Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции
К федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд РФ;
- суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды и специализированные суды);
- арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ).
К судам субъектов РФ отнесены:
конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
мировые судьи.
Подведомственность – относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных органов и третейских судов. Несмотря на множество органов и организаций – три формы защиты:
- Судебная защита (подведомственность судебная – суд общей юрисдикции или арбитражный суд),
- Административная защита (подведомственность административная),
- Общественная защита (подведомственность дел общественным организациям)
Выделяют несколько видов судебной подведомственности:
- исключительную (дело м.б. рассмотрено только судом),
- альтернативную (спор может быть рассмотрен по выбору заинтересованного лица, как в суде, так и в ином государственном органе или общественной организации),
- договорную (возможность выбора органа, но по взаимному согласию сторон),
- императивную (когда дело становится безусловно подведомственным судам лишь после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора).
В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов можно выделить:
- характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание - связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет);
- субъектный состав (состав участников спора);
- спорность либо бесспорность права;
- наличие договора между сторонами спора;
- характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер);
- орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и органов МСУ).
Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, т.е. они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов.
По общему правилу отнесение к подведомственности арбитражных судов – два признака в совокупности:
- по характеру спор экономический, связан с осуществлением предпринимательской деятельности,
- по субъектам – юридические лица и граждане-предприниматели (эти правила действуют и для споров с участием иностранных субъектов).
Статья 33 Арбитражного ПК предусматривает специальную подведомственность: арбитражные суды рассматривают дела независимо от того, кто участники спорных отношений (т.е. достаточно одного признака – характера спора). К подведомственности арбитражных судов относятся:
· дела по спорам между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ независимо от характера спорящих субъектов (производственные и потребительские кооперативы не являются хозяйственными обществами – дела в суды общей юрисдикции, как и дела по трудовым спорам);
· дела о защите деловой репутации в области предпринимательской или иной экономической деятельности (в любом случае).
Суды общей юрисдикции согласно статье 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, МСУ, должностных лиц, иностранных лиц, М/н организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными ФЗ. Кроме того, суды рассматривают и разрешают:
- дела по указанным в статье 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
- дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК (по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено ФЗ к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов МСУ, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ);
- дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК (об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства);
- дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47 ГПК);
- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК).
Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо исходить из содержания и характера правоотношения (имеет ли спор экономический характер либо нет), состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, а также иные дополнительные критерии.