Функции юридической практики.
Функции юридической практики — это относительно обособленные направления гомогенного (однородного) ее воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются и конкретизируются ее природа, творчески-преобразующая роль и социально-правовое назначение в жизни общества. Функции — это всегда целенаправленное влияние юридической практики на общественную жизнь. Поэтому они непосредственно связаны с задачами (целями) практики. В функциях выражаются сущность юридической практики, особенности ее сторон и
свойств. Вместе с тем, изменение функций влияет на структуру практики,
элементы ее содержания и формы. Именно в функциях особенно четко
проявляются организационно-конструктивный и динамичный характер юридической практики, ее способность связывать воедино разнообразные элементы правовой системы общества, формировать нормативную базу этой системы, объяснять и конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их реализацию. Следует особо подчеркнуть: о функционировании любых правовых явлений можно говорить лишь в том случае, если иметь в виду, что за ними стоят действующие субъекты и участники практики.
Правоведами выделяются различные функции юридической практики. С. С. Алексеев, например, считает, что таких функций три: правонаправляющая (ориентирующая), правоконкретизирующая и сигнально-информационная
[2]. В. И. Леушин рассматривает функции формирования права,
совершенствования правоприменительной деятельности, воспитательную и
правоконкретизирующую[3]. Особенно большое внимание в литературе уделяется правотворческой функции судебной и иных разновидностей практики. Анализ отмеченных и других выделяемых в литературе функций показывает, что принятые подходы не всегда достаточно полно и всесторонне раскрывают творчески-преобразующий характер юридической практики, не охватывают многие ее созидательные аспекты и направления, опуская важные критерии классификации. Не обращается внимания, скажем, на тот факт, что практически в каждой подвергнутой рассмотрению функции целесообразно выделить ряд подфункций, обозначающих (в отличие от функций, отражающих наиболее общее, ведущее направление, в котором, прежде всего, выражаются сущность, природа и роль практики в правовой системе общества) некоторые особые, специфические стороны влияния юридической практики на социальную действительность.Например, в правотворческой функции практики вычленить правообразующую,
правоизменяющую и правопрекращающую ее подфункции. Одним из существенных критериев классификации рассматриваемых функций является
сфера общественной жизни, которая подвергается практическому воздействию. По этому основанию можно выделить экономическую, политическую, социальную,воспитательную, экологическую, демографическую и другие функции. Общесоциальные функции предметно раскрывают управленческую природу юридической практики в обществе. Наиболее ярко сущность и правовое назначение практики проявляются в ее специфических функциях, где за основу классификации приняты способы действий, характер деятельности и осуществляемых юридических преобразований либо полученный результат. Ктакого рода функциям в первую очередь относятся те, которые определяют конкретный тип (вид, подвид) практики правотворческой, правоприменительной, праворазъяснительной и др. Это, однако, не означает, что та или иная из обозначенных функций присуща только одноименной разновидности практики: она характерна и для всех других разновидностей. Правопримени-тельная практика, например, сигнализирует правотворческим органам о неполноте законодательства, его противоречиях и неэффективности, становясь таким образом необходимой основой для создания норм права и даже нормативных актов.
По способам воздействия на реальную действительность можно выделять
регистрационно-удостоверительную (закрепительную), регулятивно-ориентационную и правоохранительную функции практики.Регистрационно-удостоверителънаяфункция предполагает юридическое закрепление существующих и вновь появляющихсяобщественных отношений, конкретных социальных ситуаций, удостоверение прав изаконных интересов, договоров и сделок, имеющих правовое значение, официальное
регистрирование и свидетельствование фактов общественной жизни, официальное оформление и закрепление сложившегося правового опыта (так, ежегодно только нотариат удостоверяет по нескольку десятков миллионов сделок, обязательств и документов) [8].. Регулятивно-ориентационная функция выражается в осуществлении централизованного и автономного, нормативного и индивидуального упорядочения общественных отношений. Содержание правоохранительной функции практики нагляднее всего можно раскрыть через ее подфункции:
-правообеспечительную,
-превентивную,
-правовосстановительную,
-компенсационную,
- карательную.
Правообеспечительнаяподфункция — одно из важных, но не единственных направлений правоохраны.Поэтому их отождествление, допускаемое порой в литературе, не совсем верно. Вданном случае с помощью конкретного типа (вида, подвида) юридическойпрактики создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы,обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений, достижениепоставленных целей, осуществление требований правовых предписаний. Этаподфункция обычно связана с обязывающими и запрещающими методами воздействия
на общественную жизнь. Юридическая практика — важный канал общесоциального,специально-криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений,
осуществляемого с помощью правотворческих, правоприменительных,
праворазъяснительных, контрольных, распорядительных и других юридических средств и мер.
Правовосстановителъная подфункция связана с разработкой и закреплением в законодательном или ином порядке мер правовой защиты, отменой неправомерных действий, решений и актов-документов, фактическим и юридическим восстановлением правопорядка, правоотношений, прав и законных интересов граждан и организаций. Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все разновидности юридической практики должны быть нацелены на возмещение любого материального, имущественного или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным
лицам, социальным группам, организациям или обществу и государству в целом. Суть карательной подфункции юридической практики проявляется в
формулировании и закреплении санкций правовых норм, в разъяснении,
конкретизации, в применении к правонарушителям таких мер юридического
воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного,
организационного и иного характера. По времени действия функции юридической практики можно подразделить напостоянные и временные. Определенное значение имеет и классификация ее функций на основные, главные и неосновные. Такое разграничение необходимо и важно, во-первых, для выделения соответствующих подфункций. Во-вторых, в определенные периоды развития общества акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших сторонах юридической практики
(например, на экологической функции). В-третьих, в силу специфической природы конкретного типа (вида, подвида) практики одни направления воздействия на общественную жизнь (например, для правоприменения — правообеспечительное и индивидуально-регулятивное) выступают в качестве главных, а другие (влияние на правотворчество правоприменительной практики) являются производными,сопутствующими.
Таким образом, если каждая функция (подфункция) показывает отдельное
направление, сторону, аспект социально-преобразующей природы юридической практики, то взятые вместе они дают более или менее цельное представление о месте и роли этой практики в правовой системе общества.