Понятие безопасности, основные функции системы безопасности и органы, обеспечивающие безопасность государства.
Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Обеспечение безопасности
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Принципы обеспечения безопасности
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
законность;
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
интеграция с международными системами безопасности.
Основные элементы системы безопасности
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.
Основные функции системы безопасности
Основными функциями системы безопасности являются:
выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Билет 22.
1. Правовой статус судьи в Российской Федерации: требования к кандидатам на должность судьи, порядок назначения на должность и освобождения от должности. Принципы работы судьи. Гарантии независимости.
Статус судьи— это совокупность требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи, правил отбора кандидатов в судьи, права, обязанности и ограничения, накладываемые на гражданина, наделяемого судейскими полномочиями, его гарантии и ответственность
Конституционно-правовые основы статуса судьи Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами
Сущностью статуса судьи является гарантирование независимости, несменяемости, неприкосновенности личности, осуществляющей правосудие, наделяемой судейскими полномочиями, в целях обеспечения конституционного права каждого на судебную защиту его прав и свобод, на справедливое судебное разбирательство.
Судейский корпус российской судебной системывключает судей федеральных судов и судей судов субъектов РФ.
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной
основе. Об открытии вакансии на должность судьи председатель суда сообщает в соответствующую квалификационную коллегию судей1.
Квалификационная коллегия судей после получения сообщения председателя
суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи
(ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в РФ»)1
1 См.: Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи (Постановление Совета судей РФ от 26.12.2002 г. №78).
Общие требования
Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
1) имеющий высшее юридическое образование
2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям
3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство
или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание
гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства
4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным
5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств
6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих назначению на должность
судья Конституционного- Суда РФ гражданин, достигший возраста 40 лет
и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет
судья Верховного- Суда РФ гражданин, достигший возраста 35 лет
и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет
судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области,
суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда
округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда-
гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области
юриспруденции не менее 7 лет судьи арбитражного суда субъекта РФ,
конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного
военного суда, мирового судьи- гражданин, достигший возраста 25 лет
и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет
Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности представленных претендентом документов и сведений. При этом она вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие компетентные органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через
2 месяца со дня поступления указанного требования.
По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих
на должность судьи, итогов проверки достоверности указанных документов и сведений, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная
коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки документов и сведений
установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы
и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи
Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: признание судьи
безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве
обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в качестве кандидата
в выборах Президента РФ, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти
субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.
Законодательство о статусе судей различает два понятия, связанные с прекращением деятельности судьи по осуществлению правосудия — прекращение полномочий судьи (ст. 14 Закон РФ «О статусе судей в РФ») и отставка судьи (ст. 15
Закон РФ «О статусе судей в РФ»).
Полномочия судьи прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным
п. п. 1–3, 6–11 п. 1 ст. 14 Закон РФ «О статусе судей в РФ» За судьей, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.
Социально-правовые гарантии независимости судьи— это установленный
законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облаченного судейскими полномочиями и членов его семьи в период осуществления им судейских полномочий, а также при уходе в отставку: особая защита
государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее
материальное и социальное обеспечение в этот период и др. Объем социально-правовой защиты судей установлен целым рядом российских законов, иных нормативных правовых актов и включает: обеспечение жильем и компенсация расходов, связанных с наймом жилой площади; льготы
при переходе на судейскую должность в другой суд; обеспечение служебным
обмундированием; медицинское и санаторно-курортное обслуживание; специальные виды государственного страхования судей и пособий; ежемесячное
возмещение в случае потери трудоспособности или гибели судьи; обеспечение
жильем; обеспечение судьи и членов его семьи при уходе в отставку и в период
отставки, которое состоит из выходного пособия, ежемесячного пожизненного
содержания, медицинского и санаторно-курортного обслуживания. Судья имеет
также право работать в период отставки.1