1. Коммент. ст. подразделяет все объекты гражданских прав на три категории в зависимости от их оборотоспособности. По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т. е. признаются полностью оборотоспособными, если они прямо не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Кроме того, оборот некоторых объектов гражданских прав, например нематериальных благ, исключен в силу самой природы этих объектов. 2. Под объектами, изъятыми из оборота, понимаются объекты, нахождение которых в обороте прямо запрещено законом. К ним относятся прежде всего объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании, в частности дороги, реки, общественные здания и сооружения, национальные библиотеки и т. п. Не участвуют в гражданском обороте и вещи, которые в принципе могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, а в ином порядке, в частности архивные материалы. Наконец, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок объекты, запрещенные действующим законодательством, например порнографические издания, поддельные денежные знаки и платежные документы, самодельные наркотические средства и т. п. 3. Ограничение оборота тех или иных объектов означает, что эти объекты могут принадлежать лишь определенным лицам либо для совершения сделок с ними требуется специальное разрешение. Подобные ограничения могут вводиться по соображениям государственной и общественной безопасности, охраны экономических интересов государства, обеспечения здоровья населения и т. п. Так, горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться лишь во владение и пользование юридическим лицам и гражданам. Другие объекты, ограниченные в своем обороте, могут приобретаться и в собственность, но лишь по особым разрешениям. К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т. п. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей - иностранной валюты и внешних ценных бумаг. Наконец, для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производятся с соблюдением действующий правил о преимущественном праве их покупки государством. 4. Пункт 3 ст. 129, посвященный обороту земли и других природных ресурсов, носит отсылочный характер. Пределы участия этих объектов в гражданском обороте определяются не гражданским, а земельным и природоресурсным законодательством. Так, земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в гражданском обороте, перечислены в ст. 4 и 5 ЗК. Оборот земель селькохозяйственного назначения регулируется специальным Законом об обороте земель селькохозяйственного назначения. Особенности оборота участков недр, водных объектов и участков лесного фонда определяются Законом о недрах, Водным и Лесным кодексами. 31. Понятие государственного земельного фонда. Государственное управление земельным фондом — отдельная сфера государственного управления. Областью действия является земля в широком смысле слова. Предметом регулирования является система земельных правоотношений в области рационального использования и охраны земельных ресурсов как объекта экономического хозяйствования. Все земли, которые находятся в пределах Российской Федерации, составляют единый земельный фонд РФ. Он обусловливает наличие общего правового режима всех земель, составляющих земельный фонд РФ, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и принадлежности к той или иной категории земель. Все земли РФ подразделяются на два вида: — земли, которые используются в качестве пространственного экономического базиса, средства производства; — земли, которые выполняют природно-заповедные, рекреационные, оздоровительные функции. В зависимости от целевого предназначения все земли РФ подразделяются на: 1) земли сельскохозяйственного назначения (гл. 14 ЗК РФ). В этой категории выделяют два вида земель: земли, предназначенные для целей сельскохозяйственного производства, т. е. используемые в качестве производственного фактора; земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, т. е. используемые в качестве обеспечительного, вспомогательного фактора; 2) земли населенных пунктов (поселений), (гл. 15 ЗК РФ). К их числу относят все земли, которые расположены в пределах городской, поселковой территории, а также территории населенных пунктов и те, которые находятся за пределами территории населенных пунктов, но переданы в их ведение; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (гл. 16 ЗК РФ). Указанные земли могут быть предоставлены только организациям, предприятиям и учреждениям в порядке, установленном федеральным законодательством; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов (гл. 17 ЗК РФ). К их числу относятся земли, которые носят природоохранный, природно-заповедный, рекреационный, оздоровительный и историко-культурный характер; 5) земли лесного фонда (гл. 18 ЗК РФ). В его состав входят все земли, покрытые лесом и лесопосадками, а также земли, не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства; 6) земли водного фонда. Эти земли включают в себя три вида земель: занятые водными объектами; выделяемые под полосы отвода; водоохранные зоны водных объектов; 7) земли запаса не находятся ни на праве собственности, ни на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и т. д. Земли запаса составляют единый резервный земельный фонд Российской Федерации, находящийся под контролем федеральных исполнительных органов государственной власти в области рационального использования и охраны земель. Структура земельного фонда постоянно меняется под влиянием различных факторов: политических, экономических, социальных, биологических, экологических и др. С изменением структуры земельного фонда в целом происходят изменения и в структуре категории земель. Такие же изменения могут происходить в рамках всех остальных категорий земель в связи с их переводом из одной категории в другую, приватизацией земель, развитием предпринимательской деятельности в области использования земельных ресурсов и т. д. Возможно появление новых, ранее незнакомых Земельному кодексу РФ категорий земель в составе единого земельного фонда Российской Федерации. | |