Судебная реформа и развитие арбитражного процессуального законодательства
При обсуждении проблем судебной реформы в Государственной Думе, на конференциях и в периодической печати наибольшее внимание уделяется статусу судей и изменению уголовного процесса. Конечно для осуществления правосудия по уголовным делам особенно важна реформа уголовного процесса, приведение норм уголовного процесса в соответствие с Конституцией РФ. Об арбитражном процессе вспоминают редко, проблемы арбитражного суда и его компетенции остаются в тени.
Но ведь в конечном счете от того, какова система арбитражных судов, на каких принципах разграничивается компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов, своевременно ли и справедливо разрешаются экономические конфликты во многом зависит состояние экономики, и в конечном счете благополучие граждан. Следовательно, проблема реформирования арбитражных судов и арбитражного процесса имеет такое же важное значение как проблема реформ других ветвей процесса.
Проблема реформирования арбитражных судов и арбитражного процессуального законодательства может рассматриваться в двух аспектах. Прежде всего это реформирование самой судебной системы, решение проблем разграничения компетенции государственных судов, т.е. судов общей юрисдикции и арбитражных судов, изменение принципов разграничения.
Другой аспект реформы - совершенствование самой судебной процедуры, обеспечение быстрого и справедливого разрешения конфликтов в сфере экономики.
Основной вопрос изменения системы арбитражных судов это вопрос инстанционности, т.е. каково должно быть соотношение судов всех четырех инстанций, какова эффективность построения инстанционности.
В1995 году при утверждении нового Арбитражного процессуального кодекса (далее АПК) была введена апелляционная инстанция, рассматривающая вторично дело при подаче апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции. Вместе с тем было образовано десять кассационных судов округов, рассматривающих жалобы только с позиции законности принятых судебных актов судами первой и апелляционной инстанции.
Создание обособленных кассационных судов округов было очень важным шагом для развития состязательного судопроизводства. Существование же двух инстанций (первой и апелляционной) в одном суде (в суде субъекта Федерации), как показала практика, не всегда приводило к позитивным результатам. Один суд, одно руководство, общий подход ко многим, в том числе и дискуссионным проблемам, не всегда обеспечивает возможность в полной мере проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции. К тому же наличие апелляционной инстанции нередко вело к отдалению сроков вступления решения в законную силу, т.е. создание апелляционной инстанции привело к замедлению судебного процесса.
При обсуждении проблемы изменения системы арбитражных судов (системы инстанционности) высказаны разные предложения: а) передать апелляционное рассмотрение кассационным судам, б) создать межрегиональные самостоятельные апелляционные суды (вывести их из суда первой инстанции), в) отказаться от апелляционного пересмотра судебных актов, изменив функции кассационной и надзорной инстанций.
Вопрос сложный, требует анализа статистических данных, эффективности апелляционного обжалования. Однако до принятия нового АПК эту проблему необходимо решить.
Вторая важная проблема, связанная с реформой судебной системы - это проблема принципов и оснований разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Может ли быть альтернативная подведомственность у двух государственных судов, т.е. одни и те же дела рассматриваются как судами общей юрисдикции, так и арбитражным судом? В этом случае тяжущиеся стороны вправе выбрать суд, которому передается на рассмотрение спор. Представляется, что не должно существовать альтернативной подведомственности государственных судов.
Альтернативный способ разрешения спора - это передача спора третейскому суду, это наличие у спорящих сторон права достигнуть соглашения о том, обратиться ли в соответствующий государственный суд (в соответствии с установленной законом подведомственностью) либо передать спор для третейского разбирательства. Третейские постоянно действующие суды находят в последние годы широкое развитие, что обеспечивает сторонам экономического конфликта свободу выбора.
Но если государство создало два вида судов, разрешающих гражданско-правовые и связанные с ними споры, то каждый из них может рассматривать только определенные категории дел и подведомственность дел каждому суду должна определяться законом. Поэтому концепция судебной реформы исходит из того, что должна быть четко разграничена компетенция судов. При этом компетенция должна быть изменена путем передачи в арбитражные суды ряда споров с участием граждан, вытекающих из корпоративного законодательства, вексельного законодательства и ряда других споров, которые по своей сути являются экономическими.
Споры по своей природе экономические независимо от субъектного состава следует рассматривать в одной судебной системе. Пока же получается так, что если, например, в споре
о законности решения Совета директоров акционерного общества участвует акционер-гражданин, решает конфликт общий суд. Если же нет гражданина, то арбитражный суд.
Нельзя не коснуться еще одного вопроса подведомственности - вопроса о рассмотрении дел с участием организаций с иностранными инвестициями, иностранных организаций. Существует правовая доктрина: если более поздний закон вносит новеллы, то ранее действующая норма должна быть признана утратившей силу. Кроме того, если вносится изменение в определенную двумя законами компетенцию, то надо одновременно менять оба закона. Теперь получилось так, что дела с иностранным элементом, т.е. иностранными лицами и организациями с иностранными инвестициями рассматривают два суда: суд общей юрисдикции и арбитражный суд и выбор суда предоставлен сторонам спора. Это часто приводит к вынесению решений, существенно отличающихся друг от друга.
Поэтому концепция судебной реформы должна исходить из того, что к компетенции арбитражного суда следует относить дела по своему предмету однородные, независимо от того, является ли стороной спора юридическое лицо - организация либо гражданин. Это прежде всего касается дел по спорам корпоративных организаций (ОАО, ООО и др.).
Следующий вопрос - сближение гражданского и арбитражного процессов. Одноименные институты и в том и в другом процессе должны получить одинаковое решение. Иное решение следует применять тогда, когда действительно есть потребность в этом в зависимости от предмета спора. Таких отношений не так уж много, их особенности должны быть отражены. Но чисто субъективный подход и вкусовые моменты мешают сближению двух процессов. В связи с этим возникла еще одна проблема: можно ли отдельно решать вопросы, связанные с совершенствованием гражданского и арбитражного процессов? Представляется, что новые кодексы следует утверждать одновременно.
В последнее время активно обсуждается проблема создания административных судов и утверждения кодекса административного судопроизводства.
Не хотелось бы затрагивать проблему административного судопроизводства, потому что не ставился вопрос о передаче из арбитражного суда дел из административных отношений в административные суды. Однако этот вопрос связан как с компетенцией арбитражных судов, так и с проблемой АПК. Во-первых, хотелось бы напомнить, что в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ рассмотрение жалоб на акты государственных органов и органов местного самоуправления является способом защиты гражданских прав и прежде всего от административного произвола. Во-вторых, в соответствии со ст.11 Гражданского кодекса РФ четко разграничены два способа защиты гражданских прав: судебный и административный. Обжалование решений государственных органов и органов местного самоуправления в основном относится к судебному порядку защиты гражданских прав, гарантированному ст.46 Конституции РФ.
В каком законе должны быть нормы о рассмотрения таких дел? Статистика за 2000 год показывает, что 47% споров, рассмотренных арбитражным судом, - это споры с участием органов исполнительной власти, в том числе налоговых, таможенных, антимонопольных органов, т.е. дела, где одной из сторон является государственный орган или орган местного самоуправления. Если признать, что это споры из административных отношений, то это и есть 47% всех дел, разрешаемых арбитражными судами.
Сейчас есть определенное отличие рассмотрения таких дел в действующем АПК. Рассмотрение дел из гражданских и административных отношений регулируются в ряде случаев разными нормами. Разработанный проект АПК четко в отдельной главе определяет такие особенности. Их не так уж много. Нужно ли выносить соответствующие нормы из АПК и разрабатывать новый Кодекс административного судопроизводства, который будет обязателен для арбитражного суда? Подготовленный проект Кодекса об административном судопроизводстве хорошо написан. Однако, если его внимательно посмотреть, то в нем те же правовые институты, те же правовые нормы что в АПК и ГПК.
Поэтому, видимо, приемлема следующая позиция: рассмотрение дел из административных отношений должно регулироваться Арбитражным процессуальным кодексом и Гражданским процессуальным кодексом. Вообще сочетание слов административное судопроизводство едва ли оправдано. Можно говорить о судопроизводстве по делам из административных отношениях либо об административном способе разрешения конфликта. Судопроизводство, т.е. процесс разрешения споров третьей властью - судебной властью, по самой своей природе не может быть административным, хотя нормы о судебном процессе являются публичными, т.к. одной из сторон при судопроизводстве является государственный суд.
Следовательно, особенности разрешения дел судами должны найти отражение в нормах законов о судопроизводстве (в АПК и ГПК). При этом, видимо, должен быть решен единообразно вопрос в АПК и ГПК, является ли обращение к суду за защитой нарушенных или оспариваемых прав иском (публичным иском) или требованием к суду о защите субъекта гражданского права от административного произвола.
Иной аспект судебной реформы - это проблема совершенствования законодательства, регулирующего арбитражный процесс. Первый вопрос, на который следует обратить внимание, это то, что совершенствование арбитражного процесса не исчерпывается совершенствованием содержащихся в АПК процессуальных норм. Без одновременного изменения всех процессуальных норм, содержащихся в других федеральных законах, судебную реформу в сфере арбитражного процесса провести нельзя. В частности, необходимо менять Закон о банкротстве. По существу в очень многих странах, например, в Германии, законодательство о банкротстве рассматривается, как законодательство процессуальное. В действующем Законе о несостоятельности (банкротстве) больше половины процессуальных норм. Очень важные решения приняты Конституционным Судом по Закону о банкротстве, з частности, по порядку обжалования и т.п. Конституционный Суд признал многие статьи этого Закона не соответствующими ст.46 и ст.123 Конституции РФ.
Можно ли провести реформу арбитражного процесса, не изменив процессуальные нормы Закона о банкротстве, которые написаны так, что любой процессуалист не может даже их произносить? Оказывается на разрешение суда передаются не требования кредиторов о признании существования определенных гражданско-правовых отношений с должником, установление размера долга, а возражения арбитражного управляющего против этих требований. Такая норма равносильна тому, что в АПК и ГПК будет записано, что на рассмотрение суда прежде всего передаются возражения должника, а не исковые требования кредитора.
Необходимо одновременно с АПК изменять Закон об исполнительном производстве. Какое значение будет иметь решение суда, если механизм принудительного исполнения решений таков, что решение превращается в бумажку, потому что исполнить его часто невозможно. На это есть, конечно, экономические причины, но достаточно и правовых. Поэтому изменение Федерального закона "Об исполнительном производстве" должно идти одновременно с изменениями АПК и ГПК, с усилением роли суда в исполнительном производстве. Теперь несколько слов о самом Арбитражном процессуальном кодексе. За последние 10 лет арбитражный процессуальный кодекс меняется третий раз. Такая быстрая смена федерального закона только отчасти вызвана изменениями экономики, свойственными переходному периоду. Многие изменения субъективны.
Развитию любой отрасли законодательства, с одной стороны, свойственна динамичность, с другой - консерватизм. Представляется, что те процессуальные институты и нормы, которые прошли проверку временем, имеют длительную историю, не должны меняться. Не следует их создавать заново или радикально менять.
Прежде всего вызывают возражение новеллы, связанные со сроками рассмотрения дел.
Одной из целей судебной реформы арбитражного процессуального законодательства является ускорение рассмотрения экономических споров, их открытость, обеспечение справедливости и объективной истины. Однако в проекте закреплены нормы, которые удлиняют сроки рассмотрения дел. Предлагается вводить по инициативе суда посредничество, проводить обязательное предварительное судебное разбирательство. На такие процедуры, не свойственные динамичному процессу, может уйти до 4 месяцев. В соответствии же с п. 1 ст. 158 проекта АПК срок для рассмотрения дела будет исчисляться не со дня поступления заявления в суд, а с момента окончания всех этих процедур и вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству. Можно полагать, что норма об исчислении срока (а он вряд ли должен удлиняться по сравнению с действующими нормами) должна быть изменена.
В новом АПК должны быть восполнены пробелы, существование которых затрудняет судебное разбирательство и защиту прав сторон. В частности, важно закрепить основание обязательного соучастия, изменить порядок кассационного и надзорного пересмотра решений.
Требуют сохранения нормы о ненадлежащей стороне, о возможности изменения истцом предмета иска и ряд других норм, закрепляющих права сторон. Отсутствуют какие-либо объективные причины для ущемления прав сторон при разработке нового кодекса.
Принцип состязательности - основной конституционный принцип процесса - изложен очень лаконично. Кроме того, по-прежнему суд лишен каких-либо прав по осуществлению распорядительных действий, в том числе права истребовать доказательства. Отсутствие норм, обеспечивающих активную роль суда в процессе, затрудняет нахождение объективной истины, как основы справедливого решения.
Серьезные замечания вызывают нормы проекта АПК, касающиеся возможности оспаривания решений третейских судов, в том числе Международного коммерческого арбитражного суда, выдачи исполнительных листов в случае неисполнения сторонами решений третейского суда, норм о признании решений иностранных судов. Такие нормы проекта должны быть приведены в соответствие с международными конвенциями, с Законом о МКАС, а также учитывать практические потребности российских деловых кругов, участвующих во внешнеэкономическом обороте