Вопрос№76 Несостоятельность (банкротство) юр лица.
Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юр лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по ден об-вам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответ об-ва не исполнены им в течении 3 мес с момента наступления даты их исполнения. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Правом на обращение в ар суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением ден об-в обладают должник, кредитор и прокурор, а в связи с неисполнением об-ти по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые органы. Должнику представлено не только право, но и установлена его обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о своем собственном банкротстве, в противном случае он несет юр от-ть. Процедуры банкротства: 1.наблюдение – процедура, применяемая к должнику с момента принятия ар судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в целях обеспечения сохранности им-ва должника и проведения анализа фин состояния должника; 2.внешнее управление (судебная санация) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему; 3. конкурсное производство – процедур банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмеренного удовлетворения требований кредиторов (учредители-участники должника по об-вам, вытекающим из такого участия); 4.мировое соглашение – процедура банкротства, состоящая в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании им-венного спора на определенных им условиях.
Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом. Это ликвидационная процедура, влекущая прекращение деятельности ЮЛ. С этого момента считается наступившим срок исполнения всех обязательств должника и прекращается начисление пени (неустоек). Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований кредиторами и их исполнение осуществляется только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет). Все полномочия переходят к конкурсному управляющему, который имеет право требовать: признания недействительными совершенных должником сделок; расторжения заключенных договоров; предъявлять иски об истребовании имущества должника; принимать меры по его поиску, выявлении и возврату. Затем он проводит инвентаризацию и оценку имущества и определяет конкурсную массу.
Вопрос№81Государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.
Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице соответствующего органа министерства государственного имущества) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок. Если иное специально не установлено собственником в уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые им для достижения целей, предусмотренных в уставе.
Унитарные предприятия не являются собственниками закрепленного за ними имущества. В отношении этого имущества они обладают ограниченным вещным правом — хозяйственного ведения либо оперативного управления. Собственником имущества унитарного предприятия является его учредитель.
Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества.
Органом унитарного предприятия, представляющим его интересы, является руководитель (директор). Он назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
Унитарные предприятия обладаютспециальной правоспособностью.
Выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).Различия между ними следующие: казенное предприятие может быть создано только Российской Федерацией; субсидиарную ответственность по долгам казенного предприятия несет Российская Федерация; казенное предприятие не может быть признано банкротом; казенное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться только произведенной продукцией (если иное не установлено законом или иными правовыми актами); собственник закрепленного за казенным предприятием имущества в праве изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество. Собственник закрепленного заунитарным предприятием имущества вправе:
создавать, ликвидировать предприятие; определять цели деятельности и утверждать устав предприятия;
назначать органы управления предприятия; получать установленную часть доходов предприятием.
Вопрос№83 Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
По своей сути, неустойка представляет собой заранее согласованные сторонами убытки, поэтому кредитор, требуя уплаты неустойки, не обязан доказывать ни сам факт причинения ему убытков, ни их размер. Неустойка — не только способ обеспечения обязательства, но и форма имущественной ответственности, поэтому взыскание неустойки требует наличия оснований ответственности.
Существуют два вида неустойки — штраф и пеня. Штраф устанавливается в виде однократно взыскиваемой определенной или определимой суммы, а пеня устанавливается в качестве обеспечительной меры на случай длящегося неисполнения и взыскивается пропорционально продолжительности просрочки.
По основаниям ее установления неустойка может быть законной и договорной. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает, однако уменьшен он быть не может.
Если законом или договором не предусмотрено иное, убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (зачетная неустойка). Однако законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков (исключительная неустойка); когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (штрафная неустойка); когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (альтернативная неустойка).
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
Вопрос№84 В современной юридической литературе под денежным обязательством обычно понимают вид обязательственного правоотношения, в силу которого одно лицо (должник) обязуется передать другому лицу (кредитору){осуществить платеж} определенную сумму денег, выраженных в согласованной сторонами денежной единице, имеющей силу национальной или иностранной валюты
В качестве обязательных условий денежного обязательства обычно указывают участников (плательщика и получателя), денежную сумму (сумму платежа), валюту платежа, способ исполнения денежного обязательства, момент исполнения денежного обязательства и платежные реквизиты сторон.
Статья 395. Ответственность за неисполнение денежного обязательства
1. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
2. Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.
3. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Вопрос№85 Публичным признается договор, подлежащий заключению коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем в силу характера их деятельности с каждым, кто обратится за получением отчуждаемых ими товаров, производимых работ или оказываемых услуг (п. 1 ст. 426 ГК).
к числу публичных относятся, в частности, договоры розничной купли-продажи, энергоснабжения, проката и бытового подряда, банковского вклада граждан и др.
Предприниматель (услугодатель) как сторона публичного договора, во-первых, обязан заключить его с любым обратившимся к нему для этого лицом и не вправе оказывать кому-либо предпочтение (если только иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами, например для ветеранов войны, инвалидов или других категорий граждан). Во-вторых, цена и иные условия таких договоров тоже должны быть одинаковыми для всех потребителей (за аналогичными исключениями). Более того, с целью соблюдения этих предписаний федеральному правительству предоставлено право издавать обязательные для сторон правила заключения и исполнения публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), т.е. определять их содержание независимо от воли сторон. Наконец, в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК потребитель может через суд понудить предпринимателя к заключению такого договора или передать на рассмотрение суда разногласия по его отдельным условиям
Договором присоединения признается договор, условия которого определены лишь одной из сторон, причем таким образом (в формуляре, типовом бланке или иной стандартной форме), что другая сторона лишена возможности участвовать в их формировании и может их принять лишь путем присоединения к договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК). Сторона, подписавшая предложенный ей контрагентом договор присоединения, вправе требовать его изменения или расторжения по особым основаниям, не допускаемым в отношении иных, обычных договорных обязательств. Такие основания не являются следствием незаконности условий договора - они становятся следствием появления у стороны, разрабатывавшей договор, односторонних льгот и преимуществ либо наличия чрезмерно обременительных для присоединившейся стороны условий. Тем самым они лишают одну из сторон возможности злоупотребить принципом договорной свободы, а для другой как бы восполняют отсутствие этой свободы в отношении формирования условий договора. Поэтому присоединившаяся сторона получает право требовать изменения или расторжения такого договора даже при формальной законности его содержания в следующих случаях: - если она при этом лишается прав, обычно предоставляемых по аналогичным договорам; - если другая сторона исключает или ограничивает свою ответственность по договору; - если в договоре содержатся иные, явно обременительные для присоединившейся стороны условия (п. 2 ст. 428 ГК). Данные последствия, однако, практически не применяются в договорах между предпринимателями, поскольку профессиональный предприниматель в качестве присоединившейся стороны обычно осознает (или должен осознавать), на каких условиях он заключает договор (п. 3 ст. 428 ГК), и уже на этой стадии может прибегнуть к квалифицированной защите своих интересов. Будучи по сути особым способом заключения договоров, договор присоединения даже при его использовании в отношениях между предпринимателями и потребителями не сливается с понятием публичного договора. Ведь последний предполагает возможность его принудительного заключения по требованию потребителя, тогда как смысл договора присоединения, напротив, состоит в предоставлении потребителю более широкой, чем обычно, возможности добиваться его изменения или расторжения.
Вопрос№88 Отличием данного договора от других служит закупка товаров для государственных нужд. Государственные нужды — это потребности государства в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны, безопасности страны и реализации государственных целевых программ. Договор поставки для государственных нужд представляет собой соглашение, в силу которого поставщик обязан передать покупателю товары, предназначенные для государственных нужд во исполнение государственного контракта. Договор поставки для государственных нужд двусторонний, возмездный, консенсуальный. Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров, принятого поставщиком. Основанием для заключения этого договора служит извещение о прикреплении покупателя к поставщику, выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом. Стороны договора: поставщик, государственный заказчик, покупатель. Поставщик в государственном контракте и договоре поставки — физическое или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
Государственный заказчик— утвержденные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения. Покупателем может быть любое юридическое лицо. Предмет договора — любые товары, приобретаемые для использования в хозяйственных целях, в том числе для предпринимательской деятельности. Договор заключается в письменной форме. Существенным условием контракта и договора поставки товаров для государственных нужд выступает срок. Поставка состоит: из выдачи государственного заказа на поставку товаров; размещения госзаказа; принятия госзаказа поставщиком, что порождает обязанность заключить соответствующий государственный контракт, проект которого обычно разрабатывается государственным заказчиком; извещения о прикреплении, которое выступает основанием для заключения договора поставки товаров для государственных нужд. При отказе покупателя от договора поставщик должен незамедлительно уведомить об этом государственного заказчика и вправе требовать от него прикрепления к другому покупателю. Поставки товаров производятся по рыночным ценам за исключением товаров, по которым сохранено государственное регулирование цен. В соответствии с договором поставщик обязан передать товар покупателю или государственному заказчику. В случае просрочки поставки или недопоставки товаров поставщик уплачивает покупателю неустойку и возмещает убытки. Государственный заказчик обязан принять товар и оплатить его. Ответственность сторон за нарушение обязательств по договору наступает в следующих случаях: при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств стороны возмещают причиненные убытки и несут иную ответственность, установленную законодательством и контрактом; за недопоставку товаров поставщиком взыскивается неустойка в размере 50% стоимости недопоставленной продукции.
Вопрос№92 В силу обязат-ва перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указ.ый пункт назнач-я, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).
Обязат-во перевозки можно назвать ядром транспортных обязат-в. При его осуществлении могут также возникать иные обязат-ва, связ-ые с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). =>, транспортными называются обязат-ва по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязат-ва по оказанию транспортных услуг, связ-ых с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.
ГК опред-ет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортых обязат-в (гл. 40 и 41 ГК). Поэтому в соотв-ии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки опред-ются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. =>, рег-ование осн. часто транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.
В настоящее время сохраняют силу и те кодифицированные акты транспортного законодательства, кот.ые были приняты ранее последней кодификации гр.ого права. Они применяются в части, не противоречащей гл. 40 ГК, и будут действовать до момента введения в действие новых уставов и кодексов в качестве федеральных законов. Из предусмотренных ст. 784 ГК специальных законов ныне действует Закон РФ "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г., устанавливающий вопросы управления и деят-ти общероссийских железных дорог. Отношения, связ-ые с перевозкой пассажиров и багажа, рег-уются также Законом РФ "О защ. пр. потр.".
Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязат-в воплощаются в актах Президента и Правительства Российской Федерации. Кроме кодексов, уставов и иных названных актов для правового рег-ования перевозок большое знач-е имеют правила, издаваемые соотв-ующими транспортными ведомствами (министерством транспорта, министерством путей сообщения, федеральными транспортными службами). В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деят-ти транспорта.
Единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров, связ-ых с перевозками, обеспечивается актами толкования, кот.ые содержатся в док-тах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются м/ународные транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении м/ународных перевозок, а также служат образцом для унификации российского транспортного права.
Основаниями возникновения данных обязательств являются различные договоры:договор перевозки груза, договор перевозки пассажира, договор фрахтования, договор буксировки, договор об организации перевозок. В зависимости от вида транспорта договоры перевозки грузов и пассажиров могут быть классифицированы на:договор воздушной перевозки, договор железнодорожной перевозки, договор морской перевозки, договор перевозки по внутренним водным путям, договор автомобильной перевозки, договор перевозки в прямом смешанном сообщении.