Организация КРС в России в период абсолютизма
В конце XIX - начале XX века капитализм в России вступает в свою последнюю, завершающую стадию - империализм. С этого времени в организации и проведении контрразведывательной деятельности значительно усиливается роль Военного министерства России и его Главного штаба.
В.И. Ленин писал: "Эпоха новейшего капитализма показывает нам, что между союзами капиталистов складываются известные отношения на почве экономического раздела мира, а рядом с этим, в связи с этим между политическими союзами, государствами складываются известные отношения на почве территориального раздела мира, борьбы за колонии, "борьбы за хозяйственную территорию".*
Как и всякое другое империалистическое государство, Россия не могла остаться в стороне от борьбы различных империалистических группировок между собой за передел рынков сбыта, источников сырья, за овладение новыми колониями.
Царское правительство, сознавая возможность военного конфликта на Дальнем Востоке, не могло не обратить внимания на возрастающую в условиях будущей войны опасность иностранного шпионажа, особенно со стороны Японии. Японская разведка задолго до развязывания военных действий на Дальнем Востоке, а затем и во время войны вела активную разведывательную деятельность против России в Европе, на Ближнем Востоке, в других регионах. При этом Япония пользовалась поддержкой некоторых иностранных держав (Германии, Турции, Англии). Японцы вели активную шпионскую деятельность в Петербурге: до января 1904 года непосредственно через свое посольство, а затем через дипломатические представительства стран, симпатизировавших Японии.
Для борьбы со шпионами, действовавшими под прикрытием иностранных посольств, в России в 1903 году предпринимается первая попытка создать специальный орган Военной контрразведки. Проект его создания был изложен 20 января 1903 года в докладе, подготовленном канцелярией Военно-ученого комитета Главного штаба. Доклад был подписан военным министром генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным и утвержден императором Николаем II. Предлагалось учредить особый военный орган, ведающий розыском иностранных шпионов и изменников, назвав его разведочным отделением.
Основной целью разведочных отделений являлось обеспечение сохранности военной тайны.
Составители проекта обосновывали необходимость создать разведочное отделение при Главном штабе, а не при Департаменте полиции следующими причинами: во-первых, Департамент полиции имел свои задачи и не мог выделить новому отделению необходимых сил и средств; во-вторых, от работников отделения требовалась полная и разносторонняя осведомленность в военных вопросах.
Поэтому в 1903 году перед войной с Японией при Военно-ученом комитете Главного штаба создается специальный орган военной контрразведки. Предполагалось, что должности руководителей разведочного отделения будут занимать военные специалисты, знакомые с организацией военных учреждений русской армии, а исполнителями станут специалисты по тайному розыску, то есть агенты-сыщики. Разведочное отделение с самого начала было задумано как негласное учреждение, так как считалось, что иначе терялся бы главный шанс на успех его деятельности.
Несмотря на то, что разведочное отделение вместе с техническим аппаратом и агентурой насчитывало всего 22 человека, уже к концу 1903 года оно наладило наблюдение за австро-венгерскими, германскими и японскими военными агентами, за некоторыми служащими государственных учреждений, в отношении которых были получены сигналы об их преступной деятельности. Так, например, в начале января 1904 года разведочным отделением был разоблачен штаб-офицер для особых поручений при главном интенданте ротмистр Ивков, шпионивший в пользу Японии.
Через внутреннюю агентуру разведочного отделения уже 12 декабря 1903 года стало известно о подготовке к отъезду из Петербурга японской миссии, о чем было сообщено царю. Таким образом, разведочное отделение заблаговременно предоставило информацию о возможных военных действиях Японии против России. Царское правительство не придало этой информации должного значения.
С образованием разведочного отделения контрразведка в России впервые оформилась организационно. Правда, в организации разведочного отделения имелся ряд недостатков: оно было малочисленным, не имело периферийных органов, районом деятельности являлся в основном Петербург и его окрестности.
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов организация контрразведывательной деятельности на Дальневосточном театре военных действий основывалась на Положении о полевом управлении войск в военное время 1890 года. Согласно данному нормативному акту в штабах армии создавалась генерал-квартирмейстерская служба, а при ней - разведывательные отделы. На них и возлагалась задача борьбы с подрывной деятельностью японской разведки. С окончанием войны и расформированием действующей армии разведывательные отделы были упразднены, прекратилась и контрразведывательная работа на Дальнем Востоке.
В 1905 году разведочное отделение перестало относиться к Главному штабу и было передано в ведение Главного управления Генерального штаба. По-прежнему наиболее активно борьба со шпионажем велась в Петербурге и прилегающих к нему районах.
Локальные войны между отдельными империалистическими государствами в начале XX века были лишь прологом назревавшей первой мировой войны. К 1907 году империалистический лагерь разделился на две основные противоборствующие группировки. В одну из них входила Россия. Большинство развитых капиталистических государств было занято приготовлениями к войне. Агентурной разведке и контрразведке в этих приготовлениях отводилось значительное место.
8 июня 1911 года военным министром России было утверждено Положение о контрразведывательных отделениях. При разработке Положения были учтены принципы организации и опыт деятельности разведочного отделения. В структуре военной контрразведки России по Положению 1911 года предусматривалось наличие центрального органа контрразведки и местных отделений.
Руководил всеми органами контрразведки отдел генерал-квартирмейстера, подчинявшийся непосредственно начальнику Генерального штаба. Все делопроизводство и любая переписка по вопросам борьбы с военным шпионажем сосредоточивалась в особом делопроизводство отдела генерал-квартирмейстера. Согласно второму параграфу Положения при особом делопроизводстве для ведения переписки, регистрации шпионов и оказанию помощи делопроизводителю особого делопроизводства 1 ноября 1911 года был организован центральный регистрационный орган.
Петербургское городское (столица и ее окрестности) контрразведывательное отделение, подчинявшееся отделу генерал-квартирмейстера Главного управления Генерального штаба, было центральным органом контрразведки.
Местные КРО организовывались при штабах военных округов. Это были Петербургское, Московское, Виленское, Варшавское, Киевское, Одесское, Тифлисское, Ташкентские, Иркутское и Хабаровское контрразведывательные отделения. Деятельность этих КРО распространялась соответственно на территории Петербургского, Московского и Казанского, Виленского, Варшавского, Киевского, Одесского, Кавказского, Туркестанского, Иркутского и Омского, Приамурского военных округов и Области войска Донского. Контрразведывательные органы создавались там в разное время и назывались по-разному.
Данная система органов контрразведки действовала и в условиях первой мировой войны на той части территории России, которая не входила в театр военных действий.
С началом войны в русской действующей армии долго не было единой системы контрразведки. Только в июне 1915 года было принято Наставление по контрразведке в военное время.
Общая цель военной контрразведки по Наставлению заключалась "в обнаружении, обследовании, разработке и ликвидации в кратчайший срок всякого рода шпионских организаций и агентов, тайно собирающих сведения военного характера". В Наставлении были определены основные объекты контрразведывательной деятельности. "Контрразведка должна стремиться к выяснению организации разведки противника, центров, откуда высылаются его агенты, и тех направлений, по которым наиболее вероятно главное движение этих агентов в нашу сторону".
Во время войны существовала следующая система контрразведывательных органов: контрразведывательные отделения штабов фронтов, армий, входящих а состав фронтов, отдельных армий неместного характера, отдельных армий местного характера, военных округов на театре военных действий, внутренних военных округов вне театра военных действий и контрразведывательное отделение Главного управления Генерального штаба. Кроме того, в некоторых случаях распоряжением штабов фронтов, армий, отдельных армий и военных округов на театре военных действий в крупных населенных пунктах, находящихся на театре военных действий, могли учреждаться особые контрразведывательные органы. Впоследствии эти органы стали называться отдельными контрразведывательными пунктами. В январе 1916 года при штабе Верховного главнокомандующего было создано контрразведывательное отделение Ставки.
Все перечисленные контрразведывательные органы обслуживали в своих районах как Военное, так и Морское ведомство. Но в ходе войны в связи с возросшим интересом неприятельских разведок к военному морскому флоту встал вопрос о выделении морской контрразведки в особую организацию,
В сентябре 1915 года было разработано Положение о морских контрразведывательных отделениях, согласно которому учреждались следующие органы: Морское контрразведывательное отделение Морского генерального штаба; Финляндское, Балтийское, Черноморское, Беломорское, Тихоокеанское морские контрразведывательные отделения. Положение лишь в общих чертах определяло цели, задачи и районы деятельности морских контрразведывательных отделений. Позже для отдельных районов были приняты специальные нормативные акты по вопросам контрразведывательной работы.
Февральская революция 1917 года уничтожила царский жандармско-полицейский аппарат. Одновременно встал вопрос и о ликвидации военной контрразведки царской России, которая тесно сотрудничала с органами политического сыска. Поэтому не случайно в конце апреля 1917 года помощник военного министра генерал Новицкий, предупреждая возможный разгон контрразведки по политическим мотивам, направил в штаб Верховного главнокомандующего телеграмму, в которой сообщалось, что начальниками контрразведывательных органов, их помощниками, а также наблюдателями не могут быть лица, ранее служившие в политической полиции.
К этому моменту руководство военной контрразведки решило избавиться и от старых нормативных актов, регулировавших деятельность КРО. Вместо них Временное правительство принимает 23 апреля 1917 года Временное положение о контрразведывательной службе во внутреннем районе, а 2 мая 1917 года - Временное положение о контрразведывательной службе на театре военных действий.
Задачи контрразведки Временного правительства в соответствии с новыми положениями состояли "исключительно в обнаружении и обследовании неприятельских шпионов, а также лиц, которые своей деятельностью могут благоприятствовать или фактически благоприятствуют неприятелю в его враждебных действиях против России и союзных с нею государств". Такая формулировка задач контрразведки предоставляла органам контрразведки широкие права по применению репрессий к неугодным ей лицам.
Во внутреннем районе контрразведку проводили центральные и местные органы. Центральные органы входили в контрразведывательную службу Главного Управления Генерального штаба и состояли из контрразведывательной части обер-квартирмейстера, Центрального контрразведывательного отделения и Центрального бюро.
Контрразведывательная часть обер-квартирмейстера возглавлялась помощником обер-квартирмейетера по контрразведывательной части, который подчинялся непосредственно обер-квартирмейстеру и отвечал за деятельность Центрального контрразведывательного отделения и Центрального бюро. Помощник обер-квартирмейстера осуществлял контроль за контрразведывательными органами внутренних округов, инспектировал их деятельность.
Местные, контрразведывательные органы состояли из контрразведывательных отделений внутренних военных округов. Ответственность за организацию контрразведывательной службы в округе возлагалась наокружного генерал-квартирмейстера, который по вопросам контрразведки подчинялся непосредственно генерал-квартирмейстеру Главного управления Генерального штаба и должен был исполнять все указания обер-квартирмейстера. По положению начальник контрразведывательного отделения внутреннего округа подчинялся непосредственно окружному генерал-квартирмейстеру.
В крепостях и других пунктах, имеющих стратегическое значение, по согласованию командующих военными округами с начальником Генерального штаба могли быть образованы "местные контрразведывательные отделения",
Борьбу с военно-морским шпионажем вела Морская контрразведывательная служба.
На театре военных действий за работу сухопутной контрразведывательной службы отвечал второй генерал-квартирмейстер при штабе Верховного главнокомандующего (Ставки). Руководство контрразведкой в районах фронтов и армий возлагалось на соответствующих генерал-квартирмейстеров.
Контрразведка на театре военных действии состояла из центральных и местных органов. Первые были представлены контрразведывательной частью и контрразведывательным отделением штаба Верховного главнокомандующего. Ко вторым относились контрразведывательные отделения штабов фронтов, армий и военных округов на театре военных действий. Контрразведывательная часть Ставки оказывала непосредственную помощь в организации и руководстве контрразведкой на театре военных действий второму генерал-квартирмейстеру. Начальник контрразведывательной части Ставки подчинялся второму генерал-квартирмейстеру и отвечал за непосредственное руководство контрразведывательным отделением Ставки; организацию работы всех контрразведывательных отделений на театре военных действий; инспектирование контрразведывательных отделений на театре военных действий по указанию второго генерал-квартирмейстера; разработку общих мер и инструкций по борьбе со шпионажем.
Начальники контрразведывательных органов штабов фронтов, армий, входящих в состав фронтов, военных округов на театре военных действий, отдельных армий и корпусов подчинялись непосредственно генерал-квартирмейстерам своих штабов. Контрразведывательное отделение штаба фронта являлось вышестоящим органом по отношению к контрразведывательным отделениям армий и военных округов, действовавших в районе фронта. Начальник контрразведывательного отделения штаба фронта по поручению генерал-квартирмейстера штаба фронта инспектировал работу нижестоящих контрразведывательных отделений.
Для ведения контрразведки на театре военных действий при контрразведывательных отделениях штабов фронтов, армий и военных округов могли образовываться отдельные или корпусные контрразведывательные пункты.
Такая система органов контрразведки сохранилась в России до Великой Октябрьской социалистической революции. Демократизированная и переименованная в Военный контроль контрразведка Временного правительства существовала и после революции, пока продолжалась первая мировая война и пока не была демобилизована старая русская армия. Вместе с её сломом в январе 1918 года завершился и слом старой контрразведки.
Царское, а затем Временное буржуазное правительство придавали большое значение правовому регулированию организации и деятельности военной контрразведки, значительное место в этом процессе занимали уголовное, уголовно-процессуальное и административно-полицейское законодательство.
Значение уголовного законодательства для правовой регламентации деятельности контрразведки подчеркивалось в Инструкции начальникам контрразведывательных отделений (1911 год), где говорилось, что конечной целью контрразведки является уличение в военном шпионаже лиц на основании статей 108 - 119 Уголовного уложения 1903 года.
Уголовное уложение из-за разногласий по вопросам развития законодательства между представителями консервативного помещичье-дворянского направления, с одной стороны, и буржуазного направления - с другой, разрабатывалось 25 лет. Многие признаки состава статьи III (шпионаж в мирное время), разработанные в 80-х годах XIX века, к 1903 году устарели и были неполными, так как не отражали происшедших изменений в тактике подрывной деятельности противника.
В 1910 году царское правительство было вынуждено приступить к пересмотру устаревших и неудачных статей Уголовного уложения по борьбе со шпионажем. Соответствующий законопроект, пройдя ряд обсуждений в различных комиссиях Государственной думы и Государственного совета, одобренный думой и советом, был представлен на утверждение императору. 5 июля 1912 года Закон об изменении и дополнении действующих указаний о государственной измене путем шпионства, подписанный царем, приобрел юридическую силу. Данный закон вводил изменения и дополнения в Уголовное уложение, в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, в Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, в Устав уголовного судопроизводства.
Новый закон значительно расширил понятие государственной измены путем шпионажа. Более того, анализ данного закона приводит к выводу о том, что, ликвидировав узкие границы в определении состава шпионажа, закон 1912 года в некоторых случаях эти границы чрезмерно расширил. Несмотря на отдельные недостатки, закон стал эффективным средством по привлечении к уголовной ответственности агентов иностранных разведок, выявленных и разоблаченных русской военной контрразведкой.
Уголовно-процессуальное законодательство России использовалось органами контрразведки на этапе принятия официальных гласных мер пресечения по отношению к уже выявленным агентам противника. Этими мерами контрразведка до 1917 года пользовалась чаще всего через соответствующие жандармские и полицейские органы России. Основным законом, который регулировал применение по отношению к выявленным шпионам гласных мер пресечения, являлся Устав уголовного судопроизводства.
После Февральской буржуазно-демократической революции в связи с упразднением жандармерии и полиции Временное правительство поручило военной контрразведке производство всех процессуальных действий по проведению предварительного расследования в отношении разоблаченных агентов противника. ЭТО было закреплено соответствующим постановлением "Временное положение о правах и обязанностях чинов сухопутной и морской контрразведывательной службы по производству расследований".
Административное (в России его называли полицейское) законодательство использовалось русской контрразведкой чаще всего для организации и применения общепредупредительных мер в борьбе с подрывной деятельностью иностранных государств.
Таким образом, создание в начале XX века специальных контрразведывательных органов при Военном министерстве России привело к тому, что контрразведка стала одной из разновидностей самостоятельной государственной деятельности.