Понятие права пожизненного наследуемого владения землей.
Право пожизненного наследуемого владения согласно п.1 ст.21 ЗК РФ предоставление з. уч. гражданам на праве пож. насл. вл. после введение в действие ЗК РФ не допускается, но если право пож. насл. влад. зем. участком было приобретено до введения кодекса в действие, оно сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения устанавливается в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Субъектом этого права может быть только гражданин, которому участок предоставляется для садоводчества, огородничества, личного подсобного хозяйства и др. целей.
Основаниями возникновения пожиз. насл. влад. является:
1. принятие гражданином наследства;
2. договор купли продажи недвижимости или иное основание перехода права собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на зем. уч. принадлежащем на праве пож. насл. владения бывшему собственнику недвижимости.
Граждане имеющие зем. уч. в пож. насл. владении имеют право приобрести их в собст-ть.
Каждый гражданин может однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в пож. насл. владении зем. уч., причем взимание дополнительных денежных сумм не допускается.
Понятие и характеристика права постоянного /бессрочного/ пользования землей.
Основной категорией лиц, использующих земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования, являются юр. л. Право постоянного бессрочного пользования может возникнуть Толька в отношении земель, находящихся в гос-м или муниципальном собственности.
Гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование вообще не предоставляются. При этом права постоянное бессрочное пользование находящиеся в гос-м или мун-м собст-ти земельные участками, возникшие у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
Каждый гражданин имеет право однократно бесплатна приобрести в собственность находящийся в его постоянном бессрочном пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными землями, не допускается.
В соответствии со ст. 3 Закона «О введении в действие ЗК РФ» юридические лица, за исключением гос-х и мун-х учреждений, федеральных казенных предприятий обязаны были до 1 января 2006года переоформить право п. б. п. зем. уч-ми на право аренды или приобрести эти участки в собт-ть (по своему желанию).
Если нормы ГК РФ закрепляли право лица, которому зем. уч. предоставлен в п. б. п., ограниченно распоряжаться участком ( передавать его с согласия собственника участка в аренду или безвозмездное срочное пользование), то ЗК РФ определил, что граждане и юр. л. обладающие зем. уч-ми на праве п. б. п. не могут распоряжаться этими зем. участками п.4 ст.20.
Право п. б. п. может быть принудительно прекращено по основаниям предусмотренным в ст. 45 ЗК РФ.
Содержание права безвозмездного срочного пользования.
По договору безвозмездного срочного пользования зем. участком одна сторона обязуется передать или передает его в безвозмездное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть этот участок в том состоянии, в котором получила или в состоянии обусловленным договором.
Основное отличие этого договора от договора аренды заключается в его безвозмездном характере, но следует отметить, что безвозмездный пользователь муниципальных или госуд. земель не освобождается от уплаты налога.
В безвозмездное пользование могут предоставляться зем. участки:
- из земель находящихся в госуд. или в муниц. собственности – госуд. и муниц. учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам госуд. власти и органам местного самоуправления;
- гражданам в виде служебного надела;
- из земель находящихся в собственности граждан или юридических лиц на основании договора.
Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.
Понятие и виды сервитута.
Сервитут- право ограниченного пользования чужим зем. участком.
Право ограниченного пользования чужим зем-м участком представляет своего рода «право безысходности невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей».
В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.
Публичный сервитут вводится с учетом результатов общественных слушаний может устанавливаться для: прохода или проезда через зем. участок, используя зем-й участок в целях ремонта коммуникационно – инженерных, электрических и др. линий и сетей, а так же объектов транспортной инфраструктуры забора воды и водопоя, прогона скота и др. целей.
Отличие публичного сервитута от частного заключается в том, что публичный сервитут вызывается интересами не отдельного лица, а государства, муниципального образования или местного населения.
Частный сервитут устанавливается соглашением сторон или по суд-му решению, распространяется на соседний зем-й участок и имеет возмездный характер. Установление бесплатного частного сервитута м. б. предусмотрено только ФЗ, поэтому собственник участка обремененного частным сервитутом вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен.
Как частный так и публичный сервитуты м. б. срочными и бессрочными, в основном они устанавливаются на неопределенный срок.