Виды практик, их продолжительность
Общие положения
Программа практик составлена на основании Государственного образовательного стандарта по специальности 030501.65 «Юриспруденция».
Программа определяет объем, содержание и методику проведения всех практик в соответствии с учебными планами специальности, предназначена для студентов и для руководителей практики от Академии ВЭГУ и от органа, организации, предприятия (учреждения).
Все виды практик проводятся в организациях, имеющих договор с Академией ВЭГУ о проведении практик. При необходимости институт предоставляет сопроводительное письмо.
В качестве баз практик по направлениям деятельности выступают:
- государственные органы;
- органы местного самоуправления;
- юридические службы предприятий;
- юридические фирмы;
- адвокатские бюро и др.
Академия ВЭГУ обеспечивает производственную базу практики для студентов очной формы обучения.
Студент по согласованию с кафедрой может самостоятельно выбрать для себя место прохождения практики, если оно соответствует требованиям, предъявляемым к базам практики. В этом случае студент предоставляет на кафедру гарантийное письмо организации о согласии принять его на практику.
Если студент в период обучения в ВЭГУ имел опыт практической работы по юридической специальности (приложение №4) не менее 6 месяцев, он может быть освобожден от прохождения практики. Для решения данного вопроса студенту необходимо представить следующие документы:
а) заявление на имя директора института (приложение №3);
б) копию трудовой книжки, заверенную начальником отдела кадров (для сотрудников ОВД - справку с места работы);
в) характеристику с места работы, заверенную надлежащим образом.
Основанием для проведения практики является приказ ректора, определяющий сроки проведения практики студентов на текущий учебный год и конкретные обязанности должностных лиц по организации практики.
Виды практик, их продолжительность
Учебным планом подготовки специалистов по специальности 030501.65 «Юриспруденция» предусмотрены следующие виды практик:
Очное отделение
а) на базе среднего общего образования:
6 семестр (3 курс) – учебно-ознакомительная практика - 4 недели
10 семестр (5 курс) – производственная практика - 8 недель.
б) на базе среднего профессионального образования:
8 семестр (4 курс) – учебно-ознакомительная практика -2 недели
10 семестр (5 курс) – производственная практика - 6 недель.
Заочное отделение
а) на базе среднего общего образования:
12 семестр (6 курс) - производственная практика -4 недели и
преддипломная практика - 8 недель (в период подготовки ВКР)
б) на базе среднего профессионального образования:
12 семестр (6 курс) - производственная практика - 4 недели
преддипломная практика - 8 недель (в период подготовки ВКР)
в) на базе высшего профессионального образования:
12 семестр (6 курс) - производственная практика -4 недели и
преддипломная практика - 8 недель (в период подготовки ВКР).
Проведение учебно-ознакомительной практики
(основные разделы методики)
Цель и задачи учебно-ознакомительной практики
Цель учебно-ознакомительной практики - закрепить полученные знания в рамках отдельного теоретического курса и подготовить студентов к осознанному и углубленному изучению специальных дисциплин, а также ознакомить студентов Академии ВЭГУ с производственными процессами и основами профессиональной деятельности.
Задачами учебно-ознакомительной практики являются:
· получение первичных сведений о видах юридической деятельности;
· ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности;
· получение общих сведений о специфике избранной специальности;
· расширение профессионального кругозора.
Возможны две формы проведения учебно-ознакомительной практики:
1. На базе органа, организации, предприятия (учреждения);
2. В юридической клинике Юридического института Академии ВЭГУ.
Нумерация страниц
Страницы отчета нумеруются арабскими цифрами посередине верхнего поля листа (10 мм от верхнего края листа).
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, и распечатки с ЭВМ включают в общую нумерацию страниц.
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.
Чертежи, графики, диаграммы, схемы, помещаемые в отчете, должны соответствовать требованиям государственных стандартов.
Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок», которое помещают после поясняющих данных. Пример: Рисунок 1 - Схема организационной структуры предприятия.
Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего отчета. Если используется только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рисунок» под ней не пишут. Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают на первой странице и под ними указывают «Рисунок, лист».
Таблицы
Цифровой материал должен оформляться в таблицах. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте (таблица и ее порядковый номер без знака (№)). Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах отчета. Номер следует размещать после слова «Таблица» (без знака №). Пример: Таблица 1 - Элементы затрат, тыс. руб. Если в отчете по практике представлена одна таблица, она должна быть обозначена "Таблица 1" или "Таблица А. 1", если она приведена в приложении А.
Таблица должна иметь заголовок, который следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы.
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописных букв. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков знаки препинания не ставят. Заголовки указываются в единственном числе. Диагональное деление головки таблицы не допускается.
Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Текст всех строк должен начинаться с прописной буквы. Если заголовки состоят из нескольких строк, то их следует печатать с одинарным междустрочным интервалом.
Нумерация строк текста в боковине заголовка осуществляется арабскими цифрами перед началом текста (Графу "№ п/п" и "Единицы измерения" в таблицу не вносят).
Таблицы с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой па одной странице. Над последующими частями таблицы указывают слово «Продолжение» или «Окончание».
Если в выпускной квалификационной работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер, например; «Продолжение таблицы 1».
При переносе таблицы на другую страницу указанные правила сохраняются.
Если все параметры, размещенные в таблице, имеют только одну размерность (например, млн. руб.), сокращенное обозначение единицы измерения помещают над таблицей.
Когда в таблице помещены графы с параметрами преимущественно одной размерности, и есть показатели с другими размерностями, над таблицей помещают надпись о преобладающей размерности, а сведения о других размерностях дают в заголовках других граф.
Если цифровые или иные данные в таблице не приводят, то в графе ставят прочерк.
Приложения
Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть графические материалы, таблицы большого формата, расчеты, программы задач, решаемых на ЭВМ и т.д.
Приложения оформляются как продолжение отчета.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с «А», за исключением букв Е, 3, Й, О, Ч, Ь, Ъ, Ы. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Пример: Приложение А.
Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.
Приложения должны иметь общую с остальной частью отчета нумерацию страниц. Допускаются номера страниц приложений, проставлять от руки, черной пастой или тушью посередине верхнего поля листа.
Перечисления и примечания
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере. Пример.
а)_________ ;
б)_________ ;
Примечания следует помещать при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации. Примечания размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа. Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.
Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой.
Ссылки и сноски
Ссылки на источники следует указывать в конце цитаты и порядковым номером по списку источников, выделенных двумя косыми чертами или квадратными скобками. После порядка номера необходимо указать номер страниц откуда переписана цитата, например [4, С. 25] или /6, С. 122/.
Наряду с общим списком допускается приводить сноски на источники в подстрочном примечании.
Ссылки в тексты на главы, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения следует указывать их порядковым номером, например: "... в главе 2..». по п.3.2", "... в п.п. 2.3.4", "... перечисление 3", "... по формуле (3)", "... в уравнении (2) "... на рисунке 8","... в приложении А".
Если в отчете одна иллюстрация, одна таблица , одна формула, одно уравнение, одно приложение , следует при ссылках писать "на рисунке 1", "в таблице 1", "по формуле (1)", "в уравнении (1)", "в приложении А".
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
8.1. Основная литература
1. Введение в специальность "Юриспруденция": Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 "Юриспруденция" / под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011.
2. Введение в специальность "Юриспруденция": Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / под ред. А.М. Артемьева, Ф.К. Зиннурова. – М.: - ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010.
3. Юридическая ответственность: теория и практика [Текст] : сб. материалов российской научно-практической конференции (19 ноября 2010 г). - Уфа : Академия ВЭГУ, 2011. - 220 с.
8.2. Дополнительная литература
1. Алексий П.В. Гришин А.А. Егоров С.А. и др. Введение в специальность "Юриспруденция". –М.,ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2. Айзин С.М. Юридическая служба: движение вперед или вспять // Журнал российского права, 2002, №3.
3. Алексеев А.И., Ястребов В.Б. Профессия - прокурор. М.: Юрист, 1998.
4. Балбеко А.М. Особенности организации и функционирования юридической службы // Право и образование, 2002, № 5.
5. Барщевский М.Ю. Адвокат, адвокатская фирма, адвокатура. М., 1995.
6. Белкин Р.С. Профессия – следователь. М., 1998.
7. Бергман В. Роль юриста в обществе. // Российская юстиция, 2000, № 4.
8. Введение в юридическую специальность / Под ред. А.П. Коренева и В.К. Боброва. М., 2004.
9. Володина Л.М., Сидорова Н.В. Введение в специальность: Юриспруденция. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005.
10. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.
11. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы РФ. М., 2005.
12. Гражданское процессуальное право России. Практикум [Text] : учебное пособие / ред. П. В. Алексия. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 87 с
13. Еременко В.И. Юридическая работа в условиях рыночной экономики. Екатеринбург, 2000.
- Жалинский А.Э. Введение в специальность 'Юриспруденция': Профессиональная деятельность юриста: Учебник. - 2-е изд., перераб., доп.: - М.,
Проспект, 2009.
15. Казьмина М. Требуются квалифицированные юристы // Российская юстиция, 2002, № 6. С. 53.
16. Кикоть В.Я. Введение в специальность «Юриспруденция». Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 271 с.
17. Клеандров М.И. Судья - центральное звено судебной системы. Тюмень: Изд. ТюмГУ, 1999.
18. Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 1999.
19. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики)// Собрание сочинений. Т.4. М.,1967.
20. Мальцев Г. Какой юрист сегодня нужен обществу // Российская юстиция, 2001, № 5. С. 57-58.
21. Россинская Е.Р. Профессия – эксперт. М., 1998.
22. Сидорова Н.В., Хозова Л.П. Правоохранительные органы Российской Федерации. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003.
23. Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
24. Сошникова Т.А. Введение в специальность «Юриспруденция». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
25. Старков О.В., Упоров И.В. Юриспруденция. Введение в специальность. М.: Экзамен, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Направление на учебно-ознакомительную практику
№________________________от________________________________________
студент(ка)____курса Юридического института Академии ВЭГУ________________________________________________________________
направляется в ______________________________________________________
для прохождения ознакомительной практики с _____________по____________
Директор юридического института
Отзыв
Студент(ка)_________________________учебно-ознакомительную практику прошел(ла) в должности ______________с оценкой_______________________
Руководитель организации____________________________________________
М.П. Подпись_______________
Примечание: По окончании ознакомительной практики студент обязан представить в деканат факультета дневник, подписанный и заверенный печатью руководителей практики от организации.
Приложение 2
Направление на производственную практику
№____________________________от_____________________________________
Студент (ка) 5(6)-го курса Юридического института Академии ВЭГУ ____________________________________________________________________
Направляется в_______________________________________________________
Для прохождения производственной практики с__________по______________
В институте прошел (прошла) ________________________________________
_______________________________________________________специализацию.
Производственную практику прошел (прошла) с оценкой___________________
Руководитель организации_____________________________________________
(Ф.И.О.)
М.П. Подпись______________
Примечание: По окончании производственной практики студент обязан представить в институт письменный отчет и дневник о ее результатах, характеристику. Все вышеперечисленные документы должны быть подписаны руководителем практики от организации и завизированы печатью организации. Кроме этого предоставляются копии документов, скоторыми работал практикант (в количестве - не менее трех).
Директор юридического института
Приложение 3
Директору юридического института Академии ВЭГУ
_____________________________
от студента(ки) юридического института Академии ВЭГУ
____________________________
(ф.и.о. полностью)
__________________приема
(год и месяц поступления)
__________________отделения
(дневное; заочное)
__________________специализации
Заявление
Прошу освободить меня от прохождения производственной практики в связи с тем, что я работаю(ал) _________________________(указать должность)
в __________________________________(полное официальное наименование организации) с_________по___________ или по настоящее время.
Дата Подпись
Приложение 4
Приложение 5
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель организации
_______________________
Наименование организации
________________________
Подпись Ф.И.О.
М.П. (Место печати)
_______________
Дата
О Т Ч Е Т
Студента 5-го(6-го) курса
Юридического института Академии ВЭГУ
специализация ___________________________
Ф.И.О.____________________________
прием ______________________
Приложение 6
ХАРАКТЕРИСТИКА
на студента 5-го(6-го) курса
Юридического института Академии ВЭГУ
________________________________________________
Ф.И.О.
проходившего практику в__________________________
________________________________________________
наименование отдела, организации
Важнейшей составной частью характеристики является реальная оценка производственной деятельности работника, его отношение к порученному делу, качество выполнения работы, стремление к повышению квалификации, перспективы профессионального роста, взаимоотношения с трудовым коллективом.
В текст характеристики также включаются следующие сведения о работнике:
- фамилия, имя, отчество (полностью);
- год рождения;
- образование;
- занимаемая должность;
- структурное подразделение;
- сроки прохождения практики;
- целевое назначение характеристики (для предоставления в какое учреждение она выдана).
Руководитель организации Подпись Ф.И.О.
Руководитель структурного
подразделения Подпись Ф.И.О.
Дата
Подписи заверяются гербовой печатью организации.
Приложение7
Дневник
Общие положения
Программа практик составлена на основании Государственного образовательного стандарта по специальности 030501.65 «Юриспруденция».
Программа определяет объем, содержание и методику проведения всех практик в соответствии с учебными планами специальности, предназначена для студентов и для руководителей практики от Академии ВЭГУ и от органа, организации, предприятия (учреждения).
Все виды практик проводятся в организациях, имеющих договор с Академией ВЭГУ о проведении практик. При необходимости институт предоставляет сопроводительное письмо.
В качестве баз практик по направлениям деятельности выступают:
- государственные органы;
- органы местного самоуправления;
- юридические службы предприятий;
- юридические фирмы;
- адвокатские бюро и др.
Академия ВЭГУ обеспечивает производственную базу практики для студентов очной формы обучения.
Студент по согласованию с кафедрой может самостоятельно выбрать для себя место прохождения практики, если оно соответствует требованиям, предъявляемым к базам практики. В этом случае студент предоставляет на кафедру гарантийное письмо организации о согласии принять его на практику.
Если студент в период обучения в ВЭГУ имел опыт практической работы по юридической специальности (приложение №4) не менее 6 месяцев, он может быть освобожден от прохождения практики. Для решения данного вопроса студенту необходимо представить следующие документы:
а) заявление на имя директора института (приложение №3);
б) копию трудовой книжки, заверенную начальником отдела кадров (для сотрудников ОВД - справку с места работы);
в) характеристику с места работы, заверенную надлежащим образом.
Основанием для проведения практики является приказ ректора, определяющий сроки проведения практики студентов на текущий учебный год и конкретные обязанности должностных лиц по организации практики.
Виды практик, их продолжительность
Учебным планом подготовки специалистов по специальности 030501.65 «Юриспруденция» предусмотрены следующие виды практик:
Очное отделение
а) на базе среднего общего образования:
6 семестр (3 курс) – учебно-ознакомительная практика - 4 недели
10 семестр (5 курс) – производственная практика - 8 недель.
б) на базе среднего профессионального образования:
8 семестр (4 курс) – учебно-ознакомительная практика -2 недели
10 семестр (5 курс) – производственная практика - 6 недель.
Заочное отделение
а) на базе среднего общего образования:
12 семестр (6 курс) - производственная практика -4 недели и
преддипломная практика - 8 недель (в период подготовки ВКР)
б) на базе среднего профессионального образования:
12 семестр (6 курс) - производственная практика - 4 недели
преддипломная практика - 8 недель (в период подготовки ВКР)
в) на базе высшего профессионального образования:
12 семестр (6 курс) - производственная практика -4 недели и
преддипломная практика - 8 недель (в период подготовки ВКР).