экологической среды; отличать преступление "порча земли" от одноименного правонарушения, предусмотренного в КоАП РФ; дополнить КоАП РФ такими видами правонарушений, как неповиновение законным распоряжениям должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области рационального использования и охраны земель, или органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, а также невыполнение в срок законных предписаний названных должностных лиц; установить административную ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области рационального использования и охраны земель, или органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, за нарушение порядка привлечения к ответственности лиц, совершивших земельные правонарушения.