Понятие земельного контроля и его задачи.

Обеспечению исполнения земельного законодательства, а также условий индивидуальных земельно-правовых документов в части предупреждения и борьбы с правонарушениями служит функция государственного контроля за использованием и охраной земель, или государственного земельного контроля.

Различают четыре формы земельного контроля:

государственный,

муниципальный,

общественный и

производственный

Контроль за исполнением и соблюдением земельного законода­тельства в широком смысле включает деятельность, направленную на оценку соответствия поведения субъектов требованиям права. В этом смысле земельный контроль входит в содержание обязан­ности собственников, владельцев, пользователей обеспечить соот­ветствие собственного поведения требованиям земельного законо­дательства и индивидуальных разрешительных документов. Такая форма контроля, применяемая к юридическим лицам-землеполь­зователям, получила название производственного контроля.

Производственный земельный контроль обеспечивается путем проведения юридическими лицами добровольно, собственными си­лами инициативных мероприятий по организации проверки соблю­дения земельного законодательства в процессе землепользования. Он распространяется только на действия данного юридического лица и членов его коллектива по отношению и закрепленному за ним земельному участку и направлен на обеспечение соблюдения зе­мельного законодательства и внутренних правил землепользования.

Производственный контроль включает организацию внутрен­них текущих и периодических проверок, экспертиз и аудита.

Выявленные в результате производственного контроля недостатки служат основанием для внесения коррективов в организацию зем­лепользования и хозяйственной деятельности. В случае квалифи­кации производственных действий как правонарушений применя­ются меры дисциплинарной и материальной ответственности органами управления производством. Решения производственных контрольных органов, вынесенные в законном порядке, имеют обязательную силу и охраняются законом. Проведение производ­ственного контроля регулируется правилами внутреннего распо­рядка.

В целях организации производственного контроля на предпри­ятиях по мере необходимости могут создаваться специальные службы, либо определенными полномочиями наделяются соответ­ствующие сотрудники предприятия. Применительно к деятельнос­ти, связанной с обеспечением рационального использования и ох­раны земель, субъекты хозяйственной и иной деятельности в соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружаю­щей среды» и ст. 73 ЗК обязаны представлять сведения и отчеты об организации производственного экологического контроля в ор­ганы исполнительной власти и местного самоуправления, осущест­вляющие соответственно государственный и муниципальный кон­троль. Организация внутреннего производственного контроля — важная мера самодисциплины и повышения эффективности зе­мельного законодательства.

Вместе с тем организации производственного контроля недоста­точно для обеспечения соблюдения земельного законодательства. В силу психологических причин землепользователи не способны объективно и в достаточной степени проконтролировать собствен­ное поведение и добровольно принять меры к его исправлению, особенно если это затрагивает их финансовые и материальные интересы. С технической, организационной и материальной сторон отдельные землепользователи не всегда способны обеспечить соб­ственными силами организацию некоторых форм современного контроля, например мониторинга природных объектов. Без созда­ния специальных внешних организационных структур невозможно обеспечить единство контрольных действий, их координацию, ана­лиз и оценку. Наконец, борьба с правонарушениями требует внеш­него вмешательства.

Роль необходимого в этом случае внешнего независимого кон­троля играет государственный контроль. Задача и содержание государственного земельного контроля, система органов, отвечаю-

щих за его осуществление, их полномочия специально определены в Земельном кодексе, Федеральном законе «Об охране окружаю­щей среды», Федеральном законе «О мелиорации земель», Граж­данском, Лесном и Водном кодексах, а также в подзаконных актах.

Задачей государственного земельного контроля является обес­печение соблюдения физическими, должностными и юридически­ми лицами требований земельного законодательства в целях эф­фективного использования и охраны земель .

Государственный земельный контроль является постоянной ра­ботой соответствующих органов, осуществляемой в соответствии с ведомственными годовыми планами работ. Необходимые контроль­ные действия предпринимаются также по заявлениям и жалобам граждан.

Объектами госземконтроля выступают действия всех субъек­тов земельного права — физических и юридических лиц, связан­ные с осуществлением прав собственности, владения, пользования, аренды земельных участков, мероприятий по обеспечению их рационального использования и охраны. В качестве самостоятель­ного объекта госземконтроля выступают действия должностных лиц, выполняющих функции по приватизации и предоставлению земель, оформлению и регистрации прав на земельные участки и другие управленческие функции.

Полномочия органов государственного земельного контроля распространяются на все земли в пределах территории РФ неза­висимо от форм собственности, правового режима и целевого на­значения. Решения государственных контрольных органов обяза­тельны для исполнения. Одновременно за землепользователями сохраняется право оспорить решение, затрагивающее их права и интересы, в административном и судебном порядке.

Для осуществления госземконтроля в РФ учреждена система исполнительных органов, наделяемых необходимыми полномочия­ми и образующих систему специально уполномоченных государст­венных органов госземконтроля. Госземконтроль осуществляется как федеральными органами, так и органами исполнительной влас­ти субъектов РФ.

В систему федеральных органов, уполномоченных осущест­влять контроль за использованием и охраной земель, входят Росземкадастр, МПР России, Департамент санэпиднадзора Минздрава России, а также Госстрой России. Эти органы обладают как общей, так и специальной, отражающей специфику их деятельности, компетенцией. Так, перечисленные ведомства обладают общими для всех полномочиями по организации проверок качественного состояния земель и функционального зонирования городов и дру­гих поселений, внесению предложений о консервации земель. Они также имеют право принимать меры к устранению нарушений земельного законодательства, участвуют в согласовании градо­строительной документации.

Дополнительно к этому Росземкадастр специально уполномочен контролировать соблюдение отдельных требований земельного за­конодательства: режим использования земель в соответствии с це­левым назначением, недопущение самовольного занятия земельных участков. Он также следит за своевременной рекультивацией нару­шенных земель, своевременным и качественным выполнением ме­роприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почв и других негативных изменений, соблюде­нием сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им земельных участков, установлением и сохранностью межевых зна­ков. Руководитель Росземкадастра наделяется контрольными пол­номочиями по организации и осуществлению госземконтроля.

МПР России в дополнение к общим контрольным полномочиям контролирует соблюдение земельного законодательства в части охраны земель. В частности, Министерство контролирует выпол­нение природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности, соблюдение экологических норм при разработке новой технологии и материалов для обработ­ки почв, требований по предотвращению захламления земель, загрязнению почв сточными водами,'минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами, соблюдение режима использования особо охраняемых земель, выполнение мероприя­тий, по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы и др.

Департамент санэпиднадзора Минздрава России осуществляет государственный контроль за соблюдением санитарного законода­тельства при использовании земельных участков. В частности, го­сударственный контроль за соблюдением санитарного законода­тельства при использовании земельного участка, установлении ох­ранных, санитарно-защитных, оздоровительных и рекреационных зон, при проектировании и эксплуатации предприятий по использованию, переработке и захоронению радиоактивных, токсичных ма­териалов и отходов производства, за предотвращением загрязнения земель возбудителями паразитарных и иных заболеваний.

Компетенция Госстроя России распространяется на земли го­родских и сельских поселений. Перед ним ставятся задачи по осуществлению контроля за соблюдением земельного законода­тельства при всех видах градостроительной деятельности, вклю­чая контроль за соблюдением норм и правил планировки и застройки, предотвращению самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, установленного порядка использования тер­риторий с особым режимом градостроительной деятельности .

На уровне субъектов РФ по мере необходимости могут созда­ваться органы государственного земельного контроля. Они осу­ществляют госземконтроль в рамках своей компетенции только на территории соответствующего субъекта РФ. К примеру, Государ­ственная земельная инспекция Московского земельного комитета контролирует использование и охрану земель в г. Москве, профи­лактику, выявление и устранение нарушений земельного законо­дательства на территории города.

В зависимости от целей и времени государственного контроля относительно контролируемого действия различают: предупредительный, текущий и последующий государственный контроль.

Предупредительный контроль осуществляется на этапе проек­тирования и планирования деятельности, связанной с использова­нием земель и воздействием на состояние земель, и нацелен на предупреждение возможных нарушений земельного законодатель­ства в процессе реализации проекта. К видам предупредительного контроля относятся различного рода государственные экспертизы, лицензирование видов деятельности и сертификация используе­мых в хозяйственной деятельности технических средств, техноло­гий и веществ.

В процессе реализации деятельности, связанной с землеполь­зованием и воздействием на состояние земель, осуществляется текущий контроль. Его задача — регулярные проверки хозяйст­венной и иной деятельности на предмет ее соответствия требова­ниям земельного законодательства и условиям индивидуальных разрешительных документов. Текущий контроль осуществляется при помощи инспектирования объектов землепользования и хозяй­ственной деятельности, а также мониторинга земель.

Последующий государственный контроль подразумевает дей­ствия государственных контрольных органов и уполномоченных лиц по оформлению правонарушений и привлечению совершив­ших их лиц к юридической ответственности. Последующий кон­троль — логическое продолжение инспекционных проверок и мо­ниторинга земель в том случае, если в процессе их осуществления обнаружены нарушения земельного законодательства и.условий индивидуальных разрешительных документов. Последующий кон­троль направлен на прекращение правонарушения и восстановле­ние правопорядка. Последующий государственный контроль прямо связан с применением к правонарушителям мер юридической ответственности. Соотношение обнаруженных правонарушений и примененных к правонарушителям мер юридической ответствен­ности служит одним из критериев определения эффективности законодательства.

Общественный контроль заключается в полномочиях и дея­тельности органов территориального общественного самоуправле­ния, других общественных организаций контролировать соблюде­ние порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления ре­шений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц' а также соблюдение требований использования и охраны земель. В отдельных случаях общественным организа­циям и гражданам предоставляются полномочия по осуществле­нию внешнего, независимого контроля за землепользованием в целом, ведущегося параллельно или дополнительно к государст­венному. К примеру, допускается проведение общественной э^о-логической экспертизы. Однако компетенция и спектр полномочий общественных организаций в области контроля по сравнению с государственными органами существенно ограничен. Так, общест­венные организации и граждане, по общему правилу, не имеют права инспектировать объекты землепользования, требовать от землепользователей предъявления документов для экспертизы, осуществлять лицензирование, давать обязательные для исполне­ния землепользователями предписания до тех пор, пока эти пол­номочия не будут им переданы.

Особое место в системе общественного контроля занимает кон­троль, осуществляемый внештатными общественными инспекто­рами, которые на основании полученных государственных удосто­верений имеют право выполнять инспекционные проверки землепользования. Особыми контрольными полномочиями обладают профсоюзы, которые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» , имеют более широкие, чем другие общественные организации, полномочия с условием, что они распространяются только на вопросы охраны окружающей среды, в том числе земель, в связи с трудовой деятельностью членов данного профсоюза.

В остальном реализация права общественного контроля зави­сит от различных ограничений, связанных с защитой прав собст­венности, коммерческой и государственной тайны, процессуальных требований земельного контроля. Наиболее реальным и действен­ным способом общественного контроля является право граждан обращаться с заявлениями и жалобами по вопросам соблюдения земельного законодательства в административные и судебные ин­станции, а также право общественных организаций представлять и защищать права и законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах мест­ного самоуправления.

Муниципальный земельный контроль возложен на местные органы самоуправления. В соответствии с ЗК (ст. 72) и Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6) местные органы самоуправления наделены общими полномочиями по контролю за использованием земель на территории муниципальных образований, что включает соответственно их право контролировать использование не только муниципальных земель, но и земель, принадлежащих государству, физическим и юридическим лицам. Они также уполномочены осу­ществлять общий контроль за соблюдением законодательства РФ о градостроительстве. Кроме того, в целях выполнения государст­венного контроля предусматривается взаимодействие государст­венных органов с местными органами самоуправления, в том числе в области мониторинга, экспертизы некоторых проектов.

Вопрос о соотношении производственного, государственного, общественного и муниципального земельного контроля недоста­точно изучен и урегулирован в праве. В частности, неясно, обя­заны ли производственные, муниципальные и общественные кон­трольные органы сообщать в государственные контрольные ор­ганы о выявленных правонарушениях. Имеют ли право государственные контрольные органы требовать предъявления резуль­татов и документов внутрипроизводственных контрольных про­верок, данных мониторинга и аудита? Положение ЗК (ст. 73) об обязанности землепользователей предоставлять сведения об ор­ганизации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля не вносит достаточной ясности в этот вопрос, хотя и устанавливает элементарную связь' между государственным и производственным земельным контролем. В остальном в силу различных причин эти вопросы пока не привлекают внимания ни в теории права, ни в практике его применения. Однако на самом деле вопрос о соотношении различных форм контроля, взаимных правах и обязанностях органов, организаций и граждан имеет важное зна­чение и напрямую связан с разработкой эффективной защиты конституционных прав и интересов граждан, обеспечением реа­лизации законодательства.

Наши рекомендации