Законодательство и судебная деятельность
После IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей (декабрь 1996 г.) приняты и введены в действие Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", Федеральные законы "О судебных приставах", "Об исполнительном производстве", "О финансировании судов Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации" и другие
Этот блок законодательных актов имеет важное значение как в деле укрепления судебной системы, так и для ее дальнейшего развития и совершенствования.
Однако, как показывает практика, крайне необходимы и другие законы, принятие которых неоправданно затягивается.
Два года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации не рассматривает проект федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", внесенный Президентом страны. В течение нескольких лет не принимается подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". До настоящего времени не принят внесенный Верховным Судом Российской Федерации законопроект "О приведении штатной численности судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в соответствие с нормами нагрузки", а также проект федерального закона "Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов", внесенный Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Нынешнее состояние процессуального законодательства крайне неудовлетворительно, на что уже обращалось внимание в резолюции предыдущего Всероссийского съезда судей.
Новые Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации до сего времени не приняты, что существенным образом отражается на своевременном и качественном разрешении дел, а в конечном итоге, на надлежащей судебной защите прав участников судопроизводства. Необходимо ускорить и рассмотрение проекта новой редакции Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
За последние годы только в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР внесены десятки изменений и дополнений. Кроме того, крайне затрудняет применение этого Кодекса и то, что ряд его норм признан Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации и, в частности, ее статье 123, провозгласившей принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Этот демократический принцип правосудия не будет действовать в полной мере до тех пор, пока не найдет детального закрепления в гражданском, уголовном, административном и арбитражном процессуальном законодательстве.
До настоящего времени не решена проблема, связанная с реализацией конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь. Проект федерального закона "Об адвокатуре в Российской Федерации" обсуждается в Государственной Думе в течение нескольких лет, перспектива принятия его не ясна, а, следовательно, остаются нерешенными не только вопросы получения квалифицированной юридической помощи, но и вопросы относительно порядка оказания такой помощи бесплатно для малоимущих слоев населения. Предложения о создании в этих целях муниципальной адвокатуры не воспринимаются. Продолжаются дискуссии по поводу построения адвокатуры, тогда как решение вопроса о реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь отодвигается на второй план.
Остается весьма актуальным вопрос о безотлагательном приведении законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Достаточно отметить, что судами общей юрисдикции рассматривается ежегодно несколько сотен тысяч дел, возникающих из административно-правовых отношений, в том числе дел об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц. В арбитражных судах дела по спорам, вытекающим из административно-правовых отношений составляют почти половину всех рассматриваемых дел. Разрешение административных дел в судах нуждается в совершенствовании.
В этой связи для деятельности судов общей юрисдикции имеет важное значение внесенный Верховным Судом Российской Федерации в Государственную Думу пакет проектов федеральных конституционных законов, в том числе "О федеральных административных судах в Российской Федерации", принятие которого будет способствовать эффективному разрешению указанной категории дел в условиях независимого осуществления правосудия.
Съезд выражает надежду, что этот законопроект будет принят и введен в действие в разумные сроки.
Говоря о необходимости добротной законодательной базы для осуществления правосудия, следует заметить, что не все принятые и введенные в действие законодательные акты учитывают возможности судов по их применению.
К таким законодательным актам относится прежде всего Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", который вместо облегчения и упрощения работы судов создал проблемы по формированию корпуса народных заседателей, поскольку большинство их отказывается от участия в осуществлении правосудия, что приводит к массовым срывам судебных заседаний.
По мнению Съезда этот Федеральный закон принят вопреки сложившимся реалиям, а поэтому нуждается в серьезной корректировке с учетом потребностей судебной практики.