Организационное обеспечение судов
Период, прошедший после V Всероссийского съезда судей, отмечен улучшением организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции (включая военные суды), органов судейского сообщества, мировых судей. Значительно возрос объем бюджетных ассигнований, выделяемых на их финансирование: с 9 705 646,0 тыс. рублей в 2001 году до 29 388 185,4 тыс. рублей в 2004 году.
Отмечая тенденцию увеличения объемов финансирования судебной системы, вместе с тем следует констатировать, что Правительством Российской Федерации не выполняется должным образом положение статьи 124 Конституции Российской Федерации о том, что финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Так, финансирование затрат на материально-техническое обеспечение судов общей юрисдикции осуществляется только на 50% от потребности.
Обоснованные ежегодные бюджетные заявки Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации удовлетворяются не полностью, что существенным образом отражается на эффективности работы судов.
Более того, Правительством Российской Федерации в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" предлагается приостановить с 1 января по 31 декабря 2005 года действие нормы Федерального закона "О финансировании судов Российской Федерации" о том, что размер бюджетных средств, подлежащих выделению на очередной финансовый год для финансирования судов Российской Федерации, может быть уменьшен только с согласия органов судейского сообщества. Данное предложение противоречит также статье 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" финансирование судов должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов. Однако до настоящего времени проект федерального закона о нормативах финансирования судов, разработка которого поручениями Правительства Российской Федерации была возложена на Министерство финансов Российской Федерации, не подготовлен.
Съезд считает, что принятие федерального закона о нормативах финансирования судов будет способствовать реализации статьи 124 Конституции Российской Федерации.
Требует решения проблема размещения судов общей юрисдикции, часть которых расположена в неприспособленных для осуществления правосудия зданиях, не имеющих необходимого количества кабинетов для судей, совещательных комнат, залов судебных заседаний и других служебных помещений. В настоящее время более 60% судов общей юрисдикции занимают помещения, площади которых в 3-4 раза меньше нормативных. Значительная часть зданий этих судов нуждается в проведении капитального и текущего ремонта.
Решение этой проблемы требует значительных инвестиций. Необходимо построить и реконструировать более 500 и отремонтировать более 1550 зданий судов. Между тем потребности судов общей юрисдикции на эти цели в инвестициях из федерального бюджета удовлетворяются только на 20%.
Размещение отдельных арбитражных судов и состояние занимаемых ими служебных помещений продолжают оставатьсянеудовлетворительными. Средняя обеспеченность арбитражных судов рабочими площадями составляет 30% от нормативной. 20% арбитражных судов расположены на арендуемых площадях.
Сложившаяся ситуация требует ежегодного увеличения финансирования строительства и реконструкции зданий, а также на приобретение жилья для судей и государственных служащих судов.
Недостаточен уровень компьютеризации и информационного обеспечения деятельности судов.
Так, оснащенность судов общей юрисдикции автоматизированными рабочими местами составляет только 52% и менее 50% судов имеют доступ к каналам глобальной сети Интернет.
До настоящего времени финансирование по вопросам обеспечения жильем, страхования имущества, медицинского обслуживания судей и членов их семей осуществляется недостаточно.
При данном финансировании судов общей юрисдикции санаторно-курортным лечением могут воспользоваться лишь 15 тыс. человек (21%). Между тем право на такое лечение имеют каждый судья и члены его семьи (более 70 тыс. чел.)
По данным на 2004 год 768 судей судов общей юрисдикции не имеют жилья и 2028 судей нуждаются в улучшении жилищных условий. Однако инвестиции, выделенные из федерального бюджета в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, составляют всего 5,3% от потребности.
Оплата труда работников аппаратов судов не соответствует объему и сложности выполняемой ими работы. Крайне низка заработная плата персонала по охране и обслуживанию зданий.
Уровень обеспечения личной безопасности судей и охраны зданий (помещений) судов, прежде всего в Южном федеральном округе, не адекватны состоянию криминогенной обстановки и террористической опасности.
За три последних года убиты 7 судей и 4 члена их семей, свыше 100 судей стали жертвами разбоев, грабежей и хулиганств.
Однако органы внутренних дел не планируют и не осуществляют профилактических, упреждающих мер по обеспечению безопасности судей и членов их семей. Расследование преступлений, совершенных в отношении судей и членов их семей, нередко ведется пассивно и заканчивается безрезультатно. Многие возбужденные по этим фактам уголовные дела прекращены, а правонарушители не изобличены и не наказаны.
Судейское сообщество обеспокоено сложившимся положением в обеспечении безопасности помещений судебных участков мировых судей.
Имеющаяся информация о чрезвычайных происшествиях свидетельствует о резком росте числа покушений на судебные участки мировых судей, совершаются кражи уголовных и гражданских дел, материальных ценностей, поджоги и взрывы. В 2002-2003 годах общее количество таких происшествий возросло в два раза, а в первом полугодии 2004 года увеличилось почти в три раза по сравнению с их количеством за аналогичный период 2003 года.
Каждое третье здание судебного участка мирового судьи не имеет охраны, на каждом втором - отсутствуют стационарные металлообнаружители, только 30% судебных участков оборудованы охранно-пожарной сигнализацией.
Согласно законодательству решение этого вопроса относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Обязанность по обеспечению охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Эти обязанности они в соответствии с Федеральным законом "О судебных приставах" исполняют лишь в рабочее время.
Между тем зачастую судебные процессы в силу необходимости продолжаются и после окончания рабочего времени.
Кроме того, в целях выполнения требований статьи 108 УПК РФ (судья должен вынести судебное решение по ходатайству об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу не позднее 8 часов с момента поступления в суд материалов) суды функционируют и в нерабочее время, а также в выходные и праздничные дни.
Таким образом, указание в упомянутом Федеральном законе на то, что названные судебные приставы осуществляют свои полномочия только в рабочее время, фактически сводит на нет исполнение ими и других обязанностей, в том числе обязанности, обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей.
С учетом этих обстоятельств, а также того, что указанные судебные приставы не подчинены председателям судов и систематически без согласования с ними отвлекаются на совершение исполнительных действий и, как следствие, не обеспечивают безопасность в судах, Верховный Суд Российской Федерации, выражая волю судейского сообщества, внес в Государственную Думу законопроект, предусматривавший передачу подразделений судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в ведение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Законопроект отклонен. В этой связи Съезд считает, что сложившаяся ситуация может быть разрешена путем принятия закона, предусматривающего создание ведомственной системы обеспечения безопасности в судах.
В организационном обеспечении правосудия особую значимость имеет проблема нормативов нагрузки судей.
Из года в год возрастает количество дел, рассматриваемых судами. При этом численность судей увеличивается крайне незначительно. Это приводит к постоянному росту их нагрузки.
Съезд отмечает, что высокая нагрузка судей по разрешению дел будет сохраняться до тех пор, пока не будут утверждены в установленном порядке научно обоснованные нормы нагрузки на одного судью и штаты судей с учетом этих нормативов.
Необходимо повысить уровень кадрового обеспечения судов, исходя из того, что каждый судья должен быть обеспечен помощником, а судья первой и апелляционной инстанций, кроме того,- и секретарем судебного заседания.
Сохраняются проблемы с соблюдением сроков назначения кандидатов на должности судей и связанные с этим трудности формирования судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Съезд полагает, что особое внимание должно быть уделено срокам назначения судей и вопросам взаимодействия с Администрацией Президента Российской Федерации. Это тем более важно в условиях предстоящего ухода в отставку значительной, части судей, достигших предельного возраста в должности судьи, а также формирования нового звена арбитражных судов - апелляционных судов
Изучение кадровой динамики за последние несколько лет свидетельствует о наметившейся негативной тенденции к усилению текучести кадров, оттоку судей и квалифицированных специалистов. Эти тенденции вызваны высокой судебной нагрузкой, низким материальным обеспечением судей и работников аппаратов судов.
Установленный в настоящее время уровень материального обеспечения судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов не соответствует ни их высокому статусу, ни той задаче, которую они решают при осуществлении правосудия, ни ответственности, возложенной на них как на носителей судебной власти. Не учитывает он и сложности, напряженности и объема выполняемой судьями работы.
Съезд считает, что различный подход к установлению уровня и объема социальных гарантий лицам, работающим в системе органов исполнительной власти и органов судебной власти, не согласуется с конституционными принципами разделения властей и самостоятельности ветвей государственной власти.
До настоящего времени не решены вопросы социально-правовой защиты судей. Согласно законодательству после смерти судьи (судьи в отставке) прекращается выплата заработной платы (пожизненного содержания), что ставит членов семьи, находившихся на его иждивении, в сложное материальное положение.
Съезд полагает, что данная проблема должна быть решена законодательным путем.
В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" жизнь, здоровье и имущество судьи подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем положение о порядке и условиях обязательного государственного личного страхования судей и их имущества Правительством Российской Федерации не разработано.
Съезд отмечает необходимость разработки такого положения.