О кадровом, финансовом и материально-техническом обеспечении судебной деятельности
3.1. Качество функционирования судебной системы самым непосредственным образом связано с кадровым обеспечением судейского корпуса и аппаратов судов.
В большинстве случаев суды в Российской Федерации сформированы из числа высококвалифицированных, имеющих хорошую юридическую подготовку специалистов, хотя штатная численность судей и работников аппаратов судов определяется с учетом фактической возможности, а не на основе научно обоснованных нормативов судебной нагрузки.
С повышением квалификационных требований к стажу государственной гражданской службы особую остроту приобрел вопрос укомплектования аппаратов судов, от деятельности которых во многом зависит эффективность и качество правосудия.
Требование определенного стажа как обязательного условия для занятия претендентом должности государственной службы создало препятствие для замещения вакантных должностей в аппарате суда. Так, суды были лишены возможности принимать на должности секретарей судебного заседания лиц из числа выпускников юридических вузов при отсутствии у них трехлетнего стажа работы по специальности. Острая нехватка кадров ощущалась не только в отдаленных районах, но даже в крупных городах, что не могло не отразиться на стабильности работы аппаратов судов и эффективности правосудия. В связи с этим Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, органами судейского сообщества были предприняты активные шаги, направленные на изменение ситуации, сложившейся в судах в связи с формированием кадрового состава аппаратов. Благодаря их усилиям был издан Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 2008 г. № 1127, который несколько стабилизировал ситуацию, но все же в большинстве судов она остается достаточно сложной.
Одной из причин текучести кадров из аппаратов судов является низкий уровень заработной платы специалистов, особенно занимающих младшие государственные должности. Заработная плата таких же специалистов, работающих в других государственных органах, а также в коммерческих структурах, значительно выше, чем в судах. Это приводит к тому, что выпускники юридических вузов предпочитают идти на работу в иные сферы, а суды теряют хороших специалистов.
Указанные обстоятельства не способствуют эффективному функционированию судебной системы и подготовке резерва кадров для замещения должностей судей. В связи с этим необходимо существенно увеличить заработную плату специалистам всех категорий и групп, работающим в судах, определив ее в таком размере, который бы делал эти должности престижными, стимулировал добросовестное исполнение обязанностей государственной службы на высоком уровне, обеспечивал бы достойный уровень жизни.
Неоправданно низкой является и заработная плата персонала по охране и обслуживанию зданий судов, работников транспортных служб. На эти вопросы обращалось внимание в постановлении VI Всероссийского съезда судей, однако неоднократные предложения по их решению остались нереализованными.
3.2. Важная роль в отправлении правосудия отводится обеспечению установленного порядка деятельности судов, которое в соответствии с законом возложено на службу судебных приставов. Однако реализация задачи обеспечения установленного порядка деятельности судов во многом зависит от укомплектованности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов квалифицированными кадрами.
Как показывает практика, далеко не во всех случаях служба судебных приставов обеспечивает суды, особенно военные, своими кадрами, осуществляющими функции поддержания порядка в судах. Таким образом, суды попадают в зависимость от органов исполнительной власти, в обязанности которых входит обеспечение установленного порядка деятельности судов.
Не соответствует состоянию криминогенной ситуации и террористической опасности, прежде всего в Южном федеральном округе, уровень обеспечения личной безопасности судей, членов их семей и охраны зданий судов. На это ранее уже обращалось внимание в документах Съезда судей, однако и по сей день необходимых мер по обеспечению круглосуточной охраны зданий судов силами ФССП России, установленного порядка их деятельности, безопасности судей и членов их семей не принято.
3.3. В период после VI Всероссийского съезда судей положение дел с финансированием судов улучшилось, однако объем средств, выделяемых на финансирование судебной системы, не обеспечивает реальную потребность.
Так, бюджетные ассигнования, предусмотренные проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», удовлетворяют потребности судов лишь частично. По отношению к бюджетной заявке на 2009 - 2011 годы объем ассигнований на обеспечение судов не превышает 70 - 80 %
При этом отдельные направления финансирования судебной системы из года в год обеспечиваются не в полном объеме.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, объем средств на социальные гарантии действующих судей в 2009 году составит 31,1 %, в 2010 году - 31,1 %, в 2011 году - 30,3% от потребности.
А средства, выделяемые на услуги связи (в 2009 году - 47,1 %, в 2010 году - 54,5 %, в 2011 году - 57,0% от потребности), материально-техническое обеспечение (в 2009 году - 46,3 %, в 2010 году - 46,0 %, в 2011 году - 45,7% от потребности), командировочные расходы (в 2009 году - 88,2 %, в 2010 году - 81,4 %, в 2011 году - 80,7% от потребности), информационно-правовое сопровождение деятельности судов (в 2009 году - 47,1%, в 2010 году - 47,7%, в 2011 году - 47,8% от потребности), не учитывают прогнозируемый рост цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий, что скорее всего приведет к ограничению доступа к услугам связи, несвоевременному рассмотрению дел и значительному увеличению кредиторской задолженности.
Несмотря на некоторые позитивные тенденции в части капитального строительства с целью обеспечения судов приспособленными для работы помещениями в соответствии с действующими нормами, денежных средств, выделяемых на строительство, реконструкцию и ремонт имеющихся помещений, недостаточно. Значительная часть арбитражных судов и судов общей юрисдикции размещена в зданиях, не только не соответствующих уровню органов государственной власти, но и не позволяющих организовать деятельность судов в соответствии с требованиями закона. Площади многих судов не позволяют в целях обеспечения открытости правосудия организовать зоны свободного доступа граждан и представителей средств массовой информации, оборудовать приемные, комнаты ожидания для свидетелей, места общественного питания, помещения для психологической разгрузки и т.д.
Особо актуальной является проблема размещения судебных участков мировых судей, обеспечения их оргтехникой и мебелью. Многие мировые судьи осуществляют правосудие в помещениях районных судов, что противоречит цели создания мировой юстиции. Такое положение предопределяет необходимость передачи функций организационного обеспечения деятельности мировых судей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации с финансированием этой работы из федерального бюджет.
Необходимым условием дальнейшего развития судопроизводства, повышения информированности общества о деятельности судебной системы является обеспечение судов программно-техническими средствами видео-конференц-связи, создание интернет-сайтов судов, на которых уже сегодня размещается доступная широкому кругу лиц информация о деятельности судов, создание инженерных служб и должностей по информатизации, внедрение системы «электронного правосудия» в арбитражных судах и т.п.
Все это требует значительных денежных ассигнований и квалифицированных специалистов в области информационных технологий.
Поддержание в актуальном состоянии информационных ресурсов судов, в том числе доступных из сети «Интернет», обеспечение эффективного использования ГАС «Правосудие» в деятельности судов и системы Судебного департамента, обеспечение информационной безопасности невозможно без создания постоянной системы поддержки эксплуатации и сервисного обслуживания ГАС «Правосудие», охватывающей всю Россию. Решением этого вопроса стало бы создание информационного центра, финансируемого из федерального бюджета.
Не обеспечивают реальной потребности и предусмотренные в бюджете средства на реализацию федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы по направлению расходов на капитальные вложения.
Анализ ситуации в строительстве зданий для судов общей юрисдикции показал, что запланированные государственные капитальные вложения на выполнение программных мероприятий не позволят решить задачи, которые ставились при разработке вышеназванной программы. Это связано с необходимостью увеличения площадей, обусловленного ростом штатной численности судей, административного и вспомогательного персонала, а также с удорожанием строительства.
Для завершения в 2011 году начатых и проектируемых объектов необходимы дополнительные ассигнования на 2009 год в размере 1 030 млн рублей, на 2010 год - 4 065 млн рублей, на 2011 год - 3 440 млн рублей.
Для строительства, реконструкции и приобретения зданий арбитражных судов указанная программа предусматривает выделение 8 568,4 млн рублей, что составляет 51,7 % от заявленной потребности. Еще более острой является проблема финансирования жилья для судей. Объем выделенных средств на эти цели в три раза ниже потребности, если исходить из необходимости полного обеспечения отдельными жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Недостаточное финансирование и постоянное удорожание стоимости жилья приводят к затягиванию сроков предоставления его судьям, к росту числа очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что снижает уровень материальных гарантий статуса судей, обязанность обеспечения которых возложена на государство.
Не решен на законодательном уровне вопрос обеспечения жильем мировых судей. Законодателем до настоящего времени не определен уровень бюджетной системы Российской Федерации, на котором должна лежать обязанность по обеспечению этих расходов. Не определен порядок обеспечения жилыми помещениями и работников аппаратов судов.
В целях решения названных проблем требуются совместные усилия высших судебных органов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, а также Правительства Российской Федерации, всех заинтересованных лиц для выработки предложений не только по внесению изменений в федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы, но и по закреплению на законодательном уровне действенных гарантий финансирования судов, которые позволяли бы им обеспечить полное и независимое осуществление правосудия в соответствии с федеральным законом. В числе таких гарантий могут рассматриваться закрепленные в законе принципы и нормативы финансирования судов, право судов самостоятельно распоряжаться выделенными бюджетными средствами, достаточное выделение средств на осуществление правосудия, финансирование отдельной строкой расходов на социальное обеспечение судей, с учетом современного уровня цен и другое.