Кто принимает подзаконные акты, зачем их принимают, когда они становятся действующими?
№ | Подзаконные нормативно правовые акты | Кем приняты? | Когда вступают в силу? | |||
Общие нормативно-правовые акты | ||||||
1. | Постановления ВР | Верховная рада. Например: постановление ВР «Про земельну реформу» от 18 декабря 1990. | Акты Верховной Рады Украины и Президента Украины вступают в силу через 10 дней со дня их официального предания огласке, если другое не предусмотрено самими актами, но не раньше дня их опубликования в официальном печатном издании; | |||
Указы и распоряжения | Президент. Его указы являются обязательными для исполнения на всей территории страны. Предназначены определенному кругу субъектов. | |||||
Постановления и распоряжения | КабМин. После подписания Премьер министром становятся обязательными для исполнения. В постановления и распоряжениях устанавливается методика и порядок выполнения закона. | Акты Кабинета Министров Украины вступают в силу с момента их принятия, если более поздний срок набирания ими действию не предусмотрено в настоящих актах; Акты Кабинета Министров Украины, которые определяют права и обязанности граждан, вступают в силу не раньше их опубликования в официальных печатных изданиях; | ||||
Приказы | Министерства и ведомства. Эти правовые акты осуществляют управленческие и контрольные ф-и. | подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины, с обязательным составлением соответствующих государственных реестров и вступают в силу через 10 дней после их регистрации, если в них не установлено более позднего срока предоставления действию; | ||||
Ведомственные нормативно-правовые акты | ||||||
4. | Инструкции, методики, правила, положения. | Субъекты отраслевой компетенции. Их действие распространяется на все организации и на лица, которые входят в это ведомство, или на их отдельное звено. Например: Госкомзем. | Вступают в силу после государственной регистрации, занесения в реестр. Со временем с которого они поступили к адресату | |||
Местные нормативно-правовые акты | ||||||
Постановления, распоряжения | Принимаются в пределах компетенции и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов, и тому подобное. Как правило, настоящие акты регулируют отношения в сфере общественного порядка, охраны здоровъъя, торговли, в пределах соответствующей административно-территориальной единицы. | со времени принятия или подписания, отмеченных, как правило, в самом нормативно правовому акте | ||||
Локальные нормативно-правовые | ||||||
Распоряжения, приказы, инструкции | Руководители государственных и общественных организаций. Принятые в пределах их полномочий и регулируют их служебную и трудовую деятельность. | со временем с которого они поступили к адресату | ||||
По общему правилу, законы вступают в силу через 10 дней с момента опубликования, а другие акты — с момента опубликования. Однако возможные и другие варианты вступления в силу нормативно правовыми актами. Срок может устанавливаться в самом нормативном акте. Если нормативный акт не публикуется, он вступает в силу с момента его получения исполнителем. Нормативно правовые акты теряют действие в результате окончания срока, в течение которого предусматривалось его действие, прямой отмены или фактической отмены другим актом.
7. Полномочия президента по изданию нормативно-правовых актов.
Президент Украины издает указы и распоряжения на основании и для исполнения Конституции в рамках полномочий, предоставленных ему ч.1 ст. 106 Конституции. Его указы являются обязательными для исполнения на всей территории страны, но его полномочия в этой сфере ограничены, поэтому данные указы и постановления являются индивидуальными правовыми актами с определенным кругом субъектов. Например, Указ Президента « О защите прав собственников земельных долей (паёв)» от 15.02.1998 г. – имеет четко очерченный круг лиц – участников земельных отношений, он касается лишь лиц, у которых есть право собственности на земельный пай.
8. Полномочия Кабинета Министров по изданию нормативно-правовых актов.
Ст.117 КУ называет Кабинет Министров органом, который в границах своих полномочий может издавать постановления и распоряжения. После подписания их Премьер Министром, они становятся обязательными для исполнения в Украине. Необходимость их принятия обусловлена тем, что в законах определяются лишь основные положения, которые требуют детализации для воплощения их в практику. Например, в постановлениях и распоряжениях устанавливается методика и порядок выполнения положений закона, четко определяется состав органов, которые будут осуществлять и контролировать их выполнение. Например, постановление « Про организацию работ и методику распределения земельных участков между собственниками земельных долей (паёв)» от 31.03.2004
9. Полномочия Госкомзема по изданию нормативно-правовых актов.
Источниками права являются также приказы министерств и ведомств. Эти правовые акты осуществляют управленческие и контрольные функции в области охраны и использования земельных ресурсов. Они должны соответствовать законам, указам Президента, постановлениям КабМина. Правовые акты министерств, которые осуществляют отраслевое управление, являются обязательными в пределах этой отрасли.
Центральным органом государственной исполнительной власти в области использования и охраны земель является в настоящее время Гос. Агентство Украины по земельным ресурсам (Госкомзем). В соответствии с постановлением Верховной Рады Украины «Об ускорении земельной реформы и приватизации земель» Госкомзем наделён компетенцией издавать нормативные документы по вопросам реформирования земельных отношений. Госкомзем утверждает инструкции, методики, правила, положения межведомственного и межотраслевого характера. Специфика этих актов заключается в необходимости их государственной регистрации, (в соответствии с указом Президента Украины от 03.10.1992 г. «О государственной регистрации нормативно-правовых актов Министерств и других органов исполнительной власти»). Без государственной регистрации такие акты не являются источниками права.
Госкомзем издает также письма, в которых дается разъяснения порядка использования норм земельного законодательства и определенные рекомендации, которые все же не носят нормативного характера и не являются источником земельного права.